В атмосфере абсолютного недоверия монополистам прошло обсуждение тарифов на предстоящие пять лет. По всей видимости, заработать репутацию честных и ответственных бизнес-субъектов, коммунальные предприятия так и не смогли за все годы работы. Вопросы в их адрес становятся только острее, а непонимание растет.
Накипело
С 2016 года у предприятий, предоставляющих услуги в сфере теплообеспечения, появилась возможность пользоваться инвестиционными тарифами. Населению, мнения которого по этому поводу никто не спрашивал, это выльется в необходимость в течение пяти лет оплачивать затраты, заявленные на модернизацию оборудования и сетей. Не считая роста текущих ежегодных расходов, который монополисты в этой сфере просят регулярно включать в свои тарифы. Зато потребитель будет носить гордое звание инвестора.
Учитывая сложность момента, вызванную кризисными явлениями, повышением социальной чувствительности, опытом применения предельных тарифов в сфере электроэнергетики слушания по этому поводу ожидались бурные. Пусть и немногочисленная, но заинтересованная и по-своему компетентная общественность готовилась дать отпор аппетитам АО «Павлодарэнерго», ТОО «Тепловые сети» и ТОО «Павлодарэнергосбыт», которые, по существу, являются единым целым. Подготовились представители от народа не зря, так как предприятия запросили немало. И если запросы удовлетворить полностью, то с 2016 по 2020 годы оплата за тепло может вырасти вдвое. Причем максимальный рост – в 2016 году. На последующие сезоны субъекты намерены индексировать тарифы на официальный уровень инфляции.
Да, таким подходом жителей региона не удивить, поэтому само собой обсуждение перешло в область рассмотрения принципиальных вопросов, которые сводились к одному тезису. За годы пользования станциями и сетями (часть сетей в частной собственности, часть – в управлении) владельцы не заслужили доверия потребителей, их отчетность непрозрачна, а инициативы воспринимаются как очередная попытка отъема денег у населения относительно честным способом. В этом есть часть вины и самих потребителей, в предыдущие годы принимавших на веру сложные и запутанные для неподготовленного гражданина доводы «Павлодарэнерго», «ПТС», и «ПЭС». Слушания проходили формально, а тарифы утверждались «где-то на небесах». И до сих пор невозможно определить, включены ли в них лишние, несуществующие расходы и сколько. Участники последних общественных слушаний уверены – обман происходил неоднократно. А сегодня, когда населению предлагают быть инвестором у бизнеса, оплачивая предельные тарифы, готовы оспорить каждый заявленный тенге. И монополисты предоставляют такую возможность.
Кредит общий – прибыль индивидуальная
Все три поставщика услуг, каждый в своей части, защищали пятилетний проект тарифа на тепло в один день. Как водится, докладывали о своих нуждах, жаловались на недостаток средств, рассказывали о перспективах, которые дадут инвестиционный тариф и модернизация. Очень интересный разговор получился с представителями «Павлодарских тепловых сетей». По их расчетам, инвестиционная программа с 2016 по 2020 годы должна составить порядка пяти миллиардов тенге. Причем, как выяснилось, один миллиард из них – это заем у Европейского банка реконструкции и развития, который также предлагается оплачивать через тариф. А значит — из кармана потребителей.
– Ну, все же хотят пользоваться нормальными, без порывов, сетями, — аргументируют представители ПТС.
Однако такой довод собравшихся не убедил. Поскольку, как известно, четыре года назад на модернизацию тепловых сетей уже был взят большой кредит у банка – как вспомнили на слушаниях – в размере трех миллиардов тенге и 100 миллионов долларов в Фонде чистых технологий. В 2013 году модернизацию должны были завершить. Но знают ли инвесторы, то есть мы, точно, что деньги полностью направлены на реконструкцию сетей? Нет. Прозрачной, понятной отчетности за каждый тенге население не видит. А видит лишь, что подключить к отоплению свои объекты предприниматели, да и бытовые потребители могут не всегда. Объясняется это отсутствием технической возможности. Потери в сетях если и снижаются, то незначительно. К тому же, как стало понятно, кредит 2011 года тоже неоднократно пытаются включить в тариф.
