Суббота, 20 апреля
Меню

Инд и Ана, часть 6

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2043
Инд и Ана, часть 6
Представители народности неваров в традиционных костюмах

Продолжение. Начало в НЖ№48, 03.12.15

Мы подходим к завершению сказки странствий павлодарки Анастасии Карповой. Чем же еще можно удивить путешественника, кочующего полтора года по полной чудес Индии? Но есть по соседству с ней таинственный и загадочный край. Вот что говорит об этом уголке планеты художница и поэтесса Анастасия Карпова. «В этой стране — самая высокая в мире вершина, родина Будды и “столица мирового хиппизма 70-х”. Жители этой страны еще помнят имена последних королей, приносят кровавые жертвы богам и не пускают туристов в древние храмы».

Южный склон долины Катманду

Южный склон долины Катманду

Угадали? Тогда еще подсказки: «На улицах этой страны никого нельзя удивить маленькой демонстрацией, большим граффити и отключением электричества. На кухнях этой страны готовят яков, рисовые хлопья и карри. В городах этой страны пестрые улочки паутинами-лабиринтами сходятся к храмовым площадям, главное — не пытаться пройти напрямик, а если удачно заблудиться, то можно встретить Живую Богиню. На этих улочках лепят из глины горшки, а вечером зажигают сотни свечей и поют.

Это страна кирпичных мостовых, террасированных склонов, шерстяных носков, буддийских флагов, туманов, европейских фриков, недописанных законов, резных дверей и окон, блестящих гор, глухих деревень, забавных шапочек, потрясающих пейзажей, зеркал, бронзовых колоколов, непонятных цифр». Это — Непал.

Кладбище знатных особ

Кладбище знатных особ

Анастасии посчастливилось побывать в этом государстве до того, как весной 2015 года его сотрясла череда разрушительных землетрясений. Погибли более 8 тысяч человек, ранены более 14 тысяч. Разрушены десятки тысяч домов, повреждены сотни тысяч строений. Многие памятники древности, входящие в список всемирного наследия ЮНЕСКО, были стерты стихией с лица земли. Мы писали тогда о наших земляках, павлодарской семье Кузиных, которым удалось спастись из предгорий Гималаев. Светлана Кузина с четырьмя маленькими детьми благополучно вернулась к супругу в Павлодар.

Фото Игоря Корионова

Фото Игоря Корионова

После возвращения в Павлодар, Анастасия Карпова рассказывала на творческих встречах, каким она увидела Непал. Как он потряс ее, и каким остался в памяти.

— Анастасия, это правда, что в Непале туристам нельзя осмотреть все подряд достопримечательности?

— В 2008 году Непал окончательно перестал быть королевством. Но политическая ситуация туристу малопонятна, конституции до сих пор толком нет – в общем, идет исторический, переходный период. Но, несмотря на различные изменения, традиции там чтут строго. И не во все свои храмы они пускают «белых людей». Половина храмовых культовых святынь для иностранцев в Непале просто недоступна. Непальцы тоже индуисты, как и большинство индийцев, но у них все более специфично, по-особенному. Они в основной массе поклоняются достаточно воинственным божествам индуизма. И даже приносят кровавые жертвы. В определенные празднества в октябре-ноябре в течение двух недель они на улице режут козлов и буйволов. Такие традиции в небольших проявлениях представлены на севере Индии. Вообще, в Непале религия представляет, на взгляд чужеземца, странный микс из индуизма и буддизма. А есть там и такие места, являющиеся святынями и для буддистов, и для индуистов. Пашупатинатх — крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по  обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду. В это святилище, кстати, иностранцев не пускают, но говорят, что там есть изваяние природного происхождения с четырьмя ликами.

Поход в храм еще и повод пообщаться

Поход в храм еще и повод пообщаться

— На одной из фотографий виден целый «городок» маленьких культовых строений.

— Что это за сооружения, вроде храмового комплекса, я поначалу не знала. Но потом нам пояснили, что это кладбище. И эти одинаковые «храмики» – надгробные сооружения знатных особ. Хотя в целом там принято кремировать останки умерших, и нам показывали ступени к речке, где все проходит. Но есть какие-то обстоятельства, при которых усопших и вот так хоронят.

На таможне

На таможне

— А об отношении к жизни говорит то, как народ относится к искусству.

— Очень много ярких красок, живы ремесла. В Непале меня поразили художники – их очень много, и граффити на стенах. В Катманду, столице Непала, даже есть своеобразная резиденция художников из разных стран, которые реализуют свои творческие проекты. Они осовремененные — сказывается туристический поток. К слову, Непал меньше Индии, а туристов все так же много. И уровень сервиса растет. Но есть и совершенно традиционные деревеньки. Бывает все пафосно, а бывает и просто, по-домашнему. Например, как и в Индии, в Непале мотоциклы загоняют в первую комнату дома. Зимы-то нет, на машинах ездить — пробки, а на скутерах — самое то.

