Первые аккорды
Музыка в жизни человека всегда играла определённую роль для увеселения и развлечения. В старину в Прииртышье пели песни и танцевали многие племена, в том числе и кочевые. С приходом русских в Прииртышье в 18 веке появилась не только гражданская, но и военная музыка. Били барабаны, пели рожки, звучали струны. Звучали песни у местных казаков в станицах и форпостах, слышались звуки домбры и кобыза в казахских аулах. Всё это была народная музыка. Никаких ансамблей и хоров, никаких руководящих концертных и музыкальных органов не существовало до 20 -го столетия.
Но жизнь шла вперёд. Европейская музыка постепенно проникала и в степи Казахстана. Местное купечество уже знало, что есть вальсы и народные песни, гимны и бравурная военная музыка, классические произведения европейских и русских композиторов. Уже в кабаках слышались цыганские песни.
В Павлодаре появился первый классический музыкальный инструмент – рояль. Он был приобретён на деньги купца 1-й гильдии Артемия Дерова, который в 80-90-х годах ХIX века городским головой (мэром) Павлодара. Рояль был приобретён для городского училища. Вскоре на рояле играли первые исполнители. Печать тех лет сообщала, что в Павлодаре прошло несколько платных музыкальных вечеров вначале 90-х гг. XIX в. Доход от первых таких увеселений шёл в пользу открытия первой библиотеки Павлодара.
Местная интеллигенция Павлодара и прогрессивные слои купеческого общества стали подумывать о создании в городе общества любителей театра и музыки. В 1898 году был утверждён Устав общества любителей искусства и музыки. К этому времени у павлодарцев уже появились гармони, скрипки, гитары и балалайки. На ярмарках слышались звуки домбры.
Особенно было всегда многолюдно в первых клубных и игорных домах – Дворянском купеческом собрании, Народном Доме и Клубе приказчиков. Здесь постоянно проходили музыкальные вечера, а под Новый год — балы и маскарады.
В павлодарских учебных заведениях уже имелись музыкальные кружки. Так, в открытом в 1910 году в русско-казахском училище, юный Сатпаев организовал 1913 г. кружок казахских народных инструментов. Часть павлодарских ребят из ряда школ и училищ пели в церковном хоре при Троицком соборе.
Однако музыкальная жизнь в дореволюционном Павлодаре носила единичный и непостоянный характер. Вся музыка была поставлена в угоду религии, благотворительности и развлечения купеческой знати. Никаких музыкальных конкурсов и олимпиад, концертов и смотров тогда не проводилось.
В канун революции и в годы её существования распевались революционные песни, типа «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу» и другие.
С 20-х годов среди рабочих и учащихся школ в городах появилось новое движение в культурной жизни – синеблузники. Впервые они появились среди московских журналистов в 1923 году. Они стали одевать синие блузы, чёрные брюки у ребят и черная юбка у девчат, на голове красная косынка и картуз с бантиком. Движение синеблузников действовало до 1933 года. Это было новое революционное искусство, сочетающее в себе музыкальный номер, цирковое шоу и спортивные выступления. Репертуар синеблузников был злободневен – с помощью сатиры и юмора высмеивать недостатки и пороки, пропагандировать новые устои жизни. Самым популярным в те годы был гимн синеблузников на музыку С. Каца:
«Мы, синеблузники, мы, профсоюзники,
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру
Как факел огненный несём.
Мы, синеблузники, мы, профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи –
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…»
В довоенном Павлодаре движение синеблузников зародилось сначала в Затоне. Здесь в 1929 году в только что открытом год назад клубе речников (водников) появилась группа местных синеблузников – несколько молодых ребят и девчат стали проводить репетиции музыкальных номеров, сочетая это спортивными выступлениями. Вторая группа синеблузников возникла при небольшом клубе на станции Павлодар под руководством Калякина. В Рабочем межсоюзном клубе им. Догадова, открытом ещё в 1925 году в национализированном магазине братьев Баландиных (ныне это здание вошло в комплекс драмтеатра им. А. П. Чехова) в 30-е годы действовал музыкальный и театральный кружки при активном участии И. Желнова. Именно в этом Рабочем клубе часто можно было услышать музыку, исполнение первых советских песен, танцевальные номера, иногда и классическую музыку. Здесь было пианино и несколько музыкальных духовых и струнных инструментов.
