Суббота, 30 сентября
ясноПавлодар, 4°C
474.47 4.88 503.51
Меню

Ольга Пашко: Музейные перспективы

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1806
Ольга Пашко: Музейные перспективы

Лето – пленэрная пора у художников. Однако выставки и творческие проекты продолжаются, несмотря на выезды на этюды. В художественном музее экспозиция сменяет экспозицию, отражая мастерство авторов и открывая все новые формы общения со зрителем. О планах и перспективах музея на предстоящий сезон рассказала Ольга Витальевна Пашко, главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея, организатор и куратор множества выставок и проектов.

Записать интервью с Ольгой Пашко я хотела давно – это позитивный человек, интересный собеседник, увлеченный профессионал, живущий искусством и посвящающий развитию музея и формированию вкуса сограждан все свое время. Время – вот чего так не хватает таким музейщикам, как Ольга Витальевна. Так мало времени, чтобы успеть соединить идеи с реальностью, воплотить их в новаторские формы удивительных музейных проектов, создавая ценность эстетического воспитания. А затем – новое видение, новые перспективы и воплощения.

В большом зале музея открыта выставка «История народа». В другом отделе завершает работу экспозиция «На рубеже веков», посвященная памяти павлодарского  фотографа Николая Кузнецова. Теперь она отправляется в Аксу и Экибастуз.

Несмотря на расхожее мнение, региональные художники не «варятся в своем соку», они постоянно участвуют в различных проектах и экспозициях, персональных и сборных, как внутри Казахстана, так и за рубежом. Сейчас есть приглашение из Арабских Эмиратов, два наших художника-прикладника поедут туда со своими работами. А живописцы отправятся на выставку в Китай. В Омске будет выставка павлодарских художников. В Семипалатинске завершается выставка Каржасова и Приходько.

22 августа открыла работу экспозиция в поддержку 20-летия Ассамблеи народа Казахстана. В рамках юбилея 25-летия Павлодарского областного общества немцев «Возрождение» пройдет историко-художественная и документальная выставка «Немцы Казахстана». Это выставка фотографий, также будут представлены работы немецких репрессированных  художников из фондов музея, и показаны этапы развития немецкого предпринимательства в нашем регионе.

— Затем планируется провести выставку Белорусского этно-культурного центра, – делится планами Ольга Пашко. – Это значительное событие — юбилейная выставка павлодарского художника Панко Георгиевича Величко из фондов музея и семейного собрания. Затем пройдет долгожданная персональная выставка скульптора Зои Соболевой. Активное сотрудничество идет у нас с фотографами — в октябре откроет работу фотовыставка Алтайского края. Это будет экспозиция Славянского культурного центра. Надеюсь, что будет персональная выставка Солтанбаева Агертиса в ближайшем будущем. Это талантливый профессиональный художник, сейчас работает на госслужбе в одном из районов области.

Направления, материалы, стили, темы и жанры – разнообразны. Музей сегодня представляется не хранилищем старины, вернее, интересен не только и не столько работой с фондами. В его арсенале и необычные приемы и форматы.

— Из масштабных тематических выставок планируется совершенно интригующее событие – экспозиция «Нет коррупции» в декабре, — поясняет Ольга Витальевна. — Идея выставки – взгляд профессиональных художников на эту проблему. Как они это отразят – честно скажу, не знаю. Отмечу, что это будет полноценная выставка произведений живописцев и графики, а не плакатов.

Визуальное искусство в работах художников нынешнего года отмечает тему четырех главных праздников. О них подробно рассказывает выставка «История народа». Этот проект продолжается, раскрывая задачу символики и традиций.

