Понедельник, 23 декабря
Меню

Музыкальная жизнь в Павлодаре

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3497
Музыкальная жизнь в Павлодаре

Продолжение, начало в номерах от 5 и 12 ноября

«Дунькин клуб»

Музыкальная жизнь Павлодара в 50-х годах знаменита не только деятельностью музыкальной школы и открытием музучилища, но и созданием первого народного хора. Приехавшие на целину молодёжь со своими танцами и песнями подтолкнула органы культуры и местное начальство о проведении первого областного фестиваля молодёжи в связи с проведением в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в юбилейном для СССР 1957 году. На этом областном фестивале должны были показать своё умение не только певцы и танцоры, музыканты и чтецы-декламаторы, но и спортсмены.

В июне 1957 года проходили конкурсы солистов и музыкантов во всех районах области и на областной фестиваль съехались лучшие коллективы. Такой песенно-спортивный фестиваль состоялся на городском стадионе «Буревестник» (ныне Центральный стадион «Орталык» в Павлодаре).

После фестиваля родился и хоровой коллектив среди тех, кто выступал на фестивале. Первый концерт хора при заводе «Октябрь» состоялся 5 ноября 1957 года. А было это так. Тогдашний директор завода В. А. Кучеров предложил одарённому музыканту-баянисту Александру Шиллеру взяться за создание хора.

1 октября 1957 года на одном из молодёжных вечеров в клубе завода «Октябрь», который в народе именовался как «Дунькин клуб» в перерыве между танцами зазвучали песни. Прислушиваясь к поющим, он определил голоса. Набралось 18 парней и 12 девчат. Для начала репетиции была выбрана песня из репертуара народного хора имени Пятницкого «Зелёными просторами» (музыка В. Захарова, слова М. Исаковского).

Вскоре заводской хор заявил о себе на первом концерте в канун 40-летия Октябрьской революции на сцене областного драмтеатра им. А. П. Чехова. Павлодарские зрители с большим воодушевлением приняли новый хоровой коллектив.  «Отлично помню наш первый концерт, — рассказывает А. И. Шиллер. – Тогда на сцене областного драмтеатра мы предстали перед рабочими и служащими завода «Октябрь». Первое испытание. Все очень волновались.

В 1958 году молодой хоровой коллектив на городском смотре художественной самодеятельности занял первое место. Тесная дружба установилась между участниками хора и его руководителем А. И. Шиллером с местными поэтами-песенниками В. Бороздиным, Д.П. Приймаком, С. А. Музалевским и композиторами В. И. Ботовым и В.С. Ширинкиным.

В 1960 году хор стал назваться хором машиностроителей и содержался за счёт Павлодарского машзавода. В этот год был участником республиканского смотра художественной самодеятельности, посвящённого 40-летию Казахской ССР. Была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Мы славим павлодарские просторы». Домой коллектив привёз Диплом 1-й степени.

В 1961 году хоровой коллектив первым в Казахстане получил звание «народный». «Конечно же, радость была велика, но и ответственность перед зрителем намного повысилась» — говорил А. Шиллер корреспонденту «Звезды Прииртышья». Осенью этого же года народный коллектив выехал в первую творческую командировку на 1-й слёт целинников в Целиноград (ныне г. Астана). В этом же году в состав коллектива ввели инструментальную группу, руководителем которой стал Н. Долгополов, а с 1964 года возглавил композитор В. Ширинкин. Среди инструменталистов были ветераны хора – А. Беляев, А. Ситников, Г. Бенуа, Б. Корякин, Л. Ткаченко и др.

В 1962 году народных хор машиностроителей впервые выехал за пределы области и республики в столицу Украинской ССР – город-герой Киев. В этой столице хор встречали как полпреда целинного искусства и осыпали цветами павлодарцев восхищённые киевляне. Во всех главных концертных залах города-героя концерты хора проходили на «бис».

В следующем году хор выехал в Целиноград, чтобы выступить на 2-м слёте целинников с новой литературно-музыкальной программой «Мы славим наш край Целинный». Слёт проходил в январе 1963 года. Участники хора узнали, что на слёте будет присутствовать советский космонавт-2, Герой Советского Союза Герман Степанович Титов. Но на концерте вечером он не мог присутствовать. Узнав об этом, участники хора послали своего полпреда, заведующего городским отделом культуры И. П. Ромася встретиться с космонавтом. Узнав о том, что во Дворце целинников будут выступать первый народный целинный хор из Павлодара, Титов согласился быть на концерте. Хор исполнил песню волжского композитора М. Д. Чумакова о советских космонавтах. Концерт прошёл с большим успехом. Прославленный лётчик-космонавт на сцене сфотографировался с участниками народного хора и на обложке программы, которая хранится ныне в краеведческом музее, оставил на ней запись: «Дорогие друзья! Меня попросили написать несколько слов о концерте для участников слёта. Мне кажется, что вы сами всё видели. И лучше, чем говорили делегаты, не скажешь. Та теплота, с которой они принимали каждый номер вашей программы, улыбки и аплодисменты говорят о том, что вы принесли людям много радости в этот вечер. А давать людям счастье, радовать их своим искусством и работой – в этом, по-моему, заключается главное призвание человека. Спасибо вам! Г. Титов.10.01.63 г.»

