Представление прессе первого для промышленных регионов центра компетенции по экологическим технологиям едва не обернулось конфузом. Директор известного «Нефтехим LTD» неожиданно для всех начал жаловаться на общественные организации. А руководитель новоиспеченного центра, который создается областным акиматом для снижения уровня загрязненности в области, ответил, что имеет большой опыт борьбы с общественниками, обижающими заводы. Как говорится, обсуждение вышло за рамки стандартной презентации и задело за живое.
Ноу-хау местного разлива
Создание в Павлодаре Центра компетенции по экологическим технологиям (ЦКЭТ) – это идея нынешнего областного руководства. О необходимости появления организации Канат Бозумбаев заговорил в первые месяцы работы. И вот настало время презентаций, и главная состоялась в областном акимате. Было сообщено, что он создан в форме корпоративного фонда и прибыль намерен направлять исключительно на развитие. Возглавляет ЦКЭТ эколог с 20-летним стажем Ахан Омирбек. В помощницы он себе «переманил» руководителя ОО «Эком» Светлану Могилюк. Собравшиеся с заинтересованным видом пропускали через себя информацию о больших возможностях в благородном деле охраны экологии и готовности бизнесменов и дальше вносить свой вклад. Тон мероприятия задал аким области, разглядевший с высоты птичьего полета, как дымят промышленные объекты.
– Я сегодня прилетел, на посадку когда заходил, видел, как предприятия, дым наших ТЭЦ прям город накрывают. Нам есть над чем работать, — сказал Канат Бозумбаев. – При этом крупными промпредприятиями проводится определённая работа в части улучшения окружающей среды, нельзя говорить, что они ничего не делают, – тут же внес равновесие аким.
А вклад такой. По данным управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов, предприятия ежегодно направляют порядка 19 миллиардов тенге на мероприятия по снижению уровня загрязнения. Так называют, в том числе, различные необходимые производственные мероприятия по утилизации отходов, модернизацию оборудования. Несмотря на это, уровень выбросов остается одним из самых высоких в стране и последние годы составляет порядка 600 тысяч тонн. Как принято говорить – на каждого жителя приходится по одной тонне. Регулярно поступают жалобы на непонятные едкие запахи и плохое самочувствие. Но доказать причастность к этому заводов порой невозможно. Даже лаборатория, которая в этом году регулярно мониторит состояние атмосферы в границах защитных зон восьми предприятий, по опасениям общественников, может только констатировать превышение ПДК. Найти конкретный источник гораздо сложнее.
Миссия же центров экологических компетенций в чистом виде – заинтересовывать промышленные предприятия в снижении воздействия на окружающую среду путем обновления оборудования, применения «зеленых» технологий для переработки отходов в товар и так далее. При этом нужно доказать, что это принесет прибыль, выстроить грамотную и выгодную стратегию для предприятия, оказать консультативную и практическую помощь, находить партнеров для предприятий и даже инвестиции.
В свою очередь, эффект от снижения эмиссий почувствуют все. Существуют такие центры на международные гранты, спонсорские средства и за счет оказанных услуг. Формула экологического счастья работает в Европе и странах, которые подвластны ее стандартам и могут понести наказание за их несоблюдение.
Экологи и экологические вымогатели
А вот наш ЦКЭТ, по словам акима, будет выполнять еще одну важнейшую миссию – он должен упорядочить хаос, возникший в экологической сфере, непонимание между промышленниками, населением, общественными организациями.
Какой степени может достигнуть непонимание, и чего ждет от центра здесь же, на презентации, продемонстрировал директор предприятия «Нефтехим LTD» Ерлан Кусанов, обратившись с волнующим вопросом к Ахану Омирбеку.
– Я бы хотел сказать, что есть общественные организации, потребители какие-то, которые треплют нам постоянно нервы, не имея экологического образования, компетенций, как вы планируете с ними работать? Если мы с вами подписываем меморандум о сотрудничестве, как вы оградите нас от этих некомпетентных, которые мешают нам работать, которые поднимают общественное мнение, создают негатив?
