Второго августа работники транспорта отмечают свой профессиональный праздник. Василий Григорьевич Рак – ровесник Павлодарской области, более полувека посвятивший её развитию. Он прошёл путь от простого водителя до начальника АТП-1, параллельно занимаясь общественной работой в партии, профсоюзе, белорусском этнокультурном объединении.
В Павлодарской области проживет порядка шести тысяч белорусов. В прошлом году исполнилось 105 лет поселения белорусов в Казахстане. Много белорусов переехало сюда в годы Столыпинских реформ и поднятия Целины. Василий Григорьевич Рак приехал в Павлодар в 1960-м. Было ему тогда 22 года.
Несмотря на молодость, Василий Григорьевич имел большой жизненный опыт и закалку. Он родился в 1938 году в Беларуси, в деревне Редигировка Брестской области. Когда ему было три года, началась Великая Отечественная война. Его вместе с семьёй угнали на работы в Германию. Везли в закрытом товарном вагоне, в котором до этого перевозили скот.
«У моих родителей было трое малолетних детей, я и две сестрёнки. Нас купила семья колониста, которая занималась сельскохозяйственным производством. Так, мы оказались на принудительных работах у немецкого помещика», — пишет в своей автобиографической книге «Мой жизненный путь» Василий Рак.
В детских воспоминаниях остались некоторые штрихи подневольного быта – фермы в пойменных лугах реки Одер, где приходилось работать и маленьким детям, полуподвальное помещение с деревянными нарами, атаки советских самолётов-штурмовиков, от стрельбы и бомб которых приходилось прятаться в глубоком картофелехранилище, и желанный день освобождения: «В полдень, как запечатлела память, на пятые сутки, около нашего убежища промчались краснозвёздные танки с десантом на броне. Дети и взрослые выскочили из своего укрытия. Танкисты нас окружили и, как узнали кто мы, в срочном порядке стали отправлять в тыл».
По возвращению на Родину, родителей Василия Григорьевича ждала жуткая и унизительная проверка НКВД на благонадёжность. Тогда была установка считать всех пленённых и угнанных изменниками Родины. Семье пришлось пережить и это. В деревне ждал очередной удар – всё хозяйство уничтожено войной, жизнь нужно начинать с чистого листа.
Питались в ту пору лебедой и крапивой, собирали на болотах птичьи яйца. Потом жизнь стала постепенно налаживаться, стали сажать картофель, развели гусей. Позже началась организация колхоза. Дети во всём помогали взрослым, стараясь от них не отставать. О летнем отдыхе и не мечтали – трудились на полях и сенокосах.
В 1947 году Василий Рак пошёл в школу. Его отец окончил всего четыре класса, а мать была безграмотной, но они старались привить сыну любовь к книге и знаниям. В школе были свои трудности – один учебник на десять учеников, отсутствие тетрадей, писали на старых польских газетах. Василий Григорьевич вспоминает:
«Одежда каждого школьника была из самотканого льняного полотна, сшитого руками матерей. Однако нас, детей войны, переживших годы лишения, голода, фашистский разбой, эти трудности не пугали. Мы все тянулись к знаниям, старались услышать на уроках новое и запомнить».
Василий Григорьевич с благодарностью вспоминает своих учителей, среди которых были офицеры, герои войны, ставшие живым примером для мальчишек, научившие их быть преданными своей Родине, ответственными за свои поступки и данное слово, уважающими стариков, женщин, подруг и товарищей.
Этим принципам высокой нравственности Василий Рак следует всю свою жизнь. В 1952 году его приняли в комсомол, а через год он стал секретарём школьной комсомольской организации. В средней школе силами учащихся-комсомольцев был отремонтирован пригнанный с фронта автомобиль «Газ-АА», на котором Василий Рак и другие ребята научились азам вождения.
В 1957 году после школы парень работал в колхозе водителем лесовоза. Водительские навыки пригодились ему и в армии. Там же он продолжил и комсомольскую работу. В октябре 1960 года вместе с сослуживцами (600 человек) прибыл в Павлодар на строительство новых объектов. Как говорит, такого размаха строительства он не видел никогда:
«Нас радовал размах строительных площадок, строился первенец цветной металлургии Алюминиевый завод, Комбайновый завод, жильё, теплоцентрали».
Василий Григорьевич устроился работать водителем в Главное транспортное управление Карагандинского совнархоза, автобазу №1. С этого начался его трудовой путь на павлодарской земле. Окончив Павлодарский индустриальный институт, он стал инженером на предприятии. Параллельно росла и партийная нагрузка – он вырос до руководителя партийного комитета объединения транспорта, 13 лет проработал начальником АТП-1, потом заместителем гендиректора Павлодарской холдинговой компании. Неоднократно избирался депутатом местных Советов народных депутатов, членом Индустриального райкома партии.
В наши дни Василий Григорьевич – активный деятель областного филиала партии «Нур Отан» и облсовпрофа. За неоценимый вклад в развитие Павлодарской области, он награждён орденом «Знак почёта», шестью медалями, в том числе юбилейной «75 лет Павлодарской области», огромным количеством почётных грамот.
Василий Рак поддерживает связь со своей исторической Родиной, регулярно навещая родных. Он участвовал в торжественных мероприятиях в Минске, посвящённых 70-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков, общался с президентом Александром Лукашенко. Он председатель совета старейшин павлодарского Общественного объединения «Культурный центр «Беларусь», который на днях отмечает своё пятнадцатилетие. Его уважают и ценят люди старшего возраста и молодёжь.
— Василий Григорьевич всегда душой тянется к культуре своих предков, своей земли, — говорит председатель Культурного центра «Беларусь» Любовь Ивановна Богнат. – Три поколения семьи Рак обустроились на казахстанской земле, нашли здесь своё счастье и свою любовь.
Как говорит Любовь Ивановна, у белорусов есть три характерные национальные черты – трудолюбие, терпение и толерантность. И это всё о Василии Григорьевиче.
Фёдор КОВАЛЁВ, НЖ№30, 30.07.15