Четверг, 25 апреля
Меню

Путь Колодиных

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3184
Путь Колодиных

В день 20-летия Конституции Казахстана я встретила на аллее художников Александра и Наталью Колодиных – известные личности в Павлодаре. Активный пропагандист чтения, Наталья Александровна, как всегда по праздникам помогала представлять живописные работы Александра Ивановича. Оказалось, что одна из главных государственных дат – двойной юбилей для семьи Колодиных. 40 лет исполнилось их удивительной семье.

Рука об руку

Коротко рассказать о роли четы Колодиных в культурной судьбе Павлодара – непросто. Рука об руку они идут по жизни, заряжая окружающее пространство своей энергией. Они обучают не просто читать или видеть прекрасное, но и критически мыслить, думать и созидать.

Наталья Колодина – просветитель, активный пропагандист  чтения в Казахстане, магистр библиотековедения и библиографии, Отличник образования РК. Работала в Централизованной библиотечной системе Павлодара, в научных библиотеках ПГУ им. С. Торайгырова и ПГПИ. За последние годы выступала автором и руководителем внедренческих проектов по автоматизации библиотечных технологий. Была участником Республиканского Слета библиотекарей  Казахстана, докладчиком 5-й международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире», конференций Российской Библиотечной Ассоциации. Автор более 100 научных и  методических пособий, публикаций в библиотечных сборниках и журналах Казахстана и России.

Член правления Славянского культурного центра, хранитель общественной библиотекой «Дар России». Удостоена высокой награды – нагрудным знаком «За взаимодействие» МИД России за вклад в международное сотрудничество и укрепление дружбы между казахстанскими и российскими народами.

Александр Колодин — педагог, режиссер, художник-сценограф. Лауреат областных, государственных и международных конкурсов. Выставки его картин экспонировались в Германии, России, Казахстане — в Президентском центре культуры (Астана) и Центре российской науки и культуры при Посольстве РФ. В этом году прошла персональная выставка в «Орлеу» (Институт повышения квалификации педагогических кадров области).  Экспозиция посвящена 20-летию Ассамблеи народа Казахстана. В течение многих лет Колодин принимает активное участие в деятельности АНК и Славянского культурного центра. Указом Президента РК за значительный вклад в общественное согласие в стране был награжден юбилейной медалью 20-летия АНК летом 2015 года.

…А 40 лет назад студенты института – ныне Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств — Саша и Наташа отправились вместе с группой в ЗАГС… пешком. Это была первая студенческая свадьба на курсе. После регистрации радостная шумная компания отправилась в ресторан на трамвае.

— Наверное, Челябинск до сих пор помнит это действо – жених, невеста с фатой, и студенты-театралы пляшут и поют в трамвае, — вспоминает Наталья Александровна. — А потом началась жизнь. И все остальные годовщины свадьбы были в делах, заботах – то картошку копаем, то в других хлопотах. А сегодня уличная мини-выставка картин Александра Ивановича — для нас праздник, и это уже традиция. Чтобы люди видели картины и забирали с собой праздничное настроение. Для нас это — пропаганда искусства. Люди глядят и приобщаются к прекрасному творчеству.

С книгой по жизни

Славянскому центру, с которым связана общественная деятельность Колодиных, в 2016 году исполняется 20 лет. Юбилейный сезон, новые идеи и проекты. Сентябрь начинается цветаевской неделей.

— Расскажу, прежде всего, о тех проектах, которые я хочу провести, — говорит Наталья Колодина. — Надеемся возродить конкурс «Читающая семья». Он был давно — участники уже выросли и просят повторить. Надеемся провести в этом сезоне конкурс «Живая классика». Уже есть опыт: в результате конкурса дети читали классику, прозу, знакомились с новыми авторами, показали себя – участвовало 200 человек со всей области. Причем, как и многие другие, это наш чисто общественный проект. Капитолина Севостьянова из Железинской школы № 2 тогда прошла до международного суперфинала! Пришло приглашение для нее в «Артек», но средств на дорогу тогда не нашлось. Надеемся опять провести «Тотальный диктант». Очень хочется верить, что кто-то из молодежи придет в этот волонтерский проект, в котором можно освоить методику социального проектирования.

Картина А. Колодина «Финтифлю»

Начались экскурсии школьников в библиотеку «Дар России». А на днях Колодина пойдет в женский кризисный центр и приют — читать детям книжки.

