Понедельник, 6 февраля
облачно, небольшой снегПавлодар, -15°C
458.69 6.52 501.3
Меню

Путешественник с честными глазами

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1752
Итальянский фотограф Джанни Форабоски

Итальянский фотограф Джанни Форабоски лично презентовал павлодарцам свою персональную выставку в областном художественном музее. В экспозиции более ста фоторабот известного мастера, выполненные в разных жанрах. Но особое внимание Форабоски уделяет человеческому взгляду. Портреты людей из разных стран, какими их разглядел итальянский путешественник, можно увидеть в музее до 21 июля.

Вернисаж по-итальянски

Казалось бы, Павлодар не удивить зарубежными вернисажами. В прошлом году нас уже поражали и радовали фотографии итальянские, французские и немецкие. «И вот снова итальянская, но уже совсем другая», — говорит признанный фотомастер Павлодара Борис Краснянский.

– Не подберу слов – я в восторге, шокирован! – делится впечатлениями Борис Захарович. — Это все — на благодать нашего отношения к фотографии, к той судьбе, которая, может быть, в этом творчестве начнет объединять наши вкусы и вкусы большой Европы. Это событие вселяет искреннюю надежду, что чувства, цели и встречи играют большую роль в жизни каждого из нас. Перед нами снимки профессионального фотографа, жизнь которого в корне связана с этой деятельностью. Мы раскрываем и начинаем постигать мир значительно шире и духовнее.

И это так – Джанни Форабоски избрал своей стезей в мире светописи путь «travel-фото» – буквально «фотопутешествие». Вместе с его впечатлениями и зрители погружаются в далекие миры. Где он только не был! Индия, Африка, Китай, Латинская Америка, Европа, Россия, Ближний и Дальний Восток, а теперь и Казахстан. На снимках – разнообразие красочных сюжетов.

Немного об авторе: Джанни Форабоски родился в 1948 году. Сейчас живет и работает в городе Лекко на озере Комо, севернее Милана. Публиковался в известных европейских журналах, сотрудничал с агентствами, выставлялся в знаменитых галереях. Фотографии из серии «Бодиарт», которые увидели павлодарцы, ранее были выставлены на международном фестивале в Москве. С 2002 года Джанни ведет необычный проект – он снимает лица знаменитых мировых художников, фотографов, дизайнеров и режиссеров на открытии выставок и биеннале. Сейчас Джанни работает над проектом «Граффити» в Милане – эти снимки тоже можно увидеть в Павлодаре. Джанни коллекционер – у него великолепная подборка русского искусства и фотографий, с ней можно познакомиться на его сайте www.art-gf.com. Вообще-то, Джанни – бизнесмен, по делам он впервые и прибыл в Павлодар, познакомился с Игорем Веретновым и Александром Пархоменко. Так, с дружеской поддержкой, в очередной приезд и решено было организовать его фотопоказ.

Однако эта биографическая справка не передает самого главного – что это за человек. Форабоски – полиглот, знает 10 языков. На русском он свободно и тонко излагал свои мысли. Его ориентир — философия настоящего путешественника с открытым для всего нового сердцем.

— У Джанни был такой удивленный взгляд, когда он зашел к нам, — рассказывает заведующий мемориальным домом-музеем Д.П.Багаева Талгат Адамов. – А как он восхитился естественным светом в павильоне – какие получаются снимки! Был удивлен, что у нас сохранен мемориальный дом-музей фотографа: подобного, говорит, не видел. Он получил разрешение на фотосъемку в павильоне, пригласил для портрета художника Галыма Каржасова. Джанни рассказывал – в Италии все есть, но такого нет, как наш музей Багаева. Он прикасался к деревянным доскам сруба, наслаждался духом, атмосферой того времени. Очень впечатлительный, эмоциональный человек. Мы с ним, если и не коллеги, то люди одного рода деятельности, и это сблизило еще больше. По своему темпераменту, и как специалист, как фанат своего дела, как человек – он мне понравился. А еще Джанни очень прост в общении. Фотографировал нашего замечательного сторожа Жагалбая. Тот удивился, зачем меня фотографировать? А Джанни объяснил – ему не нужны большие звезды, политики, это он много снимал. А как выглядит простой житель новой для него страны? Как выглядит казах? Людям в другой стране будет интересно узнать! Сейчас как раз Ораза, его тоже заинтересовало все, что у нас с этим связано. Приятно, что он будет рассказывать в Италии о нас — он здесь снимал с таким воодушевлением! Это и есть настоящий культурный обмен между странами.

