Суббота, 28 января
ясноПавлодар, -9°C
460.43 6.65 501.04
Меню

Осенние ритмы маэстро Салаватова

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2267

В Павлодаре состоялся первый концерт нового сезона симфонического оркестра Павлодарской областной филармонии им.Исы Байзакова. В этот раз художественный руководитель и главный дирижер оркестра Болат Рахимжанов уступил бразды правления именитому гостю. За пультом — дирижер мирового уровня, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, кавалер орденов «Курмет» и «Достык» — Ренат Салаватов.

Его жизнь – череда новых поворотов и открытий. Ренат Салаватов родом из Чимкента, учился в школе им.К.Байсеитовой в Алма-Ате. Подавал большие надежды как виолончелист, и уже в 13 лет играл с Государственным симфоническим оркестром. На концерте присутствовал композитор Дмитрий Кабалевский, сказавший ему теплые слова. Тогда же Салаватов поступил в Центральную музыкальную школу при консерватории в Москве, которую с успехом окончил. Все думали, что талантливый виолончелист будет учиться у Ростроповича в консерватории. Но неожиданно он поступает на факультет оперно-симфонического дирижирования уже Ленинградской консерватории. После под руководством профессора Л.М.Гинзбурга учился в аспирантуре Московской консерватории. И возвращается в Алма-Ату, где начинает карьеру симфонического дирижера.

В 25 лет Салаватов стал главным дирижером Камерного оркестра Казахского радио. После — главный дирижер, художественный руководитель Казахского государственного театра оперы и балета им.Абая, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана. В 90-х —  дирижер Мариинского театра в Санкт-Петербурге, пианист и дирижер мюнхенского Национального балета Баварии, дирижер Королевской оперы Швеции. В Швеции живет семья дирижера. Он выступал в Metropolitan Opera (США), Английской Национальной Опере (Лондон), Grand Opera (Париж), Большом театре России, гастролировал по всему миру.

Его творческая жизнь как бы делится на части: 18 лет, по его признанию, Ренат Салаватов отдал дирижированию симфоническим оркестром, после был 12-летний «балетный период». Сейчас продолжается «оперно-балетный сезон».  В начале двухтысячных Салаватов вновь вернулся в Казахстан, а потом – опять перемены. С 2003 года он — художественный руководитель и главный дирижер оркестра Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля. Поистине, музыка не знает границ.

Один из самых востребованных и выдающихся дирижеров уже бывал в Павлодаре. В 2005 году он приезжал и сделал две программы с симфоническим оркестром. Прошло 10 лет, и маэстро вновь совершил нечто невероятное. Нынешняя программа состояла только из премьер. Наступила осень, диктующая свои ритмы. И музыка наполнилась высокой грустью, элегичностью.

Это «Казахский вальс» в обработке Р.Салаватова, «Симфония прибытия королевы» из оперы «Соломон» и адажио из балета «Кыз-Жибек» (Е. Брусиловский, Р.Салаватов). И, конечно, концерт для кларнета с оркестром Моцарта, который даже в собраниях классики относят к «осенним» мелодиям.

Для всего оркестра и для солистов составленная маэстро программа задала старт новому сезону. Серьезную работу зритель ощутил в исполнении восхитительной сюиты из семи номеров «Вальпургиева ночь», из оперы «Фауст». Ее публика слушала, затаив дыхание. Звучали и оперные арии из «Русалки» Дворжака, Сантуцци из оперы «Сельская честь» и Мадлен из оперы «Андре Шенье». Исполняла их наша землячка, заслуженный деятель РК, лауреат международных конкурсов, солистка «Астана Опера», известная оперная певица Маргарита Дворецкая.

— Прозвучит и еще одно произведение, которое оркестр никогда раньше не играл, но с первых звуков вам будет казаться, что вы его слышали, — говорит со сцены музыковед павлодарского симфонического оркестра Наталья Землякова. — Это очень популярная музыка Яна Сибелиуса. Я расскажу вам красивую историю появления этой пьесы. Только что прозвучала «Элегическая мелодия» Грига, в буквальном переводе – «боль сердца». И следующее произведение связано с этой темой. Ян Сибелиус – величайший симфонист, но он очень любил писать музыку к драмам. И в 1903 году для одной сцены из пьесы Арвида Ярнефельта «Смерть» он написал небольшую пьесу. Пьеса рассказывает о человеке по имени Паавали, который не верит в смерть и ее власть. Но когда умирает его мать, жена и дети, он смиряется. Для первой сцены, в которой умирает мать героя, и написал музыку Сибелиус. Мать рассказывает своему сыну об увиденном сне — ее приглашают на бал. А ночью она умирает: к ней пришла Смерть в образе ее покойного мужа, который приглашает ее вальсировать. Эта пьеса всего в 202 такта после концерта была так востребована, что Сибелиус сделал два варианта для оркестра и фортепьяно. Она музицировалась весь 20-й век и стала очень популярна для симфонического оркестра. С первыми аккордами ты будто попадаешь в портал, где время останавливается. Но потом появляется реальная жизнь. Связь реального и ирреального, эту тайну мы всегда отгадываем, слушая «Грустный вальс» Сибелиуса.

Было на концерте и новое звучание старой песни. Ведь Ренат Салаватов — не только дирижер, но и композитор. В его репертуаре свыше 130 опер, балетов, симфонических произведений. Его песни исполняет Роза Рымбаева, два авторских балета – «Снежная королева» и «Алкисса» с успехом идут в Астане. Есть фильмы с его музыкой. По словам Салаватова, будучи в Астане, он за 2,5 часа написал симфоническую обработку для народной казахской песни «Япурай». И предложил оценить ее исполнение павлодарскому зрителю.

— Я очень волновался! – заявил маэстро, когда стих шум оваций после окончания произведения. — Мне сказали, что здесь всегда очень строгая публика, и с ней нельзя шутить! Но мы старались, очень много работали. Мы хотели вложить всю душу, все свои эмоции, свои добрые чувства в эту музыку. И здесь действительно замечательная публика, и замечательные музыканты! И прекрасный дирижер – Болат Рахимжанов. Он предупреждал, что после него мне будет очень тяжело, — улыбается Ренат Салаватов.

Болат Рахимжанов тоже присутствовал на концерте — за кулисами, вместе со своими музыкантами. И видно было, что он тоже испытывает волнение и радость успеха новой программы, – публика благодарила симфонический оркестр и дирижера Салаватова, аплодируя стоя.

На концерте люди не просто слушали музыку, погружаясь в мир иллюзий и картин воображения. Наблюдая за работой дирижера, был виден весь колоссальный труд, вложенные в музыку мысли и силы. Мелодия была осязаемой: это настоящий балет в оркестре — волны смычков и порхающие руки маэстро Салаватова. Порой казалось, что это крылья, взмахами которых направляются потоки звука, а сам дирижер будто парит над этим пространством музыки. В ритмах осеннего концерта нашлось место и светлой грусти, драме и страсти. Как говорит сам Ренат Салаватов в своих интервью, творчество должно приносить, в первую очередь, удовлетворение. А быть профессионалом своего дела — самое важное в жизни.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№38, 23.09.15