В Павлодаре открылась ретроспективная выставка художницы и скульптора Зои Соболевой. Приурочена экспозиция к ее 80-летнему юбилею. На вернисаже все внимание зрителей было приковано не только к работам, но и к самому автору – маленькой яркой женщине. Улыбающаяся, искрящаяся энергией и внутренней силой, эта творческая натура словно олицетворяет собой не только целую эпоху павлодарского и казахстанского искусства, но и саму жизнь, какой она должна быть.
Скромная афиша – на розовом фоне имя и дата проведения выставки. Больше о Зое Соболевой говорить ничего не нужно: ее хорошо знают и в нашем городе, и в республике. И даже за пределами страны есть плоды ее труда. В зале художественного музея – более ста уже известных и новых работ художницы.
В Павлодаре прошло более полувека творческой жизни Зои Соболевой. Приехала она из Курска по комсомольской путевке в 1957 году, работала в Павлодарских производственно-художественных мастерских. Возглавляла предприятие «Наследие», занимающееся скульптурными и монументальными работами. Участница всех областных, республиканских и всесоюзных выставок. Награждена медалями «Ветеран труда» и «Труженик тыла».
— Ей равных нет, — говорит куратор выставка Майя Хусаинова. — Секрет этой женщины в молодости ее души. Она очень легкий в общении человек. И, прежде всего, это настоящий художник. Для нее самое главное, чтобы зритель, пришедший на ее выставку, был счастлив. Мастерство художницы растет, она не теряет темпов. Ее талант многогранен — это мощный живописец, портретист, мастер натюрморта, пейзажист.
Искусствоведы отмечают: в Павлодар в начале 50-х годов приехали первые профессиональные художники. Именно они заложили ту платформу, на которой сейчас работают павлодарские художники. Супруг Зои Соболевой – известный мастер монументального искусства, скульптор Иван Пантелеймонович Лопатин. При его жизни все выставки творческая чета проводила совместно. Как рассказала Зоя Александровна, их экспозиция в Экибастузе в 1984 году стала основой создаваемого музея. Соболева и Лопатин подарили городу свои сто картин. С этого подарка и началась художественная галерея.
От павлодарских художников Зою Соболеву поздравил директор Павлодарского филиала Академии художеств Республики Казахстан Ануар Игембаев. А заслуженный деятель РК, художник Виктор Поликарпов признался в позитивной, белой зависти к художнику, обладающему такими возможностями в живописи. «Великолепные, тончайшие пейзажи. Все отмечают ее огромную энергию. Она может прийти, увидеть и мощно и энергично высказаться по поводу увиденного», — резюмировал суть художественной натуры Соболевой Виктор Федорович.
Барельеф Лопатина
Королевская осанка, решительный голос, яркие наряды. Зоя Соболева сама, как произведение искусства и высокого стиля. На вернисаже в ее изящных, маленьких руках – цветы. Внимательные глаза за линзами очков глядят пристально, цепко ухватывая детали и саму суть предмета, человека или явления. В приветственной речи она с улыбкой отметила: «Я хочу вам пожаловаться! Маленькой женщине досталось очень много дел». Несмотря на масштабные и сложные исполнения ее проектов, она остается верна светлому, оптимистическому восприятию мира.
— Зоя Александровна, сегодня, когда смешалось все, нет уже профессий женских и мужских?
— Я считаю, что никакой разницы нет. Есть интерес, увлечения. У меня их было много. Я люблю живопись. Люблю масло, страшно люблю акварель. Рисую живопись, а если устала, переключаюсь на акварель. Если и от нее устаю, переключаюсь на скульптуру. У меня очень много было росписей, я увлекалась маркетри (инкрустация деревом), керамикой. На ремонтно-механическом заводе оформляла столовую, и там сделала роспись на большой стене – стол со скатертью. А посуду сделала и вправду керамическую. Только барельефом – в половину объема. Такая красота! В общем, постоянное разнообразие.
— У вас обширный творческий путь и многие работы украшали интерьеры различных учреждений Павлодара. Что с ними стало сегодня?
— Многие сохранились. Маркетри в трамвайном управлении, например. Где-то даже остались и работают светильники для большого зала, которые я разрабатывала. Но есть и утраченное. В школах и детских садах часто переделывали при ремонте стены. Вот висят эскизы, по ним были сделаны красивые росписи. Не все они сегодня существуют.
Автопортрет
— Правильно ли, на ваш взгляд, прививать вкус к произведениям искусства с детства?