Народные певцы
Наиболее значительную роль в пропаганде национальной музыки вносили казахские акыны, такие как: Естай Беркимбаев, часто выступавший в Павлодаре; Жаяу Муса Байжанов, Иса Байзаков, Кали Байжанов, Темирболат Аргынбаев,Котеш Райымбекулы, Кудайберген Альсеитов, Буркытбаулы Мустафа, Балабек Ержанов, Байгабыл Жылкибаев, Нурлыбек Баймуратов, Жанак Жанабатырулы, Жапар Куттыбаулы, Жарылгапберды Жумабайулы, Жунисбек Жолдинов, Бекболат Меркемелиденов, Кимадиден Ныгманов и др.
Прославилась в Прииртышье, конечно, певица татарского происхождения Майра Шамсутдинова. Вплоть до 1927 года она пела под гармонь не только на свадьбах и тоях, но и в местном клубе и в чайной столовой, на ярмарках и базарах, и её выступление всегда сопровождалось овацией публики. Особенно горожанам тех лет запомнился её певучий голос, когда она с небольшого балкончика, имевшего в доме-гостинице Кстаубаева на улице Ленина, где она частенько жила, прямо пела на всю улицу татарские, русские и казахские песни под аккомпанемент гармони или домбры, она хорошо играла и на балалайке.
Майра Уалиевна Шамсутдинова родилась в Павлодаре в 1890 году в семье зажиточного татарина, имевшего свой добротный дом на Никольской улице (ныне улица им. Ак. Маргулана), стоявшего недалеко от мечети. Этого дома сейчас нет, он был снесён в 70-х гг. при строительстве гаража партполиклиники. Именно в этом доме прошли её детские годы. Многие годы имя её умалчивалось, большевики в сталинские времена считали её распутной певицей.
Только после 1956 года её творчество было реабилитировано, но долго ещё местные партийные органы сдерживали пропаганду её песен. Потепление наступило в конце 60-х гг., когда в руководстве города (заместитель председателя горисполкома) появилась энергичная женщина, сибирская татарка по происхождению, Рашида Гайнутдиновна Камалитденова. Это она в 1972 году добилась того, что на доме постоялого двора Кстаубаева была установлена и открыта мемориальная доска певице и композитору Казахстана Майре Шамсутдиновой.
Через 20 лет дом оказался аварийным, в трудные годы развала СССР и создания независимого Казахстана, дом не смогли сохранить и его попросту снесли, а мемориальную доску передали на хранение в краеведческий музей, где она тоже ждала своего часа. И когда в доме татарского купца Рамазанова в 2001 году был открыт филиал краеведческого музея – дом-музей песенного творчества им. Майры Шамсутдиновой, мемориальная доска и другие вещи, связанные с Майрой, заняли достойное место в экспозиции.
Из биографии Майры известно, что она рано стала играть на гармони, с 13-ти лет стала известной певицей с прекрасным голосом и слухом. Она мастерски пел на казахском, татарском и русском языках, исполняла классические и народные песни, демонстрировала своё искусство на Баянаульской и Куяндинско-Ботовской ярмарках. Большую популярность завоевала её песня собственного сочинения «Майра», другое название «Убайра». Её песни записал для сборника в 1926 году музыковед и этнограф Виктор Затаевич.
«Народная консерватория»
В школах города до войны стали появляться хоровые кружки, ансамбли народных инструментов, стали проводиться школьные олимпиады. Особенно они стали популярными в конце 30-начале 40-х годов.
