Пятница, 27 января
ясноПавлодар, -13°C
461.37 6.69 502.62
Меню

За права бьются проводники

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1428

Проводники намерены продолжить судебную войну против, как они говорят, неофициально навязанных условий работы. Чтобы доказать, что их трудовые права ущемлялись работодателем, они готовы отправиться в комиссию ООН по правам человека.

Сразу шесть десятков проводников Павлодарского отделения АО «Пассажирские перевозки» заявили о серьезных нарушениях трудовых прав. Но на днях долгие судебные разбирательства закончились не в их пользу. Доводы работодателя были поддержаны судом первой инстанции и апелляционной коллегией. Проводники и их представитель — адвокат Гульбахыт Бижанова сразу после завершения финального процесса заявили, что намерены отправиться в кассационную коллегию, в Верховный суд и даже, если понадобится, в комиссию ООН по правам человека.

– Возможно, мы создадим прецедент для региона, но, по моему мнению, судом, неверное, не дана надлежащая оценка тому, что происходит на крупном и уважаемом железнодорожном предприятии в части соблюдения трудовых прав рядовых проводников. Мы будем доказывать это на всех уровнях, — говорит адвокат.

В феврале текущего года несколько десятков проводников в иске к работодателю рассказали, что на них, грубо говоря, «ездят». Самые большие претензии к организации охраны вагонов, которая именуется межрейсовой охраной. На рабочем месте проводники находятся не только во время поездок, но и во время так называемых отстоев. Много часов они проводят в вагонах до отъезда и после возвращения из рейса.

– Вот, допустим, мы приходим на планерку, нам зачитали схему, и мы находимся с этого времени на работе. То есть, приняли вагон и до отправки уже не имеем права покидать рабочее место. Но пока мы находимся в вагоне до и после поездки, бывает, что и по 10-12 часов, нам не оплачивается это время как положено. Так как фактически все мы охраняем вагоны. Хотя, например, по тем же новым нормативам, это должен делать в летний период один проводник на пять вагонов и получать за это соответствующую оплату. А раз мы все сидим, то будьте добры, платите нам по полной, за совмещение труда. Но делят одну эту оплату на пять или восемь человек. Поэтому и обратились в суд, просим взыскать невыплаченные суммы, имеем на это право. И семей своих толком не видим, и пассажирам улыбайся, отсидев по десятку часов за копейки, — возмущаются проводники.

По их словам, нередко они исполняли и обязанности специальных бригад по экипировке белья и уборке вагонов. Еще один спорный момент – существенная разница между окладами труда проводников пассажирских вагонов «Северного» участка и «Западного» Мангышлакского участка, причем не в пользу первых. Происходило это не один год. И теперь решили вернуть то, что, по их мнению, принадлежит им. Тем более, прецедент уже создан чуть раньше. Несколько проводников, рискуя оказаться в немилости у работодателя, действовали в одиночку и уже взыскали недоплаченное. Суммы варьируются от 500 тысяч до миллиона тенге.

Однако в этот раз дело оказалось сложнее. Проводники считают, что слишком большие деньги теперь на кону. Ведь судебный процесс, в случае удовлетворения иска, может стать примером для их коллег по всему Казахстану.

– Кроме того, думаю, неизменно возникнет вопрос – а где деньги, которые выделяются или должны выделяться на оплату труда проводников, обслуживающих поезда во время стоянок?

Ответчик, в свою очередь, заявил, что официальным документом закрепленной обязанности находиться в вагонах во время стоянки всей сменой нет, и делают это проводники по собственной воле. А работодатель это время делит, чтобы у остальных не случалось «недоработки». Что касается разницы в оплате труда в западном и северном регионе – дело в экологической надбавке. Кроме того, настаивают, что и проводники должны были вносить касающиеся их изменения в договоры. Но не оспаривали условия вовремя, и срок для судебного разбирательства упущен. Еще один аргумент – ни транспортная прокуратура, ни управление труда существенных нарушений трудового законодательства так и не выявили, о чем заявили суду.

Однако проводники уверены – их поезд еще не ушел, по крайней мере, обратного пути точно нет. Они подозревают, что высказав свое мнение, уже попали в «черные списки» работодателя. Но отступать не намерены.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№38, 23.09.15