– В этом отношении, господа, вам повезло, я, во-первых, не павлодарский человек, а алматинский, приглашенный специалист. Но я буду гражданином Павлодара, я здесь уже снял квартиру, пропишусь. Повезло в каком отношении? Я уже 25 лет в экологии, из них 20 лет у меня прошли битвы с различными общественными фондами, а также с физическими лицами, которые выдвигали необоснованные претензии к промпредприятиям. Очень много прошло боев на общественных слушаниях, где я доказывал необоснованность претензий, и пока на данный момент я не проиграл ни одного общественного слушания. Кроме того, хочу сообщить, что последние годы у меня собственный холдинг, я занимался экологическим бизнесом, но последние годы я администрирование передал другому директору, а сам сконцентрировался на защите интересов крупных промпредприятий, в основном, нефтегазового сектора, горно-металлургического от необоснованных санкций, наложенных на них госорганами, – обнадежил ответом эколог.
Вечер сразу утратил официозность, и все ждали продолжения диалога, но аким области поспешил вернуть разговор в нужное русло.
– Центр адвокатом промышленных предприятий не будет. Это общественные организации, мы с ними взаимодействуем в правовом поле, возможности для этого есть. Я так понимаю, что наш центр призван повысить квалификацию, в том числе и этих ребят, и наших общественников-экологов. С ними мы можем сотрудничать. Другой вопрос: с этой компетенцией что они будут делать? Может быть, они ее повысят настолько, что, может быть, вам еще сложнее будет. Но наши экологи-производственники в процессе взаимодействия с зарубежными специалистами тоже должны будут повышать свою квалификацию. Проблемы экологии есть, и их надо решать. Мы все это признаем, мы в этом направлении двигаемся все по-разному. Одни митинги пытаются устроить, другие в социальных сетях под лозунгом «Не травите Павлодар» выступают, четвертые — деньги вымогают с предприятий, – на что-то, известное только посвященным, намекнул Канат Бозумбаев.
При всех наших надеждах, в том, что подобное начинание в нашей области попадет в благодатную почву – приходится сомневаться. К сожалению, настали такие времена, когда в доброе развитие инициатив акиматов верят разве что неизлечимые оптимисты. Достаточно вспомнить прозябающие бизнес-инкубаторы, центры поддержки молодого бизнеса, молодежных организаций, представители которых были пойманы на взятках. А экологический совет, который в день слушаний по заводу утилизации стойких органических загрязнителей предпочел отмолчаться?
В нашей стране имеются нормальные законы, направленные на охрану окружающей среды. И если бы все работали над их соблюдениями, ЦКЭТ понадобился бы только для улучшения и без того хорошей атмосферы. Переломить же ситуацию может только чудо. И в головах жителей региона невольно возникают сценарии, отличные от заявленных. Достаточно упомянуть, что в попечительский совет организации вошли алюминиевый, электролизный и ферросплавный заводы – наши загрязнители. Для сотрудничества распахнуты двери другим предприятиям. Да, ЦКЭТ войдет в статистику региональных достижений, которую можно будет приводить по факту существования, вне зависимости от того, приносит он пользу или нет. Его руководители, пользуясь положением первооткрывателей, выбьют пару-тройку грантов, и, сотрудничая с предприятиями в области консалтинга, заработают на житье-бытье.
В свою очередь, предприятия, взаимодействуя с ЦКЭТ и отправляя деньги на счет фонда, получают дополнительный плюсик к репутации и страхуют себя от обвинений в равнодушном отношении к природе. В худшем случае, представителей центра мы, возможно, увидим на общественных слушаниях, где они будут компетентно отстаивать, например, расширение того или иного производства своих «попечителей» и партнеров и защищать их планы. Такие вот ожидания.
Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№46, 19.11.15