В 1934 году в Павлодаре появился, высланный из Ленинграда, Павел Васильевич Гельмерсен, бывший балтийский моряк, капитан 1-го ранга. Он хорошо разбирался в музыке и начал давать уроки музыки в доме, где жила семья врача Миля, имевшего фортепиано. Вот как описывает Абрам Вениаминович Миль в своей книге «Люди и судьбы» (2011 г.) павлодарский период 30-х годов:
«Одарённость Павла Васильевича в области музыки была поистине уникальной. Он играл артистически, обладая блестящей техникой, изумительным звуком, захватывая слушателей глубиной проникновения в самую суть музыки».
В условиях Павлодара, где добыть какие-либо ноты было дело маловероятным. Павел Васильевич садился за стол и, взяв лист нотной бумаги, писал для своих учеников любую вещь в соответствии по степени сложности переложения и в нужной тональности. Лишь спустя некоторое время в единственном книжном магазине города стали появляться ноты, да к тому же много нот привозилось из поездок Милей в Москву и Ленинград, в том числе клавиры симфоний для использования в 4 руки.
Устраивались музыкальные вечера, дважды в год проводились так называемые «зачёты», на которых ученики Павла Васильевича играли перед приглашёнными по этому случаю родителями. Хозяйку дома – Анну Владимировну Миль шутя называли директором «Павлодарской консерватории». А жили тогда семья Милей в бывшем каменном доме Некрасова по улице Луначарского, 5. Ныне этот дом сохранился. Он находится недалеко от Иртыша в районе городской больницы № 2 и является памятником жилой архитектуры. Здесь родился и жил до 1929 года писатель-педагог А. В. Некрасов (1899-1972).
В лихие военные годы
В первые годы Великой Отечественной войны было не до музыкальных мероприятий. Из репродукторов часто слышалась военная музыка и марши. Иногда, чтобы развеять мысли и отвлечь народ от ужасов войны звучала по радио классическая музыка. Но жизнь вносила свои коррективы. С появлением в Павлодаре тылового эвакогоспиталя и размещения в нем первых раненых, началось музыкальное выступление перед бойцами школьников. Исполнение песен и танцев перед сотрудниками госпиталя и ранеными на излечении поднимало их дух и уверенность в победе.
С победами Красной Армии на фронтах и уверенность в скорой победе над фашизмом в 1943 году началась активизация в школах музыкальных программ. К числу первой концертной организацией Министерства культуры КазССР на территории Павлодарской области относится Уполномоченный Казгосфилармонии имени Джамбула М. Кайгородский, который начал с ноября 1941 года организовывать из местных певцов и артистов, а также из числа эвакуированных граждан, способных петь и танцевать, концертно-эстрадные бригады и ансамбли.
По данным Павлодарского госархива было создано 3 таких бригады в количестве более 20 человек. По справкам и отзывам за 19 42 год эти бригады и ансамбли дали в течение года в городе и области более 560 вечерних и утренних концертов. Особенно хороший отзыв был получен от руководства павлодарских эвакогоспиталей, где артисты под художественным руководством М. А. Марчесса дали 12 шефских концертов для больных и раненых бойцов и командиров, для политработников и медперсонала. В числе этих артистов был художник из Запорожья, ксилофонист В. А. Критинин, впоследствии связавший свою судьбу с павлодарским театром, концертно-эстрадным бюро и краеведческим музеем.
Все эти концертные бригады и ансамбли выступали в трудные военные дни 1942-1943 годов среди населения Павлодара, на комбинате «Майкаинзолото», на Таволжанском и Коряковском солепромыслах. В дни посевной и уборочных кампаний, в дни заготовки кормов давались концерты для тружеников села, которые несли фронтовые вахты и стояли на фронтовых декадниках.
Эрнест СОКОЛКИН, историк-краевед, почётный гражданин Павлодара. НЖ№44, 05.11.15