В год 10-летия хора и в связи с 50-летием революции Павлодарский хор уже тракторостроителей впервые выступал в Москве, в Большом театре СССР и на ВДНХ, где павлодарцы стали лауреатами Всесоюзного фестиваля народного творчества. Даже центральная партийная газета «Правда» написала тогда о нашем хоре такие слова: «Примечательно, что в этот вечер рядом с прославленными казахскими мастерами соседствовали артисты-любители, участники народного хора Павлодарского тракторного завода». В 1972 т 1974 гг. хор подтверждал звание «народного», а в 1975 году 26 участников стали артистами народного хора ПТЗ. Затем были гастроли в Ташкенте, Саратове, Караганде, Барнауле, Омске, Алма-Ате, Кустанае, Минске, Волгограде и в др. городах огромной страны. Когда хору исполнилось 15 лет, руководитель хора А. И. Шиллер получил высокое звание «Заслуженного работника культуры Казахской ССР».

Александр Иванович ШИЛЛЕР (1922-1985) – композитор и музыкант-баянист. Родился в Одесской области на Украине в семье немецких колонистов. С 1930 г. жил в Одессе и учился в средней школе. В 1941 г. поступил в мореходное училище, но началась война, в ходе которой он попадает в плен. В 1942 отправлен в Германию, где его освободили в 1945 г. союзные войска и передали советским оккупационным органам. За то, что сидел в плену судом был осуждён и выслан в Новосибирскую область. Здесь он работал на разных должностях, пока председатель  Колыванского сельсовета не обнаружил у молодого человека склонность к игре на аккордеоне. В 1948 году А. Шиллер стал заведующим клубом, где организовал хор русской песни. Здесь он написал первую песню «Привет тебе, Москва!» Позже она вошла в репертуар Сибирского народного хора, созданный им Колыванский народный хор вошёл в историю Новосибирской области как неоднократный дипломант и лауреат многих Всесоюзных, республиканских и областных смотров и фестивалей. В 1957 году А. И. Шиллер приехал в Павлодар, который приманил его целинной романтикой. Здесь его пригласили работать в клуб завода «Октябрь» культорганизатором. Обладая опытом с хоровым коллективом в Сибири, Шиллер стал организовывать хор русской песни в Павлодаре. И это ему удалось. На протяжении 28 лет он руководил народным хором тракторостроителей. За эти годы хор дал более 1000 концертов. После смерти Шиллера хор продолжал существовать. Руководили хором А.Томилин, а потом Г. Скакова, В. А. Зайцев и др. Трудно было хору в 90-х гг. Он практически распался, но возрождение получил в год 40-летия – в 1997 году. Хору было присвоено имя его организатора А. И. Шиллера. С 1998 года народный хор Шиллера выступает от Славянского культурного центра как старейший хоровой коллектив области. В репертуаре хора были не только русские и советские песни, но и песни павлодарских композиторов – «Павлодарский вальс», «С Россией навеки», «Иртышская лирическая», «Молодые мастера», «Мы с тракторного», «Край наш иртышский», «Приезжайте в Павлодар», «Ты с нами, Таня», «Родные просторы», «Целинная хороводная», «От иртышских полей» и др.

Народная оперетта

Музыкальная жизнь в городе не ограничивалась только деятельностью детской музыкальной школой, музучилищем, народным хором и кружками художественной самодеятельности. Вслед за первой детской «музыкалки» появились новые музыкальные школы в Павлодаре. Одна из них за номером 2 в поселке алюминстроевцев, 3-я музыкальная школа на Втором Павлодаре, затем 4-я, ставшая позднее школой искусств им. С. Абусеитова, на улице 1 Мая, вблизи Затонского рынка.