— Тот, кто читает книги, будет управлять теми, кто «сидит в гаджетах, — уверена Наталья Колодина. — Наша дочь Алена выросла в книжной среде, а сейчас живет, естественно, в электронной среде. Но детям она предпочитает покупать книги. В то же время читает книги в электронном формате. В любом случае, ее дети тоже будут «книжными», и в результате успешными. Наш сын Митя – технарь по образованию. Но он «жил в книгах», и за основу было взято это. Сейчас он креативный директор в Алматы, мы все смотрим его рекламу.

С книгой человек широко применяет себя, у него больше возможностей, — поясняет Колодина. А мир требует сейчас человека, способного меняться. Читать с ребенком надо очень рано, жить с книгой, а не с электронными учебниками. Те родители, кто это понимает, выстраивают своим детям будущее. Другие ждут, пока в школе детей научать читать. Проблема в том, что такие дети «научатся» читать и перестанут: они же уже «умеют»!

— А как правильно?

— Надо читать с ребенком как можно больше. Моя мама, не самого высокого уровня образования, но в то же время очень книжный человек. Мы дома читали книги много, долго и вместе: и в 5 лет, и в 15. Мама интуитивно жила этим. А сейчас нужно научные исследования проводить, чтобы доказать эту связь, тысячи диссертаций защищают на эту тему. Как еще достучаться до людей, показать им, что нельзя с первого класса сажать за электронный учебник — это вред здоровью и интеллекту! Усваивается модель поведения, которая абсолютно неверна. Причем мне иногда кажется, что это, как раньше говорили, «происки империализма». В то же время логично: кому-то выгодно, чтобы третьи страны дальше определенного уровня ничего не знали. Я считаю, успеет ребенок с медийной грамотностью. Пусть сначала он научится читать, считать, писать и думать! Именно на всем этом развивается критическое мышление.

 — А интернет?

— Интернет помогает, но много ли нужно, чтобы просто нажать кнопку? По теме чтения американцы на конференции в 1998 году рассказывали: к вам скоро придет интернет, и вы поймете, что это за напасть. «Нам бы ваши заботы!» — отвечали мы. Ведь все читали, не было проблемы не-чтения. Нам бы компьютеры! В 2007 году в Астане был международный конгресс чтения. И выяснилось, что за 10 лет произошла катастрофа – книги исчезли, библиотеки закрывались, интерес к чтению угас, а нового ничего не пришло. А сейчас  уже развиваются методы для продвижения чтения через интернет. Для правильного пользования интернетом нужен, скажем так, «готовый человек», которого надо сформировать. Сегодня не все мамы это понимают.

Картина А. Колодина «Преодоление»

— Недавно на каком-то форуме читала: мамы возмущаются – «училка совсем спятила, дала задание детям в школе нарисовать… гром!». У детей, что характерно, таких вопросов не возникло, потому что они не потеряли способности фантазировать.

— Это вызов воображению, детям это интересно. К сожалению, есть люди, которые примитивно мыслят, и для них творческие задания просто непонятны. Есть и другой распространенный аспект: «учитель – это всегда плохо». Александр Иванович долго работал в школе. Он все время выступал на родительских собраниях: что бы ни сказал учитель – он прав по отношению к ребенку, потому что он учитель. С другой стороны — и ребенок прав, потому что он еще маленький, он учится. Важно найти баланс. А когда дома роль учителя нивелируется, и отношение к нему разрушается. Вспомните 90-е годы – чего только про школу не говорили и не писали! Я считаю, что надо поддерживать авторитет учителя, тогда и он будет чувствовать себя уверенно.

— В то же время у каждого в школе был Учитель…

— У меня была Любовь Васильевна Дудко, учитель начальных классов в школе № 3, добрая ей память. Я в свое время публиковала статью о ней, потому что считала  своим нравственным долгом сохранить в потоке документов ее имя. Для меня она была огромной талантливой личностью и примером для жизни, человеком, исполненном доброты. Думаю, что нужно опираться на опыт общения с такими учителями, а не на негатив. И помнить об учителе таком, и рассказывать своим детям о нем.

— Это особенно важно в общении с подростками.