— Будут еще две выставки, посвящены 550-летию Казахского ханства, обе – детские, с работами учащихся художественных школ и студий, и воспитанников детских садов, — говорит Ольга Пашко. — Мы объясним детям, что это за праздник. Чтобы они осознали значимость истории: почему мы сегодня такие, и с чего это все началось. И главное — чтобы кто-то из детей увлекся, и стал заниматься этим всерьез. Мы, конечно, хотим массовости, но важнее, чтобы дети с раннего возраста интересовались нужными вещами. Сейчас информации стало много, она доступна, и в погоне за интересом стало много развлечений. Дети беззащитны перед таким потоком. Все воспринимается сплошным удовольствием, остальное – в тягость. А мы предлагаем ребенку создавать что-то самому, работать с интересом, узнавать новое. Это и сплочение родителей с детьми. Незамеченным такое общение и работа не проходят.

Детские выставки – продолжение единого проекта «Жастар», начатого в минувшем году, по различным формам работы с детской аудиторией. Чем больше идет работы с детьми, тем больше понятно, что нельзя делать одно и то же, нужно менять формат постоянно. В этом году впервые в Павлодаре прошли мероприятия проекта «Алтын Борте» — «Золотое руно». Детсадовцы и ребята постарше из художественных школ и студий вышли на широкую аудиторию и показали символ года Барашка в новой для него роли. Разрисовывали белые фигурки и описывали его жизнь в необычных сюжетах.

Приуроченный к 1 июня праздник показал — тема востребованная. Дети в восторге, символ года, расписанный в индивидуальной манере детишками и профессиональными художниками, всем понравились. А рисунки «Из жизни барашка», которые на выставке были фоном, по сути, могли бы стать основой для отдельной экспозиции, настолько были профессионально выполнены детьми. Эта акция была не просто творческой, продажа скульптурок была нацелена на благотворительный сбор средств.

— Я понимала, что мы не сможем собрать миллионы, чтобы помочь в полной мере мамам этих девочек, люди у нас пока не готовы к такой форме взаимодействия, — анализирует прошедшее мероприятие Ольга Витальевна. — Но это был праздник для детей и их семей. Однако, я считаю, что должен быть не только праздник, но и вдумчивое, рабочее отношение к своему делу. К 550-летию Казахского ханства  будет проведена своеобразная исследовательская детская работа. На следующий год будут новые истории. Когда мы начинали проект «Жастар», мы, как любые художники, до конца полностью не знали, что же конкретное получится в результате. Нужно было время, чтобы понять, кто чем дышит, какой уровень имеет и что хочет. Мы предоставили площадку для школьников, художественных школ, и были просто выставки. К 9 Мая делали детскую экспозицию, работы военной тематики были хорошие, их было много. Работы зрителям очень понравились, много приходили смотреть, и по нескольку раз приходили. Отклик был хороший. Отрадно, что сейчас много материалов – нет дефицита, не нужно, как раньше, выписывать из Ленинграда краски. Но лепить и рисовать просто так – интереса мало, а для чего-то – гораздо интереснее. Мы этот интерес стимулируем. Это входит в программы работы музея.

Ольга Пашко считает, что негатив, нагнетаемый телевидением и интернетом, можно нейтрализовать. Ребенка притягивает мир искусства, так уж утроены дети. И пусть ребенок творить, читает, идет в музей и смотрит, узнает что-то новое. Музейщики в этой ситуации спасают детей и дают родителям возможность увидеть будущее детей. Это одухотворенность, вера в собственное творчество помогает ребенку состояться.

— У нас прекрасные фонды, мы показываем: какого уровня работы, какие художники состоялись, показали красоту этого мира и дали этому миру что-то свое, — продолжает тему Ольга Пашко. — Но для того, чтобы простой обыватель смог это воспринять на сегодняшний день, нужно его вырастить. Начинается все с детства. Дети приходят на детские выставки, радуются рисункам и барашкам. Завтра будет выставки молодых художников. А на взрослые выставки они уже придут, понимая, что они могут увидеть. Эту миссию музей несет – бережно хранить наследие, формировать сегодняшний день и воспитывать подрастающее поколение. Это школа эстетического воспитания, но это не просто красота, а еще и формирование мировоззрения, формирование общества, взгляда этого общества.

В течение годы идет чередование – старые мастера работ из фондов. Затем — юные авторы, которые в первый раз попали в музей. По практике музеев мира, в холле часто устраиваются детские выставки — эти работы приятны и понятны любому человеку. Расчет оправдывается, говорят музейщики: посетители пришли с детьми, и потом пойдут в зал и посмотрят что-то другое. Что-то понравится, что-то нет, но появится тяга к познанию, осмыслению. Музеи не дают образования художественного образования, как школа или институт. Это выставочная площадка с определенным настроем — привить вкус.

— Обидно, когда люди сами отказываются от посещения музея, — признается Ольга Пашко. — Понятно, что картины не кричат, не притягивают, как телевизор или интернет. Картина профессионального художника всегда очень глубока, с ней нужно найти общий язык, настроиться на нее. Я всем говорю – приводите детей в музей чаще. В первый раз дети нередко готовы «по потолку бегать». Во второй раз порой реально ложатся на пол от скуки — не могут перестроиться от агрессивной подачи информации, сменить ее на вдумчивость. А в третий раз они приходят уже с осознанием, пониманием изобразительного искусства. Они уже знают, как вести себя в общественных местах, это уже прививается культура.

Ольга Витальевна констатирует: в сегодняшней реальности наблюдается диссонанс – информированности и возможностей больше, интереса у родителей все дать своему ребенку – больше, а в то же время у детей – уныние и скука. Происходит следующее: если фантик от конфеты яркий, я буду «ее есть». И пока подрастающему поколению не объяснишь, о чем картина, они ее в первый раз даже не воспринимают.

— А потом после тематических выставок дети раскрываются, начинают сопереживать, — объясняет Ольга Пашко. — Например, после выставок про репрессии, о войне — глубокие по смыслу и переживаниям работы. И дети откликаются, сами начинают рассказывать о том, что они знают по этой теме. Есть и другая проблема: обездоленные дети, которые растут без семьи. Хорошо, что таких детей из приюта и других учреждений, детей-инвалидов знакомят с искусством, уделяют этому вопросу внимание. А в целом мы не устаем повторять родителям и учителям: приводите детей в музей – на выставки, встречи с художниками, лекции и фильмы. Стоимость билета в музеи невелика. И это небольшая цена за развитие ребенка, его умение видеть и понимать.

Отмечают музейные сотрудники такую особенность сегодняшнего дня: молодые семьи, если есть возможность семейного отдыха, идут в музеи. Направленность на молодежь нашла отражение и в развитии общения художественного музея в интернете — есть официальный сайт pavlodar-museum.kz, паблики в соцсетях.

— Есть мое собственное интересное наблюдение, я хотела его проверить, и оно подтвердилось, — поделилась своими  мыслями Ольга Пашко. – Взрослые люди в массе сейчас не пойдут в музей сами, но пойдут ради ребенка. В этом году мы видели людей, которые впервые к нам попали, а раньше не знали, где музей находится. Очень многие приходили посмотреть работы своих художников, своих детей. Я стала анализировать. В начале 2000-х, когда начинался проект М’Арт, мы увидели огромную активность молодежи, было очень много выпускников профильных художественных заведений. И молодежные выставки шли на «ура», потому что были актуальны. И молодежь сама хотела творить. Потом молодежь выросла, они стали взрослыми. А сегодняшние молодые люди гораздо прагматичнее, мы уже не видим того творческого азарта, интереса, полета. И, увы, желания творить… бесплатно. Я вижу: та молодежь, которая выросла, они стали взрослыми и создала семью, в которой родились дети. К счастью, есть огромное желание у молодых родителей стимулировать интерес ребенка, желание узнать, на что он способен, ориентировать его в жизни. И для них, и для всех остальных мы создаем все условия, чтобы вырастить духовно богатого человека.

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№34, 27.08.15