Пятница, 27 декабря
Меню

Портрет коррупционера (фоторепортаж)

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 17170
Портрет коррупционера (фоторепортаж)
Картина Андрея Оразбаева «Золотая рыба коррупции»

В Павлодаре открылась удивительная и неоднозначная выставка. В галерее «Айна» областной библиотеки им. С. Торайгырова экспонируются 86 работ 35 художников Павлодарской области и других регионов Казахстана. Произведения очень разные – живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. А тема одна – «Нет коррупции!». Как авторы поняли и выразили суть этого «нехудожественного» явления нашего общества, стоит посмотреть и увидеть собственными глазами.

«Взять или не взять?» «Кто пахан коррупции»? Кто он, типичный коррупционер? Как выглядит «Чистая совесть»? Такие вопросы задают себе художники и отвечают: не только в актуальной технике плаката, но и в акварели на бумаге, и масле на холсте, в коллаже, и даже в мраморе скульптуры и стекле витража.

Несколько месяцев назад, узнав от музейщиков о готовящейся выставке-конкурсе, я была удивлена. Искусствоведы тоже были в легком недоумении: как справятся творческие люди с конкретной задачей, казалось бы, далекой от творчества, было интересно всем. К тому же, чего уж там, все эти смотры с рисунками и плакатами, как правило, не приносят главного результата – коррупция как была, так и есть. Как искусством побороть коррупционера – вора при должности, обманщика, лицемера, взяточника?

О художественной составляющей стоит сказать — результат удивительный: видение у всех авторов хоть и разное, но отношение к этому пороку у чутких на всякие негативные проявления человечества художников одинаковое. Разными словами и материалами они кричат: коррупция, разъедающая душу человека – зло!

— Выставка организована агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции Павлодарской области совместно с управлением культуры архивов и документации области, и, конечно, художественный музей тоже внес свой вклад, — поясняет искусствовед Павлодарского областного художественного музея Майя Хусаинова. — Самое приятное, что наряду с известными павлодарскими художниками представила свои работы творческая молодежь – студенты вузов и колледжей, и сельской школы села Железинка. Плакаты представили наши гости – маститые художники-плакатисты Казахстана. Рядом знаменитые авторы и молодое поколение, идет преемственность. Например, представила свои работы художник Ольга Ловина, а также ее дочери-художницы – Яна Алеева и Александра Ловина-Самошкина.

— Майя Бугубаевна, в чем отличие от советских плакатов на эту же тематику?

— Я думаю, они намного смелее. Время накладывает отпечаток опыта. Все работы интересные и актуальные. Приятно, что каждый художник имел возможность себя выразить.

— В том числе и в декоративно-прикладном искусстве.

— Мы сначала сомневались: как в декоративно-прикладном искусстве можно эту тему выразить. Всех порадует работа Раджана Кастевича – он единственный у нас в области работает с витражом. Сложная техника требует большого опыта и времени. Мы думали сначала, что сначала не получится воплотить эту тему в декоративно-прикладном искусстве. Получилось вот такая «Рыбалка». Тема отражена оригинально, и всем сразу все становится понятно. Или Ольга Ловина выполнила декоративную тарелку с эмалью. Панно Дамира Смыкова в керамике изображает образ одного из злых людей: богатый бай уже не вмещает богатство в своих руках. Вот представлен коллаж – прорастающий куст зла. И каждый зритель может посмотреть в эти растущие на ветвях зеркала и подумать – «а как я живу?».

— Эта часть экспозиции поднимает серьезные темы в визуальном исполнении.

— Да, это известные художники и они задают серьезные вопросы и отвечают на них. Камиль Катлеев — один из старейших художников-графиков. Он говорит, в нашей жизни не все плохо – есть и позитив. Есть темные пятна, но мы продолжаем радоваться жизни, природе и достижениям науки. А одна из лучших работ экспозиции живописного плана – картина Андрея Оразбаева «Золотая рыба коррупции». Как объяснял нам художник, здесь форма государства в виде золотой рыбы. И есть места, где подгнивает эта рыба, осыпается в виде золотой ржавчины. Лицо коррупционера общо, он не дает конкретные черты лица.

— Кто принял участие в конкурсе?

— Эта выставка — конкурс региональный. Участвуют и павлодарские художники, и наши гости. Вот работы Баян Кайнышевой, скромного учителя рисования из Экибастуза. Человек в маске – неузнаваем, но за спиной у него — нож. И ничего хорошего от него ждать нельзя. Вот работа Николая Пашко, он работает с деревом. Вообще у нас получилась целая галерея скульптуры малых форм.

И действительно, скульптуры на тему коррупции получились особенно говорящими. За каждой работой идет глубокое осмысление этой важной государственной темы. Владимир Ефремов представил скульптуру «Кошелек». С двух сторон художник показывает образ превращающегося в кошелек человека, резко критикуя эту тему. Бота Машрапов – автор нескольких работ на выставке. Выполненная в камне композиция называется просто – «Откат». Смотришь, и печально известная схема понятна.

— Я скажу, что впервые такая тема выражена именно так, — говорит Бота Машрапов. — Обычно считалось, что плакатное искусство ближе к раскрытию темы коррупции. Может, сейчас мы впервые представляем новый жанр – скульптурный плакат. Такого еще нет, но, возможно, мы первопроходцы. Он может оказаться еще более доступным для понимания. Конечно, я понимаю, что эти мои работы как сувенир дарить кому-то не получится никак. Но эта выставка планируется передвижная – есть такие задумки организаторов. Пусть люди увидят и подумают.

