Суббота, 12 октября
Меню

В суд за чистым воздухом

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1856
В суд за чистым воздухом
Эколог Светлана Могилюк

В соответствии с Орхусской конвенцией, ратифицированной Казахстаном, представители госорганов обязаны регулярно информировать граждан страны о состоянии окружающей среды. В обязанности госслужащих также входит обеспечение доступа общественности к принятию решений, связанных с экологией. Насколько выполняются эти требования конвенции на местах — обсуждалось на недавнем семинаре-тренинге. Семинар прошел при поддержке областного управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов, а его организатором выступил региональный Орхусский центр в городе Павлодаре, который возглавляет известный эколог Светлана Могилюк.

Общество – это не «головная боль»

— Светлана Владимировна, семинар-тренинг для представителей госорганов назывался «Реализация норм Орхусской конвенции на региональном уровне. Правила проведения общественных слушаний». Расскажите, что это за нормы.

— Начну с того, что, ратифицировав Орхусскую конвенцию, наше государство приняло на себя обязательства по предоставлению общественности информации по вопросам окружающей среды, по обеспечению участия общественности в принятии решений, затрагивающих окружающую среду и по обеспечению доступа к правосудию, если при принятии тех или иных решений были нарушены права общественности.

С этими нормами мы и знакомили павлодарских госслужащих. Рассмотрели на конкретных примерах, как госорганы отвечают на запросы общественных организаций и граждан. К сожалению, вынуждены были констатировать, что получаемые нами ответы далеко не всегда соответствуют нормам Орхусской конвенции.

Рассказали также о том, что участие общественности в решении вопросов, связанных с окружающей средой, приносит пользу самим госорганам.

— Разве для госслужащих это не очередная «головная боль»? Посидели в тиши кабинетов, что-то порешали, а тут еще согласовывай свои действия с общественностью.

— На самом деле такая вовлеченность обеспечивает лучшее понимание обществом принимаемых решений и, соответственно, их поддержку. Кроме того, прозрачность поможет противодействовать коррупции. К примеру, если решение о строительстве какого-либо объекта будет не в пользу предпринимателя, он может обвинить госорганы в коррупции. В случае, когда в решении вопроса принимает участие общественность, это уже становится невозможным. Соблюдение этой нормы конвенции является дополнительной гарантией законности и объективности действий госорганов.

Это также дает возможность госслужащим при принятии решений лучше понять ситуацию. Сидя в кабинете в Павлодаре невозможно знать всего. Допустим, если речь идет о строительстве в таком-то населенном пункте области какого-то предприятия, то местные жители, конечно, лучше знают детали и возможные риски, которые могут возникнуть после ввода объекта в эксплуатацию. Другими словами, вынос принятия решения о строительстве на обсуждение общественности, помогает лучше учесть возможные риски и обеспечить лучшее состояние окружающей среды в будущем.

Не прислушались – в суд

— Вопрос в том, учитывают ли власти пожелания людей при принятии таких решений?

— Здесь речь идет не о каких-то пожеланиях или настроениях. Это вещи субъективные. Мы говорим о том, какое негативное воздействие может оказать, к примеру, строительство крупной птицефабрики на близлежащий населенный пункт. Понятно, что инвестором должны быть предприняты меры по предотвращению того же специфического запаха от деятельности птицефабрики и так далее. Если люди видят, что предлагаемые меры не ведут к снижению этого риска, они могут высказывать свои объективные замечания. Скажем, что в результате запуска предприятия произойдет дополнительное загрязнение атмосферы, грунтовых вод или почвы.

— Высказывать, конечно, могут, но услышат ли людей в госорганах? Вспомнить хотя бы прошлогоднюю историю со строительством птицефабрики в пригородном селе Жетекши. Местные жители требовали, чтобы фабрику перенесли подальше от их домов. Однако их никто не услышал.

— На это я бы сказала, что сельчане просто не довели дело до конца.

— А что еще они могли сделать, помимо выступлений в прессе и на общественных слушаниях?

— По Орхусской конвенции они имели полное право подать в суд и там отстоять свою точку зрения по поводу строительства птицефабрики. 

— Возглавляемый Вами центр мог бы им в этом помочь?

— Поскольку права центра в этом конкретном случае не затронуты, то в суд от имени сельчан мы подавать не можем. Но мы можем подсказать алгоритм действий. Помочь в составлении того же самого искового заявления. Но подчеркну, что подавать в суд в таких ситуациях должны сами люди.

За свои права нужно бороться

— Светлана Владимировна, а как быть с такой ситуацией: горожане видят и вдыхают непонятный смог над городом, обращаются в госорганы с просьбой разобраться и получают ответ, что никакого превышения ПДК в воздухе их приборами зафиксировано не было? Последние десять-пятнадцать лет в Павлодаре столько копий сломали по поводу нехватки стационарных постов по замерам воздуха, передвижных лабораторий. Наконец их закупили, но пользы от них горожане почему-то не видят.

