Воскресенье, 29 января
облачно, небольшой снегПавлодар, -11°C
460.43 6.65 501.04
Меню

Абай и Новые Передвижники

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2071
Анар Аубакир

В рамках проекта «Арт-портал» в областном художественном музее состоялась выставка, посвященная Абаю Кунанбаеву. Экспозицию о великом Абае подготовила талантливая павлодарская художница Анар Аубакир. С автором картин мы побеседовали о мелодике языка живописи, о постижении поэзии Абая и о первом в Казахстане проекте художников-передвижников.

Образы поэзии

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения великого Абая. И одно из отделений выставочного зала музея посвящено его творчеству. Здесь представлены его произведения на казахском языке – в оригинале. А также на турецком, китайском и многих других языках мира.

— По словам Герберта Бельгера, Абая постичь очень сложно, и нужен такой человек, который смог бы все это пережить сам и передать всю тонкость его стихов, — считает автор экспозиции Анар Аубакир, выпускница Павлодарского художественного колледжа, а ныне магистр живописи Казахской Национальной Академии Искусств имени Т. Жургенова. — Еще у нас возник вопрос, какой есть изначально казахский язык и алфавит? И здесь мы представили один из стихов Абая в таком виде. Мои творческие живописные работы посвящены духу, состоянию, образам поэзии Абая. Над ними я работала несколько лет, и, наверное, буду еще работать в этой теме.

«Арт Сапар» в Усть-Каменогорске.

Когда художница готовилась к этой маленькой выставке, то прониклась профессиональным художественным интерес к творчеству великого поэта. Но объять его очень сложно, и она решила просто выставить как драгоценные экспонаты – его стихи.

— То, что я сама пропустила через себя, и то, что я хотела, чтобы услышали люди, — объясняет Анар. — Когда я готовила одну из работ про зиму, то в тот же день в интернете мой друг выкладывает серию работ другого казахстанского художника – иллюстраций именно к этому произведению Абая! Такое совпадение. Сегодняшний зритель может увидеть работу этого художника. Творчество Абая неразрывно связано с нашей жизнью. В нем можно найти ответ на любой вопрос. Когда я читала его стихи, было такое впечатление, что он говорит о сегодняшнем дне, о наших сегодняшних проблемах. О любых – социальных, нравственных, культурных, политических. Все в его стихах есть. Думаю, он будет актуален всегда. Хотя я надеюсь, что когда-нибудь мы изменимся, и придем к тому состоянию, когда бы он был нами доволен.

Путешествие передвижников

Анар Аубакир — автор и организатор проект ArtSaparArtofKazakEli. Ее прозрачные и лучезарные живописные произведения являются значительной частью экспозиции. Это первый передвижной арт-проект в Казахстане. Стартовал он в свое время в Павлодаре. Более ста работ живописи, скульптуры, графики и традиционного искусства авторства двенадцати казахстанских современных молодых художников побывали в десяти городах республики. Девиз творчества группы: «Творить между небом и землей, слышать голос предков и быть услышанными современниками».

— Идея «ArtSapar» пришла давно, это была мечта детства, — объясняет Анар Аубакир. — Мы окончили академию в 2012 году, и мои профессиональные друзья-художники, члены Союза художников Казахстана, поддержали эту идею. В традиции есть такое путешествие («сапар»), где показывается свое искусство. Это изобразительное искусство – объемное, плоское, скульптура и т.д. Я бы хотела, чтобы была еще музыка и поэзия – на профессиональном уровне. Пока это художественный проект среди скульпторов и художников. Но мы всегда приглашаем музыкантов на вернисаж. На открытии выставок играют кюи, потому что я всегда работаю под музыку и такое восприятие несоизмеримо богаче.

«Арт Сапар» в Усть-Каменогорске.

Художница рассказывает о своих собственных исканиях и о мировом опыте синтеза музыки и изобразительного искусства. Один из таких новаторов, литовский композитор и художник начала ХХ века Микалоюс Чюрленис. О его картинах-сонатах Ромен Роллан говорил: «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент». Великими открытиями грезят и казахстанские молодые художники, не боящиеся искать, соединяя в своих произведениях традиционный взгляд на жизнь и никогда еще не показанные стороны бытия.

Во время поездки в Усть-Каменогорск я побывала в Восточно-Казахстанском музее искусств. Там как раз экспонируется проект «ArtSapar». Живописные и графические полотна,  предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры молодые художники Казахстана посвятили 170-летию Абая. Искусствоведы говорят, что эта выставка представляет творчество молодых авторов и «их попытку осмыслить духовное наследие поэта, найти современные пути совершенствования на основе традиций и ценностей национальной культуры».

— Я рисовала на тему кобызной музыки и состояние от произведений Абая, — подтверждает слова усть-каменогорских специалистов художница Анар Аубакир. — В каждом городе мы делали новую экспозицию. Основная часть остается, но всегда добавляются новые работы, посвященные теме каждой конкретной выставки. В Усть-Каменогорске зрители увидели оригиналы монументальных работ — образов Абая, Шакарима.

Судя по представленным на выставке полотнам, у каждого из художников свои ориентиры в искусстве. Символизм, импрессионизм, экспрессионизм и реализм мирно сосуществуют на стенах музеев, которые впустили на свое пространство «ArtSapar». А традиции народного творчества и мировой культуры исходят из самого принципа передвижных выставок.

Предшественники нынешних казахстанских передвижников – творческое объединение российских художников конца 19 столетия. «Товарищество передвижных художественных выставок» затем стали называть просто Передвижниками. В состав группы в разное время входили ныне признанные художники-классики: Репин, Суриков, Маковский, Саврасов, Васнецов, Куинджи, Поленов, Левицкий, Серов, Крамской, Перов и др.

Начало этому движению положил самый настоящий бунт в искусстве. В 1863 году 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание на свободную тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати», — сообщает Википедия. Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», позже преобразованную в «Товарищество передвижных художественных выставок». Как и у нынешних передвижников, у «Товарищества…» имелись благородная цель – проводить выставки во всех городах, чтобы доставить «жителям провинций возможность знакомиться с искусством». А также план-максимум: «развитие любви к искусству в обществе».

Интересно, что в проекте «ArtSapar» тоже изначально было 14 авторов. Однако, бунт нынешних художников иной. Своим искусством они хотят противостоять серости и обыденности, одинаковости и поклонению чуждым идеалам. Авторы проекта «Art Sapar» знакомят публику с «казахским языком визуальных образов» и его семантикой. Это путь к красоте, — говорят сами художники.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№25, 25.06.15