Пятница, 25 октября
Меню

Путь Колодиных

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3232
Путь Колодиных

В день 20-летия Конституции Казахстана я встретила на аллее художников Александра и Наталью Колодиных – известные личности в Павлодаре. Активный пропагандист чтения, Наталья Александровна, как всегда по праздникам помогала представлять живописные работы Александра Ивановича. Оказалось, что одна из главных государственных дат – двойной юбилей для семьи Колодиных. 40 лет исполнилось их удивительной семье.

Рука об руку

Коротко рассказать о роли четы Колодиных в культурной судьбе Павлодара – непросто. Рука об руку они идут по жизни, заряжая окружающее пространство своей энергией. Они обучают не просто читать или видеть прекрасное, но и критически мыслить, думать и созидать.

Наталья Колодина – просветитель, активный пропагандист  чтения в Казахстане, магистр библиотековедения и библиографии, Отличник образования РК. Работала в Централизованной библиотечной системе Павлодара, в научных библиотеках ПГУ им. С. Торайгырова и ПГПИ. За последние годы выступала автором и руководителем внедренческих проектов по автоматизации библиотечных технологий. Была участником Республиканского Слета библиотекарей  Казахстана, докладчиком 5-й международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире», конференций Российской Библиотечной Ассоциации. Автор более 100 научных и  методических пособий, публикаций в библиотечных сборниках и журналах Казахстана и России.

Член правления Славянского культурного центра, хранитель общественной библиотекой «Дар России». Удостоена высокой награды – нагрудным знаком «За взаимодействие» МИД России за вклад в международное сотрудничество и укрепление дружбы между казахстанскими и российскими народами.

Александр Колодин — педагог, режиссер, художник-сценограф. Лауреат областных, государственных и международных конкурсов. Выставки его картин экспонировались в Германии, России, Казахстане — в Президентском центре культуры (Астана) и Центре российской науки и культуры при Посольстве РФ. В этом году прошла персональная выставка в «Орлеу» (Институт повышения квалификации педагогических кадров области).  Экспозиция посвящена 20-летию Ассамблеи народа Казахстана. В течение многих лет Колодин принимает активное участие в деятельности АНК и Славянского культурного центра. Указом Президента РК за значительный вклад в общественное согласие в стране был награжден юбилейной медалью 20-летия АНК летом 2015 года.

…А 40 лет назад студенты института – ныне Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств — Саша и Наташа отправились вместе с группой в ЗАГС… пешком. Это была первая студенческая свадьба на курсе. После регистрации радостная шумная компания отправилась в ресторан на трамвае.

— Наверное, Челябинск до сих пор помнит это действо – жених, невеста с фатой, и студенты-театралы пляшут и поют в трамвае, — вспоминает Наталья Александровна. — А потом началась жизнь. И все остальные годовщины свадьбы были в делах, заботах – то картошку копаем, то в других хлопотах. А сегодня уличная мини-выставка картин Александра Ивановича — для нас праздник, и это уже традиция. Чтобы люди видели картины и забирали с собой праздничное настроение. Для нас это — пропаганда искусства. Люди глядят и приобщаются к прекрасному творчеству.

С книгой по жизни

Славянскому центру, с которым связана общественная деятельность Колодиных, в 2016 году исполняется 20 лет. Юбилейный сезон, новые идеи и проекты. Сентябрь начинается цветаевской неделей.

— Расскажу, прежде всего, о тех проектах, которые я хочу провести, — говорит Наталья Колодина. — Надеемся возродить конкурс «Читающая семья». Он был давно — участники уже выросли и просят повторить. Надеемся провести в этом сезоне конкурс «Живая классика». Уже есть опыт: в результате конкурса дети читали классику, прозу, знакомились с новыми авторами, показали себя – участвовало 200 человек со всей области. Причем, как и многие другие, это наш чисто общественный проект. Капитолина Севостьянова из Железинской школы № 2 тогда прошла до международного суперфинала! Пришло приглашение для нее в «Артек», но средств на дорогу тогда не нашлось. Надеемся опять провести «Тотальный диктант». Очень хочется верить, что кто-то из молодежи придет в этот волонтерский проект, в котором можно освоить методику социального проектирования.

Начались экскурсии школьников в библиотеку «Дар России». А на днях Колодина пойдет в женский кризисный центр и приют — читать детям книжки.