— Да. Когда у нас дома обсуждались конфликты в школе с детьми, они обычно говорили – это, мол, учителка виновата. Я всегда говорила: учитель – прежде всего человек: он может ошибаться, может быть в неважном настроении. Когда ребенок маленький – учитель для него абсолютный авторитет. А в 5-7 классе дети подвергают все сомнению. И нужно быть таким учителем, чтобы потом, как происходит у Александра Ивановича. Встречаются на улице взрослые люди, и радостно его приветствуют — это его бывшие ученики. Он преподавал технологию — казалось бы, трудовик, что тут такого. А бывшие школьники, дяденьки со своими детьми и внуками,  говорят: «Спасибо! Правильно вы тогда, Александр Иванович, мне сказали», «Хорошо, что вы нас научили всему» и т.д. Этого дорогого стоит, в этом прелесть работы педагога. Он их учил не труду, а развитию мышления, отношению к жизни, к тому, чем ты будешь заниматься, какую выбрать профессию.

— И как же найти именно свой путь?

— Я считаю, что у каждого дела должна быть своя миссия. Это важно – понимать, зачем я пришел в этот мир. Другое дело, что это не всегда осознается. Когда я выбирала свою профессию, мама говорила: «Зачем? Всю жизнь будешь нищая». Я понимала, что профессия библиотекаря в материальном плане ничего не дает. Но меня привлекала возможность читать, говорить о книгах. Я рано вышла замуж, сразу дети появились, и я ощущала свое предназначение матери. У меня трое детей, их надо было поднять в жуткие 90-е годы. Пока они росли, была одна цель. Синдрома опустевшего гнезда, которого опасаются родители выросших детей, у нас в семье не было. Мы с мужем плавно перешли в другую ипостась. Я нашла себя в Славянском центре. Александр Иванович работал в творчестве. Теперь мы уже живем в другой миссии, в другом самоощущении, другом понимании – «зачем все это и для чего».

Картина А. Колодина «Верь сам в себя»

Семейная гармония

Это залог не только профессионального успеха, но и семейного благополучия — стабильности, как минимум, говорят Колодины. Странно смотреть на молодых, которые утверждают «жениться и выходить замуж – только за перспективных». Они возражают: перспектива – на картине, а семья — по любви, по чувству, по ощущениям. Да, любовь не всегда надежна и долговечна. Но из нее потом выстраивается уважение и понимание. Важно самим формировать это обоюдное счастье.

— А в чем ваша семейная гармония?

— Уже во всем, она неощутимо нас сопровождает, — говорят, дополняя друг друга, Александр Иванович и Наталья Александровна. — Наша гармония в том, что мы абсолютно разные люди – по характеру, по вкусам, по темпераменту, по отношению к жизни, к вещам. То, что любит она, я переношу, а то, что люблю я, она иногда не переносит. Но, тем не менее, это нас и объединяет. Мы дополняем друг друга. А в чем-то мы проявили себя одинаково — в ответственности в жизни. Но, прежде всего, у нас общая черта — душа молодая.

— Как вы нашли друг друга?

— Ровно 30 секунд длилось наше знакомство и узнавание. Я увидел ее в институте, и все поклонницы, яркие солистки, сразу же отпали. Она – такая красивая, мое счастье, я это сразу понял! — улыбается Александр Иванович. Наталья Александровна добавляет. — А на следующий день он знакомил меня со своей группой и представлял: моя будущая жена. Сначала думала, что у меня будет учеба, работа, аспирантура. А когда увидела его, больше ничего не стало, все ушло. Остался только он. Потом уже появилась семья и, когда дети встали на ноги, начались наши общественные дела.

Картина А. Колодина «Маки»

…У Натальи — семья, дети. У Александра — профессиональное развитие, творческая карьера. Не раз ему многим приходилось жертвовать ради семьи. Однажды отказался от направления в высшую партийную школу, с повышенной стипендией. Колодин не захотел бросать семью на 2 года. Был и другой случай.

— Когда я учился, Никита Михалков набирал первую группу театральной режиссуры, и после просмотра спектаклей выбрал нас двоих – меня и Владимира Хотиненко, — рассказывает Александр Колодин. — Хотиненко тогда к нему приехал в Свердловск после армии. Он рискнул, оставил все, поехал в Москву, и стал тем Хотиненко, которого сегодня все знают. А у нас уже была семья, ребенок. И я сделал абсолютно осознанный выбор – и не поехал.