Джанни оставил в доме-музее издание со своими работами, и получил в подарок каталог и диск фотоснимков Багаева. Также ему был вручен сборник работ нашего художника Галыма Каржасова, чей портрет  он успел не только снять в Павлодаре, но и представить на нынешней выставке. А куратор экспозиции Ольга Пашко, узнав о страсти Форабоски к коллекционированию, подарила ему марку с Юрием Гагариным из собственного собрания.

— Второй год у нас праздник, мы встречаем лето с Италией, — сказала на открытии выставки главный хранитель фондов музея Ольга Пашко. — В этот раз у нас уникальный гость. Не просто путешественник, не просто философ. Глядя на его фотографии, понимаешь, что это человек, который любит и знает жизнь. Это не просто изучение жизни народа-племени, переживаний и эмоций – каждая работа продумана, хоть и подхвачена в одно мгновение. Для нас очень важно, что мы можем павлодарцам и гостям нашего города показывать такие сильные, мощные, интересные и очень красивые выставки.

«Кодекс чести фотографа»

Известен афоризм, что хороший человек – не профессия. Однако в данном конкретном случае можно поспорить. По моему личному впечатлению, Джанни Форабоски – человек очень душевный. Проявляется это во всем: в его внимательности к друзьям и незнакомым людям, и в результате его дел – фотоснимках. А поскольку фотография есть не просто отражение реальности, но и внутреннего мира фотографа, то я побеседовала с мастером о его видении мира, и о его принципах жизни. Мы переходили от снимка к снимку на экспозиции, и Джани наглядно иллюстрировал свои эмоции.

Это путешественником с честными глазами. В его взгляде, в его фотографиях — ни капли высокомерия. Открытость, дружелюбие и живой интерес. И что важно: в его честности не только правдивость, откровенность, но и честь, достоинство. Поэтому его откровения я условно назвала «Кодексом чести фотографа».

— Все фотографии на выставке – это мой выбор, — говорит автор экспозиции. — Чтобы зритель мог составить впечатление, кто такой фотограф Джанни Форабоски. В каждый сюжет я стараюсь внедриться глубоко. У меня есть особый философический подход к фотографии, не просто объективный. Я больше отношу себя к субъективной: ты должен почувствовать, сочувствовать моменту, когда снимаешь. Иначе получается хорошая фотография, но не впечатляющая. Это моя точка зрения о том, какой должна быть фотография, репортажная и не только. В кадре нужно соединить несколько моментов: я считаю, фотография должна впечатлять с точки зрения эстетики, цветовой гаммы. Надеюсь, что вы сможете познакомиться с моим образом видения мира.

— Джанни, что еще повлияло на выбор снимков для павлодарской выставки?

— Выбор был достаточно непростой. Можно показать любую тему, и на сегодняшний день можно все сфотографировать. Но главное, конечно, уметь увидеть. Я выбрал некоторые темы и сюжеты из старых репортажей 80-х годов, которые считаю очень интересными. Это Маха Кумбха Мела – религиозный праздник в Индии, который проходит раз в 12 лет. И настоящие цыгане в Индии — племена штата Орисса, и рыбаки на берегу Индийского океана. Это редкие вещи, которые, я думаю, сегодня уже исчезли. В том числе я хотел показать итальянскую традицию. Например, шествие, которое каждый год проводится на Сицилии в городе Энна — святая, чистая неделя перед Пасхой. Это очень интересно: вы видите, как люди одеваются, как они чувствуют эту живую старину. Тут еще важно не просто документировать, но и показать фотографу свое мастерство.

— Что вас заинтересовало в Павлодаре?