— Тот, кто читает книги, будет управлять теми, кто «сидит в гаджетах, — уверена Наталья Колодина. — Наша дочь Алена выросла в книжной среде, а сейчас живет, естественно, в электронной среде. Но детям она предпочитает покупать книги. В то же время читает книги в электронном формате. В любом случае, ее дети тоже будут «книжными», и в результате успешными. Наш сын Митя – технарь по образованию. Но он «жил в книгах», и за основу было взято это. Сейчас он креативный директор в Алматы, мы все смотрим его рекламу.

С книгой человек широко применяет себя, у него больше возможностей, — поясняет Колодина. А мир требует сейчас человека, способного меняться. Читать с ребенком надо очень рано, жить с книгой, а не с электронными учебниками. Те родители, кто это понимает, выстраивают своим детям будущее. Другие ждут, пока в школе детей научать читать. Проблема в том, что такие дети «научатся» читать и перестанут: они же уже «умеют»!

— А как правильно?

— Надо читать с ребенком как можно больше. Моя мама, не самого высокого уровня образования, но в то же время очень книжный человек. Мы дома читали книги много, долго и вместе: и в 5 лет, и в 15. Мама интуитивно жила этим. А сейчас нужно научные исследования проводить, чтобы доказать эту связь, тысячи диссертаций защищают на эту тему. Как еще достучаться до людей, показать им, что нельзя с первого класса сажать за электронный учебник — это вред здоровью и интеллекту! Усваивается модель поведения, которая абсолютно неверна. Причем мне иногда кажется, что это, как раньше говорили, «происки империализма». В то же время логично: кому-то выгодно, чтобы третьи страны дальше определенного уровня ничего не знали. Я считаю, успеет ребенок с медийной грамотностью. Пусть сначала он научится читать, считать, писать и думать! Именно на всем этом развивается критическое мышление.

 — А интернет?

— Интернет помогает, но много ли нужно, чтобы просто нажать кнопку? По теме чтения американцы на конференции в 1998 году рассказывали: к вам скоро придет интернет, и вы поймете, что это за напасть. «Нам бы ваши заботы!» — отвечали мы. Ведь все читали, не было проблемы не-чтения. Нам бы компьютеры! В 2007 году в Астане был международный конгресс чтения. И выяснилось, что за 10 лет произошла катастрофа – книги исчезли, библиотеки закрывались, интерес к чтению угас, а нового ничего не пришло. А сейчас  уже развиваются методы для продвижения чтения через интернет. Для правильного пользования интернетом нужен, скажем так, «готовый человек», которого надо сформировать. Сегодня не все мамы это понимают.

— Недавно на каком-то форуме читала: мамы возмущаются – «училка совсем спятила, дала задание детям в школе нарисовать… гром!». У детей, что характерно, таких вопросов не возникло, потому что они не потеряли способности фантазировать.

— Это вызов воображению, детям это интересно. К сожалению, есть люди, которые примитивно мыслят, и для них творческие задания просто непонятны. Есть и другой распространенный аспект: «учитель – это всегда плохо». Александр Иванович долго работал в школе. Он все время выступал на родительских собраниях: что бы ни сказал учитель – он прав по отношению к ребенку, потому что он учитель. С другой стороны — и ребенок прав, потому что он еще маленький, он учится. Важно найти баланс. А когда дома роль учителя нивелируется, и отношение к нему разрушается. Вспомните 90-е годы – чего только про школу не говорили и не писали! Я считаю, что надо поддерживать авторитет учителя, тогда и он будет чувствовать себя уверенно.

— В то же время у каждого в школе был Учитель…

— У меня была Любовь Васильевна Дудко, учитель начальных классов в школе № 3, добрая ей память. Я в свое время публиковала статью о ней, потому что считала  своим нравственным долгом сохранить в потоке документов ее имя. Для меня она была огромной талантливой личностью и примером для жизни, человеком, исполненном доброты. Думаю, что нужно опираться на опыт общения с такими учителями, а не на негатив. И помнить об учителе таком, и рассказывать своим детям о нем.

— Это особенно важно в общении с подростками.