— Мы приехали в Павлодар – я отучилась в Челябинске и вернулась домой уже со своей семьей, — говорит Наталья Колодина. — Город тогда был новый, удобный, комфортный и красивый! Александр Иванович работал в театре, в управлении культуры, в обкоме партии. В 90-х ушел в школу. Сложное было время, и мы стояли с его картинами на улице. Но именно в 1997 году он победил на конкурсе, и издал свою первую книгу. Я в 1998 поехала на международную библиотечную конференцию в Крым. И я увидела, что мир громадный, и в нем много идей. И началась наша новая жизнь – для блага общества.

Картина А. Колодина «Автопортрет в миноре»

Картины с выставки

Увидеть картины Колодина желают в разных странах. Есть предложения выставиться в Санкт-Петербурге, Франции. Германии. В Китай отправились несколько работ, в том числе — в Китайскую Академию искусств.

— Александр Иванович, что для вас представляет больший интерес для работы?

— Жанры тут не важны — это дело настроения. Есть работы, на которых много слоев, они как будто ищут, идти или нет, пробиваются. А есть то, что рождаются сразу – и миниатюры, и большие сюрреалистические работы.

— Только что купили вашу работу – она отправится в Петербург.

— Покупатели находят нечто свое, что ляжет на сердце. Пришли люди – а где «моя» картина»? А ее уже купили. И вдруг посмотрели и взяли совсем другую, в которой увидели характер своей дочки, ей в подарок. Работа очень дорогая, но им так приглянулась, что я отдал раза в три дешевле – настолько люди хорошие.

— В свое время в Павлодаре ваш выход в народ был едва ли не эпатажным поступком.

— Я первый вышел на улицу со своими картинами, в 90-х организовал Арбат. Помните, было непростое время. Потом ко мне присоединились наши сегодняшние академики. Это был интересный опыт. Но я все же считаю, что художники не могут объединяться. Это мое мнение, — между творческими натурами, журналистами, художниками, актерами, музыкантами, как правило, увы, нет дружбы. Всегда возникают разногласия – и это нормальное явление, ведь каждый – яркая индивидуальность. А есть и обратная пропорция: бывает, чем хуже творческие способности, тем больше амбиции. Великому художнику не надо доказывать, что он велик. Написал картину, и по ней видно, что он из себя представляет — о нем говорит его мастерство.

— Вам важно, где выставляться?

— Нет. И здесь — на праздничной улице, и в солидных залах мировых галерей для меня важен зритель. Еще один большой зритель – это интернет. Преград нет никаких, меня знают, мы общаемся с действительно очень большими художниками.

— Вы рассказывали о своем ученике, известном художнике Владимире Черном.

— Я не могу назвать его своим учеником, но имею место в развитии его судьбы: это был талантливый мальчик, которого в 10 лет забрали из Павлодара в школу-интернат академии Глазунова в Москву. Сегодня Владимир Черный возглавляет кафедру портрета в этой академии. Это наш художник, который добился огромных высот. Расписывал Храм Христа Спасителя в Москве, парадный занавес Большого театра! Он приезжал в Павлодар не так давно, мы долго с ним беседовали. С этим визитом связано и печальное событие: организовали с ним творческую встречу, я лично обзвонил всех художников, пригласил на вечер. Ни один не пришел…  Для меня это было ударом. К сожалению, сейчас большей популярностью пользуются выставки талантливых, но «вторичных», гламурных художников. Хотя, подчеркиваю, у каждого художника — свой стиль, которым он и интересен. Но издание двух книг Черного, и выставку высокохудожественных репродукций картин нашего земляка я не могу пока организовать в Павлодаре – меценатов нет.

— В чем, как вы считаете, проблема современного искусства?

— К сожалению, во всем мире сейчас идет век непрофессионализма: культура без культуры, все стало доступно. И часто вопросами искусства занимаются люди, от него далекие. Я считаю, например, что музеи должны находить и поднимать абсолютно всех художников, невзирая на регалии. И в шутку называю мэтров со слабыми работами, которые забыли, когда последний раз позволили себе творить – «полумэтрами» и «киломэтрами». Это тоже трагедия: творцы перестали творить, а стали зарабатывать.

— А как быть настоящим профессионалам в такой ситуации?

— Одни профессионалы уезжают, это их выбор. А другие – живут полной жизнью, не обращая внимания на трудности. И продолжают свой Путь.

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№35, 03.09.15