— Во-первых, хочу отметить, что та передвижная лаборатория, которую закупили для департамента по защите прав потребителей, до сих пор не действует. Она все еще проходит стадию лицензирования. Несмотря на то, что обещали сделать это еще в феврале.

Во-вторых, в таких случаях, когда люди чувствуют, а госорганы нет, нужно требовать от госслужащих протоколы результатов замеров атмосферного воздуха. Пусть покажут, какие замеры проводились, где и что они показали. И предоставлять такую информацию по письменному обращению госорганы обязаны любому жителю области. Если по протоколам видно, что замеры были проведены некачественно, можно обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию. Здесь я бы хотела особо отметить, что обратившись за результатами взятых проб или с жалобой всего один раз, дело с мертвой точки не сдвинется. То есть, госорганы должны увидеть, что общественность обеспокоена, что все жители города требуют четкой работы. Может, смог или гарь это и не ликвидирует, но в следующий раз госорганы уже будут выполнять свою работу более качественно. Жителям нашей области нужно быть более активными в отстаивании своих прав на здоровье и хорошую экологию.

— Почувствовали гарь в воздухе или неприятный запах, не поленитесь, зайдите в департамент по защите прав потребителей, напишете заявление с просьбой разобраться. А после обязательно ознакомьтесь с результатами проверки. Причем, чтобы был эффект, делать это нужно постоянно и не одному человеку, а как можно большему числу горожан.

— Можно, кстати, обращаться еще и в департамент экологии.

ПДВ все покажет

— Взаимодействие общественных экологических организаций с госслужащими, оно как-то изменилось за последние год-два? Стало лучше, хуже?

— Определенный прогресс, конечно, идет. Но каких-то особых сдвигов пока нет. И, я бы сказала, что в последнее время взаимодействие активизировалось не столько с госорганами, сколько с нашими промышленными предприятиями. Представители бизнеса стали более ответственно подходить к выполнению своих природоохранных мероприятий. Особенно после того, как наши общественники стали активно участвовать в различных публичных слушаниях. Созданный не так давно экологический совет также заставляет обращать внимание на проблемы в экологии. Но до значимого прогресса еще далеко.

С другой стороны, некоторое время назад у нас в регионе были разработаны сводные тома предельно допустимых выбросов. На их основе сейчас разрабатывают целевые показатели качества состояния окружающей среды. В конце года их планируется утвердить решением областного маслихата. Тогда уже любой госорган или предприниматель, задумавший строительство нового завода, обязан будет в своих решениях ориентироваться на этот официальный документ.

— Который уже аргументированно скажет о том, можно или нет в этом месте строить новое предприятие?

— Да.

Такой опасный автомобиль

— Вопрос несколько наивный, но что можно сделать, буквально один-два шага, чтобы экология в Павлодаре стала заметно более благоприятной для проживания людей?

— Одним-двумя шагами вряд ли получится, проблемы накапливались десятилетиями. Но, разумеется, нужно совершенствовать очистные сооружения на предприятиях. Во-вторых, начинать серьезно работать с транспортом. Потому что на самом деле сейчас не столько предприятия загрязняют воздух, сколько автотранспорт.

— В плохой экологии мы как-то привыкли винить предприятия, а об автомобилях, точнее, выхлопных газах, у нас и не принято задумываться.

— И зря. Это очень серьезная проблема и над ее решением нужно уже сейчас думать. Транспорта ведь с каждым годом становится больше. А значит, нужно вводить более высокие стандарты качества топлива, разгружать улицы. Создавать горожанам условия для велосипедных поездок. Это тоже хорошая альтернатива транспорту в теплое время года. Пока же у нас иной автобус такой вред здоровью горожанам наносит, что никакому заводу это не под силу будет.

К примеру, алюминиевый завод за последние восемь лет почти в два раза сократил выбросы вредных веществ в атмосферу. Есть значительные подвижки и на других предприятиях. Но выбросов меньше не становится, их объем неуклонно растет с каждым годом. Почему? Конечно, и новые предприятия открываются, но, прежде всего, дает о себе знать автотранспорт.

Справка «НЖ»:

Орхусская конвенция — конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН была подписана 38 странами в датском городе Орхусе 25 июня 1998 года. Цель конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхусская конвенция ратифицирована Казахстаном.

Региональный Орхусский центр в городе Павлодаре был создан в сентябре 2011 года на основе меморандума между Министерством охраны окружающей среды РК, акиматом Павлодарской области и Экофорумом НПО Республики Казахстан, в лице общественного объединения «ЭКОМ». Цель деятельности центра заключается в расширении границ применения положений конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Сергей РОМАНОВСКИЙ, НЖ№22, 04.06.15