— Да. Когда у нас дома обсуждались конфликты в школе с детьми, они обычно говорили – это, мол, учителка виновата. Я всегда говорила: учитель – прежде всего человек: он может ошибаться, может быть в неважном настроении. Когда ребенок маленький – учитель для него абсолютный авторитет. А в 5-7 классе дети подвергают все сомнению. И нужно быть таким учителем, чтобы потом, как происходит у Александра Ивановича. Встречаются на улице взрослые люди, и радостно его приветствуют — это его бывшие ученики. Он преподавал технологию — казалось бы, трудовик, что тут такого. А бывшие школьники, дяденьки со своими детьми и внуками,  говорят: «Спасибо! Правильно вы тогда, Александр Иванович, мне сказали», «Хорошо, что вы нас научили всему» и т.д. Этого дорогого стоит, в этом прелесть работы педагога. Он их учил не труду, а развитию мышления, отношению к жизни, к тому, чем ты будешь заниматься, какую выбрать профессию.

— И как же найти именно свой путь?

— Я считаю, что у каждого дела должна быть своя миссия. Это важно – понимать, зачем я пришел в этот мир. Другое дело, что это не всегда осознается. Когда я выбирала свою профессию, мама говорила: «Зачем? Всю жизнь будешь нищая». Я понимала, что профессия библиотекаря в материальном плане ничего не дает. Но меня привлекала возможность читать, говорить о книгах. Я рано вышла замуж, сразу дети появились, и я ощущала свое предназначение матери. У меня трое детей, их надо было поднять в жуткие 90-е годы. Пока они росли, была одна цель. Синдрома опустевшего гнезда, которого опасаются родители выросших детей, у нас в семье не было. Мы с мужем плавно перешли в другую ипостась. Я нашла себя в Славянском центре. Александр Иванович работал в творчестве. Теперь мы уже живем в другой миссии, в другом самоощущении, другом понимании – «зачем все это и для чего».

Семейная гармония

Это залог не только профессионального успеха, но и семейного благополучия — стабильности, как минимум, говорят Колодины. Странно смотреть на молодых, которые утверждают «жениться и выходить замуж – только за перспективных». Они возражают: перспектива – на картине, а семья — по любви, по чувству, по ощущениям. Да, любовь не всегда надежна и долговечна. Но из нее потом выстраивается уважение и понимание. Важно самим формировать это обоюдное счастье.

— А в чем ваша семейная гармония?

— Уже во всем, она неощутимо нас сопровождает, — говорят, дополняя друг друга, Александр Иванович и Наталья Александровна. — Наша гармония в том, что мы абсолютно разные люди – по характеру, по вкусам, по темпераменту, по отношению к жизни, к вещам. То, что любит она, я переношу, а то, что люблю я, она иногда не переносит. Но, тем не менее, это нас и объединяет. Мы дополняем друг друга. А в чем-то мы проявили себя одинаково — в ответственности в жизни. Но, прежде всего, у нас общая черта — душа молодая.

— Как вы нашли друг друга?

— Ровно 30 секунд длилось наше знакомство и узнавание. Я увидел ее в институте, и все поклонницы, яркие солистки, сразу же отпали. Она – такая красивая, мое счастье, я это сразу понял! — улыбается Александр Иванович. Наталья Александровна добавляет. — А на следующий день он знакомил меня со своей группой и представлял: моя будущая жена. Сначала думала, что у меня будет учеба, работа, аспирантура. А когда увидела его, больше ничего не стало, все ушло. Остался только он. Потом уже появилась семья и, когда дети встали на ноги, начались наши общественные дела.

…У Натальи — семья, дети. У Александра — профессиональное развитие, творческая карьера. Не раз ему многим приходилось жертвовать ради семьи. Однажды отказался от направления в высшую партийную школу, с повышенной стипендией. Колодин не захотел бросать семью на 2 года. Был и другой случай.

— Когда я учился, Никита Михалков набирал первую группу театральной режиссуры, и после просмотра спектаклей выбрал нас двоих – меня и Владимира Хотиненко, — рассказывает Александр Колодин. — Хотиненко тогда к нему приехал в Свердловск после армии. Он рискнул, оставил все, поехал в Москву, и стал тем Хотиненко, которого сегодня все знают. А у нас уже была семья, ребенок. И я сделал абсолютно осознанный выбор – и не поехал.

