Четверг, 5 декабря
Меню

Потрясённые в Непале

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 16554
Потрясённые в Непале
Светлана, Лев и Юрий Кузины дома. Фото Ф. Ковалёва.

 7 мая в 6 утра астанинского времени молодая павлодарка Светлана Кузина с четырьмя маленькими детьми прилетела в родной город. В аэропорту её встретил муж Юрий. Вечером, когда путешественники немного отдохнули от перелёта, Светлана Кузина рассказала подробности пережитых в Непале приключений (Внизу страницы видеосюжет с интервью Светланы и Радомиры Кузиных телекомпании «Россия 24». Смотреть с третьей минуты).

Юрий и Светлана Кузины – опытные туристы и скалолазы, имеющие спортивные разряды. Они берут своих детей в длительные походы буквально с первых месяцев жизни. Вместе с детьми путешественники обошли горы Алтая и Баянаула, полгода жили в Индии и Непале, пешком покоряли Гималаи.

11 января 2014 года Светлана Кузина вылетела из Казахстана в Индию. С ней было четверо детей – восьмилетняя Радомира, семилетняя Вераслава, трёхлетняя Лучезара и полуторагодовалый Лев. Глава семьи Юрий Кузин остался в Павлодаре. Он финансировал этот вояж и намеревался присоединиться к семье в мае 2015 года на острове Бали.

В марте 2015 года Светлана с детьми перебралась в Непал и сняла дом на окраине столицы Катманду, в предгорьях Гималаев. 24 апреля она с детьми совершила восхождение на гору Шивапури Пик, высота которой 2700 м., о чём сделала запись в Фейсбуке. А 25 апреля, в субботу утром, Непал сотрясло мощнейшее землетрясение магнитудой в 7,8 балла.

Это было сильнейшее землетрясение в Непале с 1934 года, которое унесло свыше 7 000 человеческих жизней, разрушило тысячи строений, в том числе старинных храмов по всей стране. На тот момент в Непале находилось примерно 18 граждан Казахстана, в их числе семья Кузиных. Три дня Светлана не выходила на связь.

Юрий Кузин связался с посольством Казахстана в Индии, так как с Непалом у нашей страны дипломатических отношений нет, попросил разыскать его близких и оказать им помощь. Послы сообщили Юрию, что МЧС России собирает всех туристов на территории Русского культурного центра в Катманду для эвакуации самолётами в Москву.

Все свои действия по розыску семьи Юрий описывал в своём Фейсбуке. На его воззвания откликнулся сосед Светланы Кузиной по Катманду житель Украины Никита, который снимал неподалёку дом со своей женой Ритой и двумя детьми. Он обрадовал Юру новостью, что со Светой и её малышами всё в порядке, и передал ей информацию о готовящейся эвакуации.

На связь с мужем по Скайпу Светлана Кузина вышла уже из палаточного лагеря, разбитого на территории Русского культурного центра, где кроме неё дожидались отправки в Москву порядка трехсот туристов. Всё это время от Светланы поступали лишь короткие сообщения, и только сейчас мы узнали подробности:

— Мы жили на окраине Катманду, на склоне горы, — рассказывает Светлана Кузина. — Магазинов там не было. Я решила съездить в центр, купить продукты. Поскольку покупок я планировала сделать много, с собой взяла только Лучезару. Старших дочек и Льва я оставила под присмотром хозяйки дома, который мы снимали. С утра сняла деньги, накупила продуктов. Уже на обратном пути едем на маршрутке, и тут происходит что-то непонятное: все люди начинают куда-то смотреть, запаниковали. Машину зашатало, она съехала с дороги в кювет, чуть не перевернулась. Мы выбежали. Смотрю направо, а там, где наш дом, огромный взрыв как будто раздался, стрекотание какое-то и пыль поднялась выше горы. У меня такая паника! Все убегают. Первая мысль, что это какая-то война, какой-то теракт. Я за детей вся переживаю. Схватила Лучезару, побежала домой. Смотрю, все дети на улице, возбуждённые: «Мама, мама! Мы стояли, а тарелки начали падать! Мы думали, почему дом шатает? Может, на улице не шатает – выбежали на улицу». Спрашиваю, что случилось? Мне хозяйка говорит – землетрясение. У меня аж от сердца отлегло — хорошо, что это не война.

