Пятница, 29 марта
Меню

«Западня» республиканского значения

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1650
«Западня» республиканского значения

Отрезанными от своих полей рискуют оказаться фермеры села Новочерноярка Павлодарской области, которые снабжают овощами не только весь регион, но и Астану, Алматы и другие крупные города Казахстана. Дело в том, что здесь идёт реконструкция трассы республиканского значения «Омск-Майкапчагай» (М-38). Алматинские проектировщики не предусмотрели переезд через дорогу для тяжёлой сельскохозяйственной техники из Новочерноярки на поля, расположенные на другой стороне шоссе.

Трасса М-38 спроектирована по евростандарту, о котором давно мечтали отечественные автомобилисты. Благодаря качеству дороги увеличится скорость транспортного сообщения между городами и грузооборот. К тому же, ездить по ней станет безопаснее. Однако, на этом «шёлковом пути» не всё так гладко. Судя по всему его проектировали не выходя из кабинета, без учёта пожеланий местных жителей, даже не изучив спутниковые фотографии ландшафта, которые есть в свободном доступе в интернете.

Напомню, недочёты дорожных проектировщиков уже повлекли подтопление части города Аксу, там они не подумали о трубах для пропуска талых вод. Возле Новочерноярки недочёты иного плана. Например, авторы проекта запланировали здесь сделать под трассой скотопрогон, загодя не узнав, что скот в этих краях никто не разводит, испокон веков люди занимаются земледелием. Весь скот сосредоточен в сёлах Мичурино, Чернорецке, Григорьевке. Но никто за 25 километров сюда свои стада гонять не будет.

Так что благодарными пользователями скотопрогона будут в основном косули, зайцы, да лисы. Получается, что о диких животных проектировщики позаботились, а вот о людях забыли. Между тем, в Новочерноярке действует более 120 крестьянских хозяйств. В селе хранится вся сельскохозяйственная техника, стоят ремонтные мастерские, склады, овощехранилища. По другую сторону автотрассы пролегают поля.

Там на площади 3700 гектаров фермеры выращивают картофель, капусту, свеклу, морковь, огурцы и томаты. Каждый год собирается примерно 50 тысяч тонн овощей. В этом году реконструкция трассы совпала с началом посевной кампании. Так как дорожные бригады перекрыли прямой выход из села на поля, фермерам приходится гонять свою сельскохозяйственную технику в объезд, делая крюк в лишние четыре километра, тратя горючее.

— В связи с ремонтом трассы сделали объездную дорогу, которая проходит возле полей, с юга на север, — говорит Валерий Литвин, председатель кооператива водопользователей «Черноярский», в который входят почти все местные крестьянские хозяйства. — Вдоль дороги сделали грунтовые отвалы, а роза ветров у нас со стороны Иртыша. И весь песок и пыль от проходящих машин летит на поля. В крестьянском хозяйстве «Карлыгаш» примерно 12 гектаров орошаемой пашни полностью было занесено песком.

Крестьяне неоднократно жаловались на это строителям дороги. Те приняли меры – в течение дня стали поливать пылящие отвалы водой. Но это не помогает. В жаркие дни вода быстро впитывается в песок, и пыль вновь идёт на поля. Недавно крестьяне написали коллективное письмо заместителю акима Павлодарской области по вопросам сельского  хозяйства Ашимбетову. Теперь ждут от него ответа.

— Когда дорожники прокладывали объездную дорогу, не учли, что там проходит главная магистраль, снабжающая водой всю Черноярскую оросительную систему. Ближе к Сычовке объездная дорога вообще по трубе идёт, — сетует Валерий Литвин. – Здесь постоянно ездят «Камазы» с щебнем, идёт вибрация от большегрузной техники. У нас есть опасение, что трубы не выдержат, ведь им уже 51-й год пошёл. 

Но главной тревогой черноярских фермеров остаётся отсутствие переезда для тяжёлой техники через обновлённое шоссе.

— Мы на встрече с акимом района господином Ауталиповым этот вопрос поднимали. Потом в районной газете «Нива» был ответ, что переезд проектом не предусмотрен, и перегон через трассу должны обеспечивать главы крестьянских хозяйств. То есть, стелить настилы деревянные или резину транспортерную, — рассказывает Валерий Литвин. — В апреле мы встречались с руководителем проекта Картпаевым из ТОО «АБК-Автодор НС», их головная контора находится в Астане. Он нам пояснил, что изменение проекта не возможно, мы не в праве это делать, любое отклонение от проекта ведёт к тому, что объект просто не примут. Но, этот вариант возможен, если на уровне акима области и головной конторы, которая находится в Астане, будет согласование. Но это время займёт чуть ли не год. За это время дорога будет построена, а кто её будет переделывать? В конце апреля мы вновь написали письмо на имя акима района о том, что мы имели разговор с господином Картпаевым. Пришёл ответ, что дано поручение заместителю акима, юристу, ЖКХ и ещё кому-то разобраться в этом деле. Но ответа мы ещё не получили. Снизу, всё, что мы могли, сделали – этот процесс запустили, но что дальше будет, мы не знаем.

Новочерноярцы с советских времён перегоняли свою технику на поля в двух местах трассы. С запуском реконструированного шоссе, они окажутся отрезанными от своих угодий. Перегон техники в неположенном месте (потому что положенного места нет) и порча дорожного полотна (это неизбежно) будут наказываться штрафом. Фермеры опасаются, что место возле Новочерноярки станет «кормушкой» для Дорожно-патрульной службы.

Более того, с 2017 года АО «КазАвтоЖол» планирует сделать платной трассу от границы России до Майкапчагая. Цена за километр для грузового транспорта будет порядка 20 тенге. Как в этих условиях быть новочерноярским крестьянам? Ведь во время уборки урожая, как минимум 250 тракторов с прицепами будут по нескольку раз в день сновать через шоссе с полей в село. Осенью на ремонт пойдёт и гусеничная техника. Непредвиденные транспортные расходы, неизбежно повысят цену продукции.

Ещё одним неудобством евростандарта станет въезд в село. Он будет шире, но дорога здесь будет разделена длинным железным бордюром, и чтобы попасть в село нужно будет проехать на сотню-другую метров вперёд, потом в разрешённом месте развернуться и вернуться до въезда. Жители села Павлодарское, где ремонт трассы прошёл раньше, уже возмущались в прессе этими новыми правилами. Если легковушки здесь ещё вписываются в поворот, то крупному транспорту – междугородним автобусам, автокранам, грузовым фурам для разворота приходится выезжать на обочину, перекрывая движение и рискуя уйти в кювет.

Фермеры из Новочерноярки считают, что их тракторам с одним-двумя прицепами развернуться в таком случае будет не реально. Сейчас главная задача крестьян – добиться оптимальных условий для дальнейшей деятельности своих хозяйств. Новая дорога должна стать им в этом помощницей, а не помехой. Иначе по осени крестьян ждут многомиллионные убытки. Плохо, когда между ведомствами согласья нет.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора, НЖ№20, 21.05.15