— Мы приехали в Павлодар – я отучилась в Челябинске и вернулась домой уже со своей семьей, — говорит Наталья Колодина. — Город тогда был новый, удобный, комфортный и красивый! Александр Иванович работал в театре, в управлении культуры, в обкоме партии. В 90-х ушел в школу. Сложное было время, и мы стояли с его картинами на улице. Но именно в 1997 году он победил на конкурсе, и издал свою первую книгу. Я в 1998 поехала на международную библиотечную конференцию в Крым. И я увидела, что мир громадный, и в нем много идей. И началась наша новая жизнь – для блага общества.

Картины с выставки

Увидеть картины Колодина желают в разных странах. Есть предложения выставиться в Санкт-Петербурге, Франции. Германии. В Китай отправились несколько работ, в том числе — в Китайскую Академию искусств.

— Александр Иванович, что для вас представляет больший интерес для работы?

— Жанры тут не важны — это дело настроения. Есть работы, на которых много слоев, они как будто ищут, идти или нет, пробиваются. А есть то, что рождаются сразу – и миниатюры, и большие сюрреалистические работы.

— Только что купили вашу работу – она отправится в Петербург.

— Покупатели находят нечто свое, что ляжет на сердце. Пришли люди – а где «моя» картина»? А ее уже купили. И вдруг посмотрели и взяли совсем другую, в которой увидели характер своей дочки, ей в подарок. Работа очень дорогая, но им так приглянулась, что я отдал раза в три дешевле – настолько люди хорошие.

— В свое время в Павлодаре ваш выход в народ был едва ли не эпатажным поступком.

— Я первый вышел на улицу со своими картинами, в 90-х организовал Арбат. Помните, было непростое время. Потом ко мне присоединились наши сегодняшние академики. Это был интересный опыт. Но я все же считаю, что художники не могут объединяться. Это мое мнение, — между творческими натурами, журналистами, художниками, актерами, музыкантами, как правило, увы, нет дружбы. Всегда возникают разногласия – и это нормальное явление, ведь каждый – яркая индивидуальность. А есть и обратная пропорция: бывает, чем хуже творческие способности, тем больше амбиции. Великому художнику не надо доказывать, что он велик. Написал картину, и по ней видно, что он из себя представляет — о нем говорит его мастерство.

— Вам важно, где выставляться?

— Нет. И здесь — на праздничной улице, и в солидных залах мировых галерей для меня важен зритель. Еще один большой зритель – это интернет. Преград нет никаких, меня знают, мы общаемся с действительно очень большими художниками.

— Вы рассказывали о своем ученике, известном художнике Владимире Черном.

— Я не могу назвать его своим учеником, но имею место в развитии его судьбы: это был талантливый мальчик, которого в 10 лет забрали из Павлодара в школу-интернат академии Глазунова в Москву. Сегодня Владимир Черный возглавляет кафедру портрета в этой академии. Это наш художник, который добился огромных высот. Расписывал Храм Христа Спасителя в Москве, парадный занавес Большого театра! Он приезжал в Павлодар не так давно, мы долго с ним беседовали. С этим визитом связано и печальное событие: организовали с ним творческую встречу, я лично обзвонил всех художников, пригласил на вечер. Ни один не пришел…  Для меня это было ударом. К сожалению, сейчас большей популярностью пользуются выставки талантливых, но «вторичных», гламурных художников. Хотя, подчеркиваю, у каждого художника — свой стиль, которым он и интересен. Но издание двух книг Черного, и выставку высокохудожественных репродукций картин нашего земляка я не могу пока организовать в Павлодаре – меценатов нет.

— В чем, как вы считаете, проблема современного искусства?

— К сожалению, во всем мире сейчас идет век непрофессионализма: культура без культуры, все стало доступно. И часто вопросами искусства занимаются люди, от него далекие. Я считаю, например, что музеи должны находить и поднимать абсолютно всех художников, невзирая на регалии. И в шутку называю мэтров со слабыми работами, которые забыли, когда последний раз позволили себе творить – «полумэтрами» и «киломэтрами». Это тоже трагедия: творцы перестали творить, а стали зарабатывать.

— А как быть настоящим профессионалам в такой ситуации?

— Одни профессионалы уезжают, это их выбор. А другие – живут полной жизнью, не обращая внимания на трудности. И продолжают свой Путь.

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№35, 03.09.15