— Меня очень интересуют ваши традиции. Например, народные фестивали – я с удовольствием буду снимать. А на выходных планирую поработать с молодежью Славянского центра. Я уже сделал маленький сюрприз, успел сфотографировать вашего известного художника Галыма. И девушку из театра моды, я с ней вчера познакомился на улице, она дала добро на съемку. Был очень рад, потому что имел честь сделать эти съемки на фоне в историческом доме Багаева. Эти работы мы отпечатали, они представлены на выставке. Я считаю, что получил возможность сделать подарок городу Павлодару. Я до этого мало знал об истории Павлодара и о фотографии, но познакомился с ними в доме Багаева. Этот дом — очень редкое явление. А когда мне дали разрешение поснимать на этих замечательных фонах – просто чудо, что-то небывалое!

— Расскажите еще о сюжетах ваших работ.

— Карнавал — это традиция сильно у нас чувствуется. Вот один из знаменитых венецианских карнавалов. Венеция — это натуральный сценарий, театр жизни. Взрослые и дети свободно чувствуют себя в этом антураже. Вот пара, которая переоделась в старинные костюмы, каждый год есть определенная тема. А эта фотография мальчика на фоне исторического кафе в Венеции рядом с большой площадью, где находится собор. Венеция – уникальное место, где чувствуешь себя и вне земли, и вне времени.

— Что значит для вас фотография в жизни?

— Фотография — не основное занятие, но это уже основная часть моей жизни. Я всегда ставлю акцент с фотографической точки зрения. Например, перед парадом раритетных машин я немного поразмышлял. И в голове уже придумал какие-то кадры, композицию. Я уже не должен искать ракурс, это как вдохновение.

— А в чем оно проявляется для вас?

— Оно идет само от себя. Как говорил древний философ Сократ, наше искусство, искусство философа – это нести вовне то, что есть у тебя внутри. Это выходит само по себе. Я считаю, что достигнуть такой стадии — не так просто. Потому что ты должен провести определенную работу и почувствовать все эти сюжеты в душе.

— Не просто «шел мимо и щелкнул»?

— Нет. Это зависит от профессионализма фотографа. Ведь сейчас очень много фотографов. Есть такие, кто просто «снимают-снимают». Я же снимаю от души, от сердца.

— Поясните, что это для вас значит.

— Если есть некрасивый, нехороший сюжет, я вообще не буду снимать. Потому что я уважаю другого человека. Вот смотрите, эти люди в Индии. Надо, прежде всего, уважать их. И конечно, ты хотя бы пару слов знать на их языке. Соблюдать традиции, и не просто так. Если ты все сделаешь от души, то они поймут тебя. Если не от души, они просто откажутся с тобой общаться. Или ты хороший, добрый, настоящий. Или ты просто хочешь их использовать как предмет, образ. Они простые люди, у них большая душа. Вы видите, как они смотрят прямо в глаза. Они видят твои глаза, тебя. Это очень важно для меня.

— А в рыбацкой деревушке?

— Там я был четыре дня, специально, чтобы поснимать этих рыбаков. Каждое утро я вставал с ними в 4 утра, когда они выходили в море. И после двух-трех дней такого общения ты уже становишься другом, частью этой команды.

— Что вы можете пожелать начинающим и уже состоявшимся фотографам Павлодара и Казахстана?

— Мы можем видеть любой сюжет, надо уметь его интерпретировать. Как это уже говорил известный Картье Брессон, надо соединить мозги, глаза и сердце. И все это мгновенно! Потому что если ты стоишь перед сюжетом, думаешь, то это уже не то. Мой подход к фотографии – я все сразу вижу. Я фотографирую, потому что это мне нравится. Фотография должна приносить удовольствие. И еще ты должен делать это с большой любовью.

— Ваша тяга к жизни, живой интерес – это одна из причин, чтобы выучить много языков? Вы так хорошо говорите по-русски!

— Языкознание – моя страсть с детства. Это еще и от желания путешествовать. Желания узнавать новое, ведь любопытно знать традиции, историю других народов. Времени не хватает, но я постоянно читаю, учу. Самое интересное, чтобы знать себя, ты должен знать других, чувствовать других. Это важно для нас, людей. С точки зрения философии, а это правила жизни. Для меня каждая фотография делается с любовью. Если относиться по-другому, не получится красиво. И к жизни я отношусь с любовью. Потому что я люблю жизнь, люблю общаться с людьми, люблю вести себя по-доброму со всеми.

— Спасибо, Джанни!

— И вам спасибо, Ирина!

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№25, 25.06.15