В эти же 50-е годы в восточной части города, где возник ныне известный нам ныне поселок «Алюминстрой», тоже появился очаг культуры – Дом Культуры строителей. Он был открыт в ноябре 1957 года, а через год в связи с 40-летием  ВЛКСМ получил имя Ленинского комсомола. В новом Доме Культуры  стали проходить не только официальные мероприятия, но и рождались кружки, в том числе здесь стал работать в одной из комнат филиал детской музыкальной школы № 1, преобразованный потом в детскую музыкальную школу № 2. Рождение новой школы было связано с именем  страстного популяризатора детского музыкального образования Агнии Владимировны Егоровой-Лопатиной, которая в 1958 г. стала директором этой школы. Здесь была организована также вечерняя школа для взрослых, где музыке учились  строители, учителя, врачи и трактористы. Педагогами в этой школе были М. Н. Доценко,  Г. В. Шаляпина, С. И. Ясинская  Е. Г. Ерёмина и др.

Именно здесь в районе первых двухэтажек Алюминстроя и родилась у музыкантов первая оперетта. По воспоминаниям Г. Э. Кромер, ученики вечерней музыкальной школы  составили  основной костяк артистов самодеятельной оперетты в Доме Культуры алюминстроевцев.

Мысль создать самодеятельный музыкальный театр возникла у А. В. Егоровой-Лопатиной в 1956 году, а через два года  при ДК был организован самодеятельный хор, в котором  вскоре выделились солисты И. Ходус (баритон), Э. Царёва (сопрано), С. Филькенштейн (сопрано), Р. Нефф (тенор), А. Михин (тенор). Было предложено организовать  при Доме Культуры самодеятельную народную оперетту с участием взрослого хора. Идею поддержали артисты Павлодарского драмтеатра и среди них зав. музыкальной частью А. Меттус. Пришлось отбирать тех, кто обладал хорошим голосом и драматическими способностями. Для первой оперетты было отобрано больше десяти человек основного состава и около двадцати – для массовых сцен. Вскоре начали репетировать  самую популярную тогда оперетту И. О. Дунаевского «Вольный ветер». Успех постановки в начале 60-х годов первых оперетт в Павлодаре стал для всех неожиданностью. Мне пришлось посетить и прослушать арии из этой оперетты. Затем состоялся просмотр оперетты Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты». Хорошо помню игру многих самодеятельных артистов, среди которых были люди разных профессий. Вот их имена Н. Лодочкина, М. Дубинская, Р. Нефф, Э. Царёва, Т. Карандашова, И. Лопатин и др.

Самодеятельным артистам повезло: у них был замечательный руководитель, хормейстер и методист А. В. Егорова-Лопатина; режиссёр, хорошо знавший законы постановки оперетт, М. И. Федосимов; замечательный балетмейстер и хореограф из народного хора А. Шиллера М. С. Злобина. Участие в постановке первой и последующих оперетт принял участие композитор А. А. Меттус. Затем артисты пели и в оперетте И.Дунаевского «Девичий переполох». В планах была репетиция оперетты «Белая акация».

В 1963 году на краевом смотре самодеятельности в Целинограде зрители восторженно аплодировали павлодарским артистам, которые завоевали на смотре первое место и получили Диплом 1-й степени. А вскоре павлодарскую оперетту встречали зрители Алма-Аты. Наши земляки показали свои музыкальные спектакли на сцене Казахского музыкально-драматического театра им. М. Ауэзова. Тогда Министерство культуры Казах. ССР присвоило Павлодарскому самодеятельному театру оперетты звание «народный».

Строительные тресты, к которым относился тогда Дом культуры, гордились тем, что именно в семье строителей родился этот самодеятельный театр оперетты, первым в Казахстане получивший народное звание. Более того, во всём Союзе это был единственный самодеятельный театр такого жанра.

Однако вскоре народная оперетта стала обузой для строительных чиновников, ибо на его содержание в год требовалось не менее 18 тысяч рублей, а отдача — одна постановка в год. Отсутствие должного внимания к уникальному театру со стороны Областного Совета профсоюзов и городского отдела культуры, «охлаждение» отношения к коллективу руководства треста привели к тому, что, поставив ещё одну оперетту «Девичий переполох», в конце 60-х гг. народный театр оперетты перестал существовать, оставив о себе лишь воспоминания старожилов-зрителей города и участников музыкального коллектива. Через 30 лет, в 1996 году бывшие артисты народной оперетты вновь собрались в малом зале драмтеатра им. А. П. Чехова, чтобы вспомнить о тех днях, когда их спектакли были востребованы и стали культурным событием в жизни горожан.

Эрнест СОКОЛКИН, историк-краевед, почетный гражданин Павлодара

Продолжение следует 

НЖ№47, 26.11.15