Пятница, 27 декабря
Меню

Двое в одной лодке

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2201
Двое в одной лодке

В Павлодаре проходит тематическая выставка двух молодых художниц под названием «FriendSHIP». Английское слово, означающее «дружба», художницы осмысливают еще глубже. В его корне и «friend» – друг, и «ship» – корабль, лодка. Это уже не первое совместное плавание по волнам искусства искреннего женского дуэта – Наталии Баженовой и Гульмарал Татибаевой.

До 15 августа большой зал Павлодарского областного художественного музея, кажется, стал гаванью для множества кораблей – живописных, графичных, вытканных, войлочных, плетеных и сложенных из бересты. Авторы, рассказывая о теме выставки, говорят просто: однажды обратили внимание на то, что в их работах корабль стал частым гостем.

Познакомились Наталия Баженова и Гульмарал Татибаева на 3 курсе Казахской национальной Академии художеств имени Т. Жургенова. И выяснилось, что художницы не просто родом из Павлодара, а жили на расстоянии одной остановки друг от друга. С тех пор они не расстаются. Хоть и живут сейчас в разных городах: Наталия – научный сотрудник музея им. А.Кастеева в Алматы, Гульмарал – свободный художник в Астане. Общение их, благодаря интернету, помогает на каждой ступени их совместного творческого пути. Художницы обмениваются эскизами, участвуют советами в создании работ друг друга.

Я сама переживала такое двойное вдохновение: музыка, озарение, а мы вдвоем с подругой из художественной школы рисуем, рисуем, рисуем. Интеллектуальное родство, общность, дополнение взглядов – так знакомо и приятно. Об это животворящее ощущение в творческих союзах разбивается расхожее представление о невозможности женской дружбы. Она существует!

— Этот тандем давно и успешно сотрудничает, — рассказывает искусствовед Елена Дубовая. На выставке очень много произведений с изображением корабликов, они у них и по волнам, и по штилю идут, и по мирскому морю. Необычно то, что вместе живописец и прикладник. Наташа Баженова работает и в прикладном искусстве – гобелене, аппликации, войлоковалянии, и в живописи. А Гульмарал – активный живописец, мощный, со своей заявкой, жизненной позицией в колорите, и в композиции. Подобные союзы продуктивны и актуальны, а еще очень интересны для зрителей.

Авторы неоднократно участвовали в республиканских и международных выставках. В нашем музее были заявки в рамках проекта М‘Арт, выставках женщин-художниц, посвященных 8 Марта, в пленэре молодых художников, в проекте новых казахстанских передвижников «Арт-Сапар». У Н.Баженовой в 2008 году состоялась персональная выставка. Теперь Павлодар принимает масштабную совместную работу Наталии и Гульмарал.

На вернисаже мэтры академического искусства Казахстана — Шуранов, Каржасов, Баяндин поздравили молодых художниц с успехом. Николай Дудак, председатель Павлодарского областного общества Рериха отметил, что представленные на выставке произведения несут определенную информацию, которая возвышает человека, дает ему духовные стремления и знания. А сами художницы отметили: корабль на этой выставке – не всегда буквальный объект. Его можно ассоциировать с человеком, его путем. Корабль – это еще и дух человека, его стремления, желания, мысли, идеи и планы.

— Это преодоление препятствий, бушующего моря, — рассказывает Наталия Баженова. — Волны – наша жизнь, такую аналогию можно провести. Корабль – символ внутренней духовной силы человека, которая не дает ему сломаться, и позволяет, несмотря на все невзгоды, идти вперед.

— Поскольку мы люди творческие, у нас взгляд совсем другой на жизнь. И мы увидели это яркое выражение в символике корабля, — тут же продолжает тему Гульмарал Татибаева. — У нас главная основа выставки – корабль. Замысел этого символа — показать стремление человека творческого. Мир художника очень тонкий и многогранный. Его сложно передать в одной технике. Богатство наших техник, а в экспозиции есть и гобелен, и акрил, и масло, и плетение, — раскрывает эту тему.

— Это и тема дружбы, — говорит Наталия Баженова. – Для меня Гульмарал — верный и преданный друг, который в разных ситуациях спасает и советом, и делом, и сердечной поддержкой. Думаю, этот дуэт состоялся именно благодаря нашему внутреннему родству. Хотелось бы этой выставкой молодежь привлечь к искусству, творчеству. Как говорил Николай Рерих – «через искусство имеете свет». Это та дорога, которая выведет человечество к прекрасному будущему, когда человек понимает и ценит красоту, а она рождает в человеке самые лучшие начинания.

— На выставке представлены разные работы, — показывает экспозицию Гульмарал. — Есть работы Наталии в технике «чи», гобелен ручного ткачества, батик. Я люблю живопись, масло, и работаю в технике коллаж из баянаульской бересты.

— Есть мои работы, выполненные в традиционном мокром войлоковалянии и методом сухой иглы. Ручное чиевое плетение из степного тростника — древняя казахская техника, раньше по всему периметру юрты делали такие узорные циновки. Современные художники используют их для декоративных панно. А Гульмарал представила свою графику и сочную по колориту живопись. Мы делали первую совместную выставку в Талдыкоргане, и увидели, что наши работы не противоречат друг другу, а дополняют. Мы даже смешивали произведения – не только мы, но и они дружат в едином экспозиционном пространстве.

Задумка выставка зрела с 2002 года, здесь собраны работы за 20 лет. Получилось легко, свежо, нежно и красиво. Глубокие по замыслу и исполнению произведения, тема свободы, духовного поиска, материнства, любви и нежности – главенствуют в экспозиции. Для Гульмарал – это первая крупная выставка в родном городе.

— На каждом месте, где мы проводим эту передвижную выставку, обязательно размещаем этюды с пленэра, — поясняет Гульмарал Татибаева. — Здесь представлены мои баянаульские работы, написанные буквально пару недель назад. Это для меня очень родное место. Сама я родилась в селе Щербакты, а мама выросла в Баянауле. И я все свои победы посвящаю ей.

О том, существует ли женская дружба на самом деле, Гульмарал ответила:  «Мы больше, чем просто женщины. Мы художницы. Думаю, такое духовное родство не случайно. Делать подобные выставки – это настоящее волшебство». Экспозиция — это искренний рассказ о самом сокровенном в жизни двух близких по духу людей, для которых расстояния и ограничений в искусстве не существует. Лодочки под парусами из березовой коры, плетеные из тростника, — множество суденышек и лайнеров, штурмующих морские просторы: это и тихая семейная гавань, и бушующая стихия. В творческих поисках художницы стремятся к новым берегам. Эта экспозиция — передвижной проект, который уже в минувшем году с успехом выставлялся в Российском центре науки и культуры. В планах – зарубежное плавание.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№30, 30.07.15