Когда 120 тысяч человек разом высказываются против строительства завода, стоит к этому прислушаться и о проекте забыть. Павлодарские власти пока не придумали ничего лучше, чем направить документацию на доработку авторам и упрекнуть народ в некорректном выражении гражданской позиции по поводу строительства завода по сжиганию опасных отходов в Павлодаре. А заодно посоветовали воздержаться в будущем от такого рода волеизъявлений.
Павлодарцы собрали 120 тысяч подписей, впервые так единодушно высказывая отрицательное отношение к строительству завода по сжиганию опасных отходов в непосредственной близи от Павлодара. Неделей ранее народное мнение громко прозвучало на общественных слушаниях, где обсуждались технико-экономическое обоснование проекта и предварительная оценка воздействия на окружающую среду.
Главное требование всем известно: раз уж разработчики документации не придумали для Казахстана альтернативу сжиганию вредных отходов, – не делать это рядом с населенными пунктами. Опасения вполне понятны: дышать, пусть и очищенными, продуктами горения лакокраски, нефтешламов, пестицидов, конденсаторных масел и других стойких органических загрязнителей (СОЗ) не хочется. И без того достаточно на долю нашего населения приходится сердечно-сосудистых заболеваний, болезней дыхательной системы и онкологии.
С предприятиями, которые с советских времен строились в регионе, связывают его жители плачевную ситуацию с экологией. И бороться с последствиями безграмотной организации работы заводов, отсутствием политики управления отходами люди за счет своего здоровья не желают. Как и верить обещаниям о безопасности технологии с использованием установок-печей, перевозок отходов, увы, не могут. Так как уверены, что любой идеальный проект имеет погрешности, а при «пересадке» на нашу почву может утратить европейские гарантии безопасности.
О том, что это может произойти еще на стадии тендеров по строительству некоммерческого предприятия, представителям французской Egis и Всемирного банка об этом сообщили прямо на слушаниях. Филипп Фишо и Кейтлин ван ден Берг удивились, почему мы этого боимся и заявили, что контроль на конкурсах будет обеспечен, чем позабавили участников обсуждения. Скептицизм населения иностранцами понят не был. Они, похоже, даже не осознали, что власти Павлодарской области выдали им закрытую презентацию в декабре за первый этап общественных слушаний.
Руководитель управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов Альбек Несипбеков отрицает, что разработчикам была дана именно такая информация. А французский гость ответил простодушно, что первые слушания состоялись, чтобы дать информацию к размышлению. В довесок к этому противоречию стали поступать компетентные вопросы от экологов. Их интересовало, почему народу рассказывают о некоей производственной установке, когда в ТЭО значится завод? Какой экономический эффект будет достигнут и какая населению от него польза, если на предприятии будут работать 125 человек, часть которых из-за нехватки местных квалифицированных кадров будут приезжими? Почему в предварительном ОВОСе (оценке воздействия на окружающую среду) не отражены все вещества, которые будут образовываться в результате утилизации? Как получилось, что разработчики предлагают для предприятия санитарную зону всего в 500 метров? И почему инициаторы и разработчики идеи упорно твердят, что Павлодар является одним из лидеров по количеству стойких органических загрязнителей, если здесь сконцентрированы всего 600 тонн. По сравнению с Восточно-Казахстанской областью это немного. И почему авторы идеи считают, что выбросы завода будут безвредней самих СОЗ? С какой стати Павлодар в документации представлен как фактически безальтернативный вариант?
Обескураживает экологов и заявленный в ТЭО объем переработки СОЗ – на двух установках 70 тысяч тонн в год. Каким образом оправдаются затраты на строительство, если вскоре все имеющиеся в ближайших регионах отходы будут уничтожены? В связи с чем появились понятные подозрения, что опасные материалы вынужденно будут ввозить из всех областей страны и из соседней России. Конечно, уже на слушаниях выяснилось, что мощность почему-то наспех была скорректирована «предварительно» до 20 тысяч тонн. Но, поскольку соответствующие изменения не были внесены в ТЭО, доверия цифра не вызывает. Предварительно это может быть 20 тысяч тонн, а далее неизвестно, чем все обернется.
В общем, не получили жители ответов на свои многочисленные вопросы и отметили для себя, что подход у сторонников утилизации опасных отходов не самый серьезный даже на начальной стадии. А это очень опасно.
Очень трогательно выступил представитель министерства энергетики Бейбут Шаханов, выразивший сожаление по поводу состояния окружающей среды в нашем регионе (чаще чиновники говорят, что у нас все в норме) и болезненности жителей.
– Поймите, мы хотим вам помочь. Как раз будем уничтожать опасные вещества, провоцирующие онкологические заболевания, – увещевал Бейбут Шаханов.
– Мы не против, чтобы о нас заботились. И если вы этого желаете, разместите завод подальше от каких-либо населенных пунктов. А точнее – на полигоне. Затрат будет больше, но экономить на здоровье людей не надо, – парировали выступающие.
Как и следовало ожидать, на стадии общественных слушаний по обсуждению ТЭО народ высказался против. Треть всего населения города поставила подписи, заверив таким честным способом свою отрицательную позицию. Комментарии, как говорится, излишни. После такого беспрецедентного для нашей области волеизъявления логичным видится решение властей о запрете реализации проекта в нашей области. Однако этого сегодня не последовало. Представители акимата, видимо, взяли паузу, сообщив, что вернули документы на доработку авторам. Значит, пытаются найти выход из щепетильной ситуации.
Напомним, несколько месяцев назад министр энергетики Владимир Школьник сообщил о строительстве завода в Павлодаре как о вопросе, давно решенном. Всемирный банк заявил, что на исследования, разработку ТЭО и ПредОВОС были выделены 10 миллионов евро, которые явно использованы даже с учетом низкого качества документации.
Инициаторы строительства завода, выходит, не брали в расчет фактор общественности. А теперь с ним приходится считаться. Значит, полемика не завершена. Народу еще расскажут о том, как важно уничтожать отходы и что в Павлодаре это можно делать безопасно. А пока власти дают оценку, называя проявление сплоченности павлодарцев флешмобом с элементами фарса и способом для некоторых заработать политические дивиденды. Что же, они народ видят так, а мы считаем, что дальнейшим продвижением этого проекта могут заниматься только безответственные чиновники, зарабатывающие очки перед вышестоящим руководством.
Ирина АДЫЛКАНОВА, фото Фёдора КОВАЛЁВА, НЖ№24, 18.06.15