Понедельник, 6 февраля
облачно, небольшой снегПавлодар, -15°C
458.69 6.52 501.3
Меню

В Казахстане готовится языковая революция

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1837

Через несколько лет во всех школах страны преподавание отдельных предметов в старших классах будет вестись на трёх языках. На казахском – уроки казахской литературы, истории и географии. На английском – информатики, физики, химии, биологии. На русском, независимо от языка обучения в школе, – всемирной истории. В Павлодаре с 2007 года эксперимент по полиязычному преподаванию ведётся в гимназии №3 для одарённых детей. Рассмотрим их практический опыт.

Первый вопрос, который задавали педагогам родители учеников: зачем детям дополнительная нагрузка в виде трёхъязычного обучения? Так как эта идея была выдвинута Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, приведём его аргументы, опубликованные информагентствами «Новости-Казахстан» и «КазТАГ»: «Казахстан должен знать государственный язык, наш казахский. Второе — русский язык, это язык нашего большого соседа, один из шести языков ООН. Нам нельзя забывать этот язык, нельзя отбрасывать его. Каждый язык — это богатство человека»; «Повысить свою нацию, унижая другую нацию, невозможно, поэтому я говорю о трехъязычии»; «Английский язык нам нужен для выхода на мировую арену. Из 10 миллионов книг, которые создаются в мире, 85% — на английском языке. 3,5 тысячи иностранных компаний работают в Казахстане. На каком языке мы будем с ними разговаривать? Трехъязычие для нас нормальным явлением должно быть»;

«Можно, конечно, прожить, не зная английского языка, но тогда ты не узнаешь многих вещей. Как мы сможем развивать экономику, войти в тридцатку развитых стран, если наша молодежь не будет знать английского языка? Индия после принятия независимости отказалась от английского языка, но вернулась к нему через 5-6 лет, то же самое в Сингапуре и Малайзии. Поэтому трехъязычие — это правильно. Вместе с развитием русского и английского языков развивается и казахский язык. С развитием трехъязычия мы получим большие возможности»;

«В глобальном мире наши дети будут гражданами планеты – им придется работать везде и всюду, и они должны быть как рыба в воде в этом сложном мире».

В 2007 году Министерство образования и науки РК приступило к реализации программы полиязычия, заявленной в Послании Президента Нурсултана Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире». 27 специализированных школ республики стали экспериментальной площадкой для обучения школьников на трех языках. В Павлодарской области для внедрения эксперимента была выбрана гимназия № 3 для одаренных детей. Рассказывает директор гимназии Жомарт Карамбаев:

— На начальной стадии в эксперименте принимали участие 23 семиклассника (сейчас 115 учеников с 7 по 11 класс, — авт.). Была изменена программа обучения. Английский язык изучался углубленно. История Казахстана преподавалась на казахском языке, биология – на английском. Овладение государственным языком происходило на основе программ казахских школ. Тревогу и беспокойство ощущали все: родители волновались по поводу перегрузок и неопределенности, педагоги приходили в смятение от отсутствия программ, учебников, нехватки опыта работы в этом направлении. Были растеряны дети: они включились в особый режим обучения. Тогда же, на первом этапе, было запланировано введение в учебный план немецкого и французского языков.

Педагоги гимназии проделали колоссальную работу – им пришлось разрабатывать абсолютно новый процесс обучения, аналогов котором в Казахстане ещё не было. Вместе с ведущими преподавателями Павлодарского пединститута они разработали Концепцию развития полиязычного образования на пять лет, Программу эксперимента «Ведение обучения на трех языках и интеграция в международное пространство», Положение об экспериментальной площадке, авторские программы по предметам.

В 2012 году состоялся первый выпуск полиязычного класса. Средний балл его выпускников на ЕНТ по казахскому языку составил 24 балла, по английскому языку – 23,5. Пятеро учащихся поступили в «Назарбаев Университет». Трое из них получают образование по специальности «Английская филология».

По итогам 2014-2015 учебного года на областной олимпиаде школьников по языковым предметам пятнадцать призовых мест из двадцати забрали гимназисты. Девять из них завоевали первые места. В республиканской предметной олимпиаде 2015 года по предметам общественно-гуманитарного цикла трое из семерых гимназистов стали призёрами и ещё трое награждены Почётными грамотами Министерства образования.

О том, с какими проблемами столкнулись преподаватели гимназии, организуя полиязычное обучение, нам рассказала Зауреш Исмагулова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Зауреш Мукашевна преподаёт в гимназии немецкий и казахский языки, хорошо владеет английским. В полиязычном эксперименте участвует с первого дня:

— Основная проблема – это нехватка специалистов, способных вести базовые дисциплины на английском языке, — говорит она. — Подготовка таких профессионалов требует времени. Ожидание противоречило условиям эксперимента. Поэтому мы решили, что два специалиста, учитель английского языка и учитель биологии, будут проводить интегрированные уроки, распределив между собой информационно-методические функции.

Учителя биологии и английского языка обсуждают совместное ведение урока

Учителя биологии и английского языка обсуждают совместное ведение урока

Можно сказать, что, таким образом, гимназия определила свой собственный путь в полиязычном преподавании. Но это, разумеется, не все инновации. В языковых классах, начиная с третьего года обучения, введено изучение второго иностранного языка, немецкого или французского. В начальной школе функционирует факультатив «Ана тілі». В 2015-2016 учебном году для старшеклассников введен предмет «Экономика и финансовая грамотность» на английском языке. В планах англоязычное преподавание математики и химии.

4 декабря гимназия №3 проведёт Республиканский семинар «Полиязычие как методологический принцип современной казахстанской школы», на котором поделится своим опытом с казахстанскими коллегами. Заявки на участие в семинаре уже подали 60 представителей школ со всех областей Казахстана.

Нужно отметить, что павлодарская гимназия №3 – учебное заведение для одарённых детей. У большинства гимназистов более высокая подготовка, мотивация и жизненные цели, чем у среднестатистических школьников. В гимназии современная материально-техническая база, из 58 учителей 49 имеют первую и высшую категории.

Здесь работают 10 преподавателей иностранных языков – 8 учителей английского, по одному — французского и немецкого. Почти все – высшей категории. То есть, условия для введения полиязычия в гимназии на порядок лучше, чем в простой общеобразовательной школе, а уж тем более – сельской. Как они будут вводить преподавание на трёх языках – это отдельная проблема, которая потребует специального решения. Найдутся ли у государства силы, а у его граждан способности воплотить эту благую идею в жизнь – покажет время. Сегодня же можно констатировать, что с преподаванием казахского языка в школах далеко не все благополучно. За десятилетия независимости так и не решена проблема квалифицированных кадров, хороших учебников и методик преподавания. Изменится ли что-то к 2017 году?

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора, НЖ№47, 26.11.15