Пятница, 29 марта
Меню

Фотография, как ключ к свободе

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1551
Фотография, как ключ к свободе

В субботу в доме-музее Дмитрия Багаева открылась первая персональная выставка павлодарского фотографа Александра Крашенникова.

Александр Крашенников

Александр Крашенников

Александру Сергеевичу Крашенникову 57 лет, фотографией занялся после школы и верен ей по сегодняшний день. За почти сорок лет творческой жизни автор сделал сотни снимков, но персональную выставку решил провести только сейчас. Поэтому в экспозицию вошли и его старые работы, сканированные с чёрно-белых плёнок, и фотографии, сделанные цифровой камерой три-четыре месяца назад.

После школы Александр Крашенников устроился работать электромонтёром на Тракторный завод. Скопив первые, заработанные собственным трудом деньги, осуществил свою давнюю мечту – приобрёл фотоаппарат «Смена-8» и фотоувеличитель «УПА». На его первых снимках, как, наверное, у всех фотолюбителей, были запечатлены родственники, друзья и окрестности. В данном случае – район кинотеатра «Октябрь».

— Потом с этой «Сменой» я поехал в гости в Москву, фотографировал там родственников, сделал много видовых снимков столицы, — вспоминает Александр Сергеевич. – Тогда меня интересовала только техническая сторона фотографии и возможность печатать снимки. Помню, когда на фотобумаге проявлялось первое изображение, для меня это как тайное колдовство было невообразимое.

Через несколько месяцев, в августе 1977 года, Крашенников устроился осветителем на Павлодарское областное телевидение, которому этой осенью, кстати, исполняется полвека.

— На телевидении работали специалисты, у которых можно было что-то спросить, нашлись книги по фотографии. Потом, когда я купил камеру «Зенит» — это для меня был шаг вперёд – более качественный аппарат и объектив. Стал снимать портреты – тех же родственников, друзей. О фотоклубе «Орион» узнал случайно. Приехал на съёмки сюжета в филармонию, а там в фойе шла выставка, посвящённая десятилетию фотоклуба «Орион». Там я познакомился с фотографом Александром Петренко. Он говорит, приходи, у нас подвальчик по улице Советов. Я пришёл на заседание фотоклуба, посмотрел, послушал. Это было интересно, потому что люди занимались другой фотографией – авторской. Фотографией, которая была адресована не просто друзьям и родственникам, а широкому кругу зрителей.

В составе фотоклуба «Орион» Александр Крашенников участвовал во всесоюзных и республиканских выставках. В 1987 году его работы принимали участие в одесской Юморине. Он награждён медалями лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества 1985-1987 годов.

Александр Крашенников, 1985 год. Фото В. Верещагиной

Александр Крашенников, 1985 год. Фото В. Верещагиной

Но до этого, в 1979 году, Александр Крашенников стал кинооператором на областном телевидении. Именно кинооператором, потому что в те годы съёмки на ТВ велись кинокамерами на киноплёнку.

— Однажды я и оператор Виктор Бутэрус поехали в Экибастуз на съёмки фильма о местном танцевальном ансамбле «Уголёк», — рассказывает Александр Крашенников. – И Виктор Александрович говорит, у меня 30 метров плёнки осталось, иди, сними несколько планов стройки, что-то я уже умотался. Я схватил кинокамеру, это был «Кинор», поснимал эту стройку, и несколько моих планов вошли в фильм. И так меня это увлекло, что когда в киногруппе появилось вакантное место, я собрал свои фотографии и пошёл к руководству. Тогда главным редактором был Владимир Чалышев, а заместителем председателя Сергей Шевченко. Они посмотрели мои работы, говорят, можно было и лучше сделать, но и в осветители недолго опять перейти. Давай, посмотрим, как ты будешь снимать. Определили меня ассистентом к оператору Владимиру Масленникову, я помогал заряжать камеру, набирался опыта. Потом стал снимать сам. Дали мне камеру «Красногорск-3». Помню первую съёмку – был осенний сюжет к «Прогнозу погоды»: овощные ряды, деревья в осеннем убранстве. Фотография меня также захватила, когда я познакомился с фотоклубом. Всё-таки в кино снимаешь не то, что ты хочешь, там есть определённая поставленная цель. А отдушиной для меня стала фотография. Это то, что я думаю, как вижу, где никто надо мной не довлеет.

Надо отметить, что художественность фотографии и её изобразительные возможности Александр Крашенников перенёс и в операторское мастерство. Его видеозарисовки природы чем-то напоминают ожившие фотографии – чётко выверенная композиция, игра света и тени, цвета. Лет семь назад автор перешёл с чёрно-белой фотографии на цветную. В его работах стали преобладать пейзажи, где буйство природных красок отражено в полной мере. Возвращаться к классическому чёрно-белому формату фотограф не торопится.

— Цветом я пока не наелся, — шутит он.

На открытии выставки Александра Крашенникова

На открытии выставки Александра Крашенникова

Выставка Александра Крашенникова продлится до конца ноября. 15 ноября в 15.00 состоится его творческий отчёт. Дом-музей Дмитрия Багаева расположен по адресу: ул. Ленина, 200.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора и Александра КРАШЕННИКОВА. НЖ№44, 05.11.15