— Бота Кабыкенович, помимо воплощения художественных образов, что вы думаете о коррупции, как ее можно победить?

— Думаю, что ее так просто не победишь, она идет из древности. Но хоть на йоту сдвинуть ситуацию с места, повлиять на общественное мнение, будем надеяться, что можно. Мнение общества, особенно молодежи, будет подтягиваться. С оптимизмом надо смотреть. А для художника, конечно, ценно и интересно то, что мы и тему коррупции можем поднимать.

По словам организаторов, целью выставки является показ высокой гражданской позиции, формирование духовных ценностей казахстанцев, воспитание патриотизма, и пробуждение светлых высоких идеалов, далеких от проявления коррупции, стяжательства и казнокрадства. Глава культурного ведомства области Айнур Сарсенбаева пояснила: выставка открывается в канун празднования Дня независимости, она актуальную в рамках антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, в реализацию которой вносят вклад и наши художники.

— Наша страна целенаправленно и поэтапно следует курсу создания эффективных соответствующих мировым стандартам институтов  и механизмов противодействия коррупции, — сказал в приветственной речи на вернисаже руководитель Департамента агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Павлодарской области Денис Шакенов. — Борьба с коррупцией должна носить комплексный характер. Необходимы консолидированные усилия не только государства, но и всего гражданского общества. Осознавая всю опасность от последствий коррупции как в отдельно взятом государстве, так и в масштабе всего международного сообщества, Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря признано Международным днем борьбы с коррупцией. Выставка будет проходить до 25 декабря.  А по завершению комиссия будет подводить итоги конкурса. Конкурсной комиссией при определении победителей будут также учитываться и мнения зрителей, оставленные в книге отзывов.

Победителей конкурса ждут денежные премии. Прозвучало предложение о том, чтобы выставка продолжила свою работу в университетах, и, собственно, в здании департамента области. А может быть, даже и в Астане.

— Я бы сказал, что не бывает плохих времен, а бывают плохие люди, — говорит о теме коррупции художник Александр Колодин. — И они делают именно таким наше отношение к тому или иному времени. Вот сейчас время процветания коррупции, основное зло не только в нашей стране. Это мировое зло, когда каждый думает, как бы ему обогатиться. Вот эта небольшая работа «Жизнь удалась» у меня родилась таким образом. Один мой друг детства занял достаточно большой чиновничий пост, и поехал на зимнюю рыбалку на Зайсан, хотя там она запрещена. Высылает мне фотографию – очень много этих судаков на льду лежит, и он счастливый. И подпись – «Жизнь удалась!». И вот я этого замечательного человека изобразил. Только уже без судаков.

– И без человека.

— Да, и без человека. Ну, крыса он по сути своей, хоть и занимает большой пост. Если ты родился крысой, то по жизни и будешь крысой. Если родился свиньей – вот яркий образ другой работы, то хоть депутатом станешь, хоть начальником каким-нибудь, — свиньей и останешься. А на центральной части триптиха «Искушение» — дракон. Помните замечательную китайскую сказку? Когда люди пытались победить дракона, и в результате сами становились драконом. Это самое страшное и сложное – надо убить дракона в себе, вспомните сказку Шварца. Это необходимо каждому из нас. Дракон, может и маленький, и во мне сидит. А как его убить?

— Не кормить?

— Не кормить! Вот и весь ответ – не кормить его, и он умрет. Я своим ученикам говорю – на одном плече сидит черт, на другом – ангел. Кого ты будешь «кормить», тот и растет. Это главное в человеке. Не важно, имеешь ли ты форму, погоны, или нет. Если ты честно подходишь к делу, люди это увидят и оценят. Если нечестно – это тоже станет известно, люди тоже увидят, и тоже оценят. Поэтому не бывает плохих времен, а только плохие люди, которые пользуются данным временем. И я подпишусь под каждым словом Нурсултана Назарбаева – стратегия правильная. А вот тактика на местах зачастую бывает абсолютно противоположная. Везде человеческий фактор. И тут тот же совет – начни с себя, не корми этого дракона.

Судя по тому, что представленные работы пришедшие на вернисаж посетители в форме активно фотографировали на свои мобильные телефоны, задумка удалась. Проникнут ли в понимание, «зацепят» ли эти яркие образы тех, кому они предназначены – другой вопрос. Вспомнят эти поросячьи мордочки лживых полулюдей-полуживотных, отведут ли руку от конверта с мздой, подумав о человеке-кошельке с брюхом и задом, но без лица? Выставку стоит посмотреть и простому зрителю – она хороша и разнообразна, художники постарались – и высмеяли хлестко, и все нутро этого позорного в своей привычности и повседневности явления обнажили.

Безусловно, стоит взглянуть на экспозицию и тому, для кого она, собственно, предназначена – госслужащему, человеку в форме, чиновнику, — в общем, обличенному властью, принимающему решения за других. Может, массовые экскурсии стоит организовать для административных лиц? Посмотрите, как со стороны выглядит потеря человеческого лица и чести.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№49, 11.12.15