Район, где Кузины арендовали дом, пострадал в меньшей степени. Грохот и пыль, которые она увидела с дороги, были от рухнувшего недостроенного высокого здания, стоявшего в четырехстах метрах от их жилища. На стенах других домов появились трещины. В доме украинцев Никиты и Риты обвалилась кирпичная кладка, образовались дыры. Им пришлось его покинуть.

За несколько дней до землетрясения Светлана Кузина с детьми гуляла по знаменитому древнему храмовому комплексу – Дурбар скверу, фотографировала старинные строения. Сегодня больше половины сооружений этого бесценного памятника архитектуры лежит в руинах. Из сообщений по местному радио, которые переводил на английский язык хозяин дома, Светлана узнала масштабы разрушений и была потрясена.

Землетрясением разрушило знаменитую башню Дхарахара, входившую в список архитектурного наследия ЮНЕСКО, возле которой до этого жили Кузины. Там погибло 50 человек. Если бы Светлана с детьми не перебралась на окраину столицы, страшно подумать, что могло с ними произойти.

— Весь первый день землетрясения мы просидели с детьми на лужайке, не заходя в дом, — рассказывает Светлана Кузина, — Сначала толчки были каждые минут 15-20. Мы слышали стрекот в горах. Потом по радио сказали, что землетрясение прогнозируется на три дня. Я была в шоке – как 72 часа мы не должны заходить в дом? Я пыталась туда сходить в туалет, прибежал солдат и выгнал меня, причём, с таким лицом – ты что, сумасшедшая?!

Первую ночь после землетрясения молодая мама с детьми провела на лужайке возле дома на открытом воздухе. У них была только простыня и одеяло. Ночью пошёл дождь, и чтобы не застудить детей, пришлось рискнуть, расположиться на полу в кухне с открытой дверью. Два раза за ночь дом сильно шатало.

Второй день прошёл опять на лужайке. Света пыталась дозвониться до Юрия, но так как у неё была только sim-карта непальской Ncell, сотовой связи не было. Не было и электричества, чтобы выйти на связь по интернету. Вот тот случай, когда дорогие высокотехнологичные гаджеты превращаются в кучу никчёмных железок.

К счастью, сосед Никита, у которого заряд аккумуляторов на сотовом телефоне был на исходе, вышел в интернет и смог принести ей весточку от Юрия. Вторую ночь Кузины опять устроились на улице, как вдруг разразился страшный тропический ливень. Все разом промокли, детей пришлось поднимать буквально из луж. Сотовый телефон Светы был безнадёжно испорчен.

Наутро промокшие, невыспавшиеся и простуженные Кузины на такси отправились в Русский культурный центр. Там их записали на московский самолёт и сообщили, что их разыскивает казахстанское консульство в Индии. Семейству дали большую палатку и три спальных мешка. В помещение Центра не пускали, опасаясь сейсмоактивности.

— Пока жили в Русском культурном центре, наслушалась разных историй, — говорит Светлана. – Там у нас жили россияне – парень и девушка, их засыпало обломками, у обоих ноги были переломаны. В Центре были люди из разных стран – украинцы и даже непальцы. Туда многие приходили, чтобы получить помощь. Россияне всем помогали. С нами в Москву эвакуировали несколько семей из Украины. Их в аэропорту встретил работник украинского консульства. Из Казахстана кроме нас была алматинка Мадина. Она была замужем за непальцем и жила там с ребёнком. Вообще, людей с детьми было немного. Я с четырьмя детьми всюду привлекала внимание. Все поражались, и в Индии, и в Непