Четверг, 28 марта
Меню

Женщины, защищайтесь!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3469
Женщины, защищайтесь!

Куда обратиться за помощью павлодарским женщинам, которых избивают или оскорбляют мужья-тираны, преследуют бывшие бойфренды, домогаются коллеги, терроризируют телефонные маньяки? Такие вопросы посыпались в нашу редакцию после публикации статьи «Наедине с бедой» (НЖ №25 от 25.06.15) о павлодарке, которую полтора месяца преследовал по телефону неизвестный мужчина, угрожая похищением, делая по 50 звонков в день. Эти вопросы мы переадресовали старшему инспектору группы по защите женщин от насилия УВД города Павлодара капитану полиции Айгуль Мырзабековне Сарсенбеновой.

— В первую очередь женщина, которая подвергается насилию или домогательствам, должна обратиться в полицию, просто набрав номер 102, — разъясняет Айгуль Мырзабековна. – По телефону вы можете объяснить свою проблему. Вам определят инспектора, который с вами будет работать. Но можете обратиться напрямую к нам – в группу по защите женщин при УВД города Павлодара. Мы находимся по адресу: ул. Торайгырова, 70/1, в бывшем здании Миграционной полиции, кабинет № 306. Есть телефон доверия: 37-80-87.

— Проблема в том, что многие женщины, которые подверглись домогательствам или преследованию, даже не догадываются, что против них совершаются противоправные действия, что неприятные им навязчивые телефонные звонки или знаки внимания – это, как минимум, нарушение их прав. Я, когда писал статью «Наедине с бедой», изучил множество материалов по сталкингу (преследованию), основная причина необращений в полицию – ещё и стыд. Чаще всего обыватели реагируют на такие жалобы так: нечего было с мужиком заигрывать, сама виновата, сама и расхлёбывай! В итоге женщина оказывается наедине со своей проблемой.

— Если женщина будет бояться и умалчивать, то насилие над ней будет носить повторяющийся характер. Всё может закончиться плачевно. Одна женщина не хотела писать заявление на своего мужа-дебошира, который её избивал, пока не пришла ко мне со сломанным носом. И то пришлось её убеждать. К нему были приняты меры. Как только насильник видит, что государство, полиция на стороне женщины, он останавливается. Совместно с нами работает кризисный центр для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Там есть психолог. Мы часто направляем к нему женщин, которые не могут принять какое-то конкретное решение, путаются, хотят они писать заявление или нет. Психолог проводит с ними свою работу. После этого женщины раскрываются, рассказывают о своей проблеме, и потом совместно мы принимаем решение.

— С какими проблемами женщины обращаются в вашу группу чаще всего?

— Основная часть жалоб – по семейным проблемам. У нас хорошо работает Закон «О профилактике бытового насилия». Он был принят в 2009 году. В Российской Федерации такого Закона нет до сих пор. Так что мы опережаем. Эффективной мерой против семейных дебоширов стало защитное предписание. Если раньше оно выносилось на срок до 10 суток, то с февраля 2014 года срок увеличили до 30 суток. Защитное предписание может быть выписано и без письменного заявления потерпевшей. В течение 30 дней правонарушитель находится на профилактическом учёте, участковый имеет право проверять его семь раз в месяц. Если в течение 30 суток повторятся противоправные действия – побои, брань и так далее, то у нас в Административном кодексе есть статья 461 «Нарушение защитного предписания». А там уже штраф или арест.

— Жалобы на преследование, в том числе по телефону, к вам поступали?

— Пару фактов в этом году было. Одна девушка жила в селе, где долго дружила с парнем. Потом переехала в Павлодар, здесь нашла другого. А парень из района стал её ревновать, чуть ли не каждый день приезжал в город, караулил возле работы. Я пригласила его, побеседовала, потом позвонила его родителям, сказала, что если преследование будет продолжаться, мы примем меры. Он больше её не беспокоил. В прошлом году к нам обращалась женщина, её коллега преследовал. Мы предлагали ей заявление написать, но она отказывалась. Тогда я вызвала его, мы переговорили. Профилактическая беседа на него подействовала.

— С защитой женщины в сфере семейных отношений в казахстанском законодательстве всё в порядке, а вот статьи за домогательство, в том числе и сексуальное, нет. Нет и такого юридического понятия, как преследование, или сталкинг. В США и Евросоюзе эти нормы Закона действуют. Как можно ввести аналогичный Закон у нас?

— В конце каждого года ДВД и МВД запрашивает, какие у нас есть пожелания по работе. Мы пишем свои предложения. Так благодаря предложениям, поступавшим от полицейских из регионов, был принят Закон «О профилактике бытового насилия», а потом произошло его ужесточение. Если от женщин будут поступать жалобы и заявления на домогательства или преследования и мы увидим, что в стране есть люди, которым такой Закон необходим, то он будет принят. Если женщины хотят, чтобы их защитили, пусть обращаются.

Фёдор КОВАЛЁВ, НЖ№31, 06.08.15