Мотоциклы в Непале, как и в Индии, просто загоняют в первую комнату в доме

Мотоциклы в Непале, как и в Индии, просто загоняют в первую комнату в доме

— Я слышала, что есть целые города в Непале, которые называют музеями.

— Бхактапур – действительно, музей под открытым небом, и вход в историческую часть города платный. Это сочетание современного города и  совершенно нетронутого временем средневекового, третья из столиц долины Катманду. Хотя в 1934 году Бхактапур был разрушен землетрясением, вскоре он был восстановлен, и в 1979 году архитектурное наследие города было включено ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Во время землетрясения 2015 года Бхактапур очень пострадал, к сожалению. Меня же поразил самый высокий бхактапурский храм Лакшми. Есть открытка, на которую он меня вдохновил.

— А как живется в стенах города-музея?

— Вот фото из Бхактапура – его житель обнимает корову. Больше, конечно, на фотокамеру. Вот бхактапурские детишки смотрят на туристов с балкона. В Непале посещение храма это ведь еще и повод пообщаться. В историческом центре не ездят мотоциклы, вообще запрещено движение транспорта. И ты сразу переносишься в средневековье. Используют для храмов все те же материалы и техники, что и многие века назад: камень, дерево, чеканку, инкрустацию. Все очень красиво сочетается, много резьбы по камню и дереву. Бхактапур считается городом ремесленников – здесь работают резчики по дереву, гончары, мастера пишут буддийскую живопись, что-то плетут из ниток и много чего еще.

Бхактапурские ребятишки

Бхактапурские ребятишки

— Какие еще древние традиции сохраняются до наших дней?

— В Непале сохранилась уникальная традиция Кумари, воплощения Живой Богини. По местным верованиям, богиня решила воплощаться в теле девочки, которую выбирают из множества по определенным признакам. Кумари – единственный человек, имевший право ставить тилаку, точку во лбу, самому королю — «шах-ин-шаху», когда Непал был королевством. В разное время там было три столицы – Бхактапур, Лалитпур и Катманду, и в каждой осталось по богине. Хотя короля уже нет, и столица одна – Катманду.

Житель Бхактапура

Житель Бхактапура

— Ты видела ее?

— Когда я оказалась с этой девочкой лицом к лицу, в этом было что-то особенное. Пока она является Кумари, ее ноги не касаются земли – она не ходит по земле, ее носят на руках. Живет в храме, там и дом, и алтарь, где ей поклоняются. Меня впечатлила эта девочка. Раньше они были в великом почете. Сейчас короля нет, и им все труднее живется, хоть традиция сохранена. Люди начали возмущаться, ведь такие девочки не получают образования. Одна из Королевских Кумари, Рашмила Шакья, была таким воплощением с 1984 по 1991 год, потом окончила университет и написала книгу о своей жизни.

В магазине тканей

В магазине тканей

— А как эти девочки становятся Кумари?

— Когда я была в храме, не могла понять: атрибутика присутствует буддийская и индуистская. Потом мне объяснили: хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. Кумари становится девочка из касты Шакья народа неваров. Она одевается только в красное. Как только богиня покидает тело Кумари, начинается процесс поиска ее новой инкарнации. То есть, они вырастают и сменяются. С первой кровью девочка перестает быть воплощением богини. Это удивительно и символично: когда они перестают быть детьми, тогда перестают быть богинями.

— Такие контрасты – тут старинные храмы, живая богиня, а тут же, чуть подальше – современные художники…

— Есть и Покхара, я называю его непальским Гоа. По своей туристической истории, в 70-е годы это была столица мирового хиппи-движения. Находится в предгорьях, на берегу живописного озера Фева. Оттуда видна Аннапурна – национальный парк и горный массив Гималаев. Но и тут все традиционно — переводится это название, как Богиня плодородия.

Дедушки под деревом

Дедушки под деревом

— Страна горная, и для земледелия люди приспосабливают любой ровный клочок земли…

— В Непале террасированные площадки, где люди возделывают свои культуры. Интересно, что я в школе,  в учебнике географии за 7 класс видела картинку «Южные склоны долины Катманду». Мне очень захотелось увидеть все вживую. И вот прошло время. Я оказалась в Непале, села на автобус. Ехать пришлось 10 часов. Всю дорогу я видела одну картину – сначала спуск, потом подъем по южному склону долины Катманду! В общем, мое желание исполнилось: я рассмотрела эти склоны во всех подробностях.

Фото Игоря Корионова

Фото Игоря Корионова

— Побывала ли ты в Гималаях? Тихо там, наверное, нет никого?

— При восхождении на гору Саранкот (около 2100 метров над уровнем моря, рядом с Покхарой) по пути мне встречались дедушки, которые просто так сидят под деревьями на склонах. Вроде как у нас бабушки сидят у подъезда. А в Непале дедушки сидят в горах – и смотрят пейзаж вместо телевизора… Я прошла  только по известным туристическим тропам Непала. А вот в Индии уже знаю такие места, по которым гиды точно не водят экскурсий.

Окончание следует.

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№50, 17.12.15