– Две части закладываются в тариф – первая: за счет амортизации и прибыли. Вторая – привлеченные средства. Предприятие в текущем году заключает договор с Европейским банком реконструкции и развития на модернизацию сетей. Но кредит берется на 13 лет, с первым платежом в 2019 году. Прежний кредит в тариф не вошел. Предприятие нам пытается включить возврат кредита в тариф, мы его будем исключать. Потому что должен быть виден положительный экономический эффект. А есть ли он? – вопрошает руководитель департамента регулирования естественных монополий и защиты конкуренции (ДРЕМ и ЗК) Азамат Аужанов.
Однако осталось непонятным, займет ли департамент такую принципиальную позицию по поводу предстоящего кредита? Банк, в любом случае, получит вознаграждение, «ПТС» — деньги и, наверняка, прибыль. А инвесторы рискуют остаться с дыркой от бублика и с полным карманом обещаний беспроблемного обеспечения теплом. Но любой инвестор тоже стремится получать вознаграждение – в нашем случае неплохим вариантом было бы снижение тарифа… Но уж слишком нереальным это представляется.
А отдача где?
По другим объектам инвестиционные программы не беднее. К примеру, у ТЭЦ-3 указана сумма на 2016 год в размере 980 миллионов тенге, на 2017 — чуть более миллиарда, на 2018– 1,066 миллиарда, на 2019 – 1,116 и на 2020 – 1,227 миллиарда тенге. Планируется реконструировать котлы, турбоагрегаты и прочее оборудование. Напомним, станция разменяла четвертый десяток и, по заверению ее руководства, износ оборудования составляет 52 процента. Притом, что благодаря предельным тарифам на электроэнергию реконструкции проводились.
– За последние пять лет вложено 30 миллиардов тенге на реконструкцию третьего котла, также реконструкция пятой турбины. Это позволило увеличить парковый ресурс, установленную мощность. Проведено строительство золоотвалов. Все это стало возможным после введения предельного тарифа на электроэнергию. По утилизации промышленных отходов провели мероприятия. Однако при подаче заявки в 2014 году расходы не были приняты в тарифную смету, – рассказывает представитель АО «Павлодарэнерго».
Однако у его слушателей свои аргументы. К примеру, вновь возник вопрос о неиспользовании более дешевой тепловой энергии ТЭЦ-1, принадлежащей АО «Алюминий Казахстана». В связи с этим павлодарец Николай Носов оспорил дорогостоящую реконструкцию сетей в Северной промзоне, которая, по его мнению, позволила отсечь ТЭЦ-1 от полноценного снабжения потребителей дешевым теплом. Вызывало нарекание, в том числе, со стороны государственного органа, желание включить как можно больше расходов в первый год пятилетнего плана.
– Спорный вопрос – амортизация. Я понимаю, вы провели переоценку основных средств. Но есть и возможность поэтапного включения этих расходов в тариф. Зачем сразу в первый год? Надо быть солидарными с гражданами, не брать нахрапом. Это нашло бы понимание и у вашего руководителя, и у народа всего, – удивляется господин Аужанов.
А что народ? Народ возмущается. Взаимопонимания с потребителями вряд ли можно достичь без кардинальных перемен.
– Не доверяем мы вам. Мы настаиваем, чтобы общественники на выходе тепла со станций могли проверять его объем. Чтобы вы хотя бы раз в два месяца через СМИ, с приведением доказательств, отчитывались о том, что сделали. А не показывали нам здесь таблицы мелким шрифтом, в которые, к тому же, мало кто вникает. Иначе мы никогда не придем к согласию. Особенно в такое тяжелое время.
В итоге, публика попросила признать слушания несостоявшимися по ряду причин. Одна из них – публикация накануне мероприятия публичного договора теплоснабжения, который изучить, по понятным причинам, не успели. Это посчитали неуважением. К инвесторам.
Воды тоже нальют
Подозрения и недоверие населения, возмущение запросами монополистов вылились в попытку остановить слушания на стадии обсуждения проектов тарифов ТОО «Павлодар-водоканал», которые также запросили повышение тарифа более чем на 80 процентов. Две весьма активные участницы из народа вызвали полицию, чтобы сотрудники прекратили мероприятие ввиду «незаконности». Правда, дело закончилось проведением беседы, и обсуждение пошло своим чередом. Но прецедент был создан, и сейчас, как нам стало известно, создается инициативная группа для обсуждения взаимодействия потребителей и монополистов на самом высоком уровне. Также продолжением «демарша» потребителей стало предложение к акиму Павлодарской области о введении моратория на повышение тарифов. Оно должно найти отражение в протоколе слушаний, с которым может ознакомиться каждый потребитель.
Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№43, 29.10.15