— Думаю, это должны делать учителя, воспитывать детей в духе творчества. К этой теме могу добавить вот что. Я хотела на этой выставке представить еще две работы, обнаженные, хотя они просто замечательные. Но искусствоведы не взяли – «придут дети, не поймут, будут смеяться». Но это же классика! А сейчас, увы, не воспитывается уважение к такой теме. Вспомните классические произведения, в особенности эпохи Возрождения, — скульптуры, живопись. Там столько красивых обнаженных – и ни тени пошлости. Это отношение, я считаю, нужно воспитывать.
— В чем ваш сегодняшний идеал красоты, одухотворенности, вдохновения?
— Я считаю, что любая работа должна привлекать своими красками и тематикой. Без этого никак.
Цветы любви
— То есть, неважно в чем, главное, полностью отдаться делу и проявить себя?
— Да. Нужно обязательно выложиться. Я люблю Иртыш, у меня много произведений с ним. И скульптура, она для меня всегда была значимая. Особенно после того, когда мой муж погиб. Я его заменила, и завершила все его начатые работы. И до сих пор я работаю в этом плане. Недавняя моя работа — полмесяца назад я сделала барельеф знаменитого фотожурналиста Кузнецова. Город меня хорошо знал и знает до сих пор. И если нужно было сделать какую-то значимую скульптуру, то приходили ко мне.
— Какие работы вы можете отметить?
— Я выполнила скульптуру Каирбаева. Бюст Сатпаева сделала в граните и отвезла в 2008 году в Томск, там есть галерея выдающихся героев возле университета, он же там учился. Очень много мемориальных досок: барельефы Струниной, Голкова, Камзина. Помимо этого я поставила бюст Сатпаева в красном граните в Аксу, он очень красиво смотрится перед зданием администрации. Еще в Аксу за последние годы моей организацией было сделано семь бюстов героям войны и труда. Все работы выполнялись на высочайшем уровне, организация была награждена медалью «Лидер отрасли». А вообще, я не знаю, кто из художников сделал больше для области и города работ. Да, вот такая маленькая женщина, а столько много работ!
— Я знаю, что вы вдохновляетесь не только искусством?
— Страшно люблю рыбалку! Со мной рядом никто не садиться. Я настолько чувствительная натура – только посмотрю, и знаю, где рыба есть, а где нет. Очень редко меня кто-то может обрыбачить. Самый большой улов – почти 5-килограммовые судак и щука, которых я поймала с высокого обрыва на удочку с леской. Проблем-то много и в жизни, и в творчестве. А на рыбалке я забываю обо всем, морально отдыхаю.
— Что вы цените в себе – какую ипостась?
— У меня есть такая работа: я сижу перед мольбертом. То есть, я вижу себя в творчестве. Есть и другой автопортрет, он здесь представлен: я просто хотела запечатлеть себя молодой и красивой.
— А чему вы не измените никогда?
— Я не изменю, во-первых, свою манеру исполнения, для меня это очень важно. Я люблю много краски. А во-вторых, я люблю, чтобы работы были яркими и значимыми. Это для меня самое главное, мое творческое кредо. Я люблю репинскую манеру исполнения. Мазок очень плотный, увесистый, а живопись моя — яркая.
Зоя Соболева – азартный, талантливый творец, общительный человек, мать и бабушка. Вместе с Иваном Лопатиным они воспитали троих сыновей. К слову, сыновья и внуки тоже выбрали стезю искусства. Но особо отмечают и другой талант Соболевой. Об этом ценном даре просто и проникновенно рассказал друг семьи Зои Александровны, ветеран правоохранительных органов Боранбай Скаков:
— Я сам не художник, а простодушный поклонник искусства и ценитель творчества Зои Александровны. Я рад, что судьба меня свела с ней, она ваяла портрет моей мамы. Я увидел не только талант Зои Соболевой, но и ее высокие человеческие качества. Талант должен быть возвышен. Этот вернисаж – торжество справедливости. В условиях развивающегося рынка многие морально-нравственные ценности были безжалостно девальвированы. Многие творческие личности, не зная, как найти средства к существованию, стали заниматься совершенно несвойственным делом, а нувориши воспрянули. Но лицом нации всегда были образованные, интеллигентные личности, как Зоя Александровна. Как отметил классик, «искусство – это одежда нации». Благодаря таким людям, как Зоя Александровна Соболева, талант у нас не попран, а возвышен, и ему воздается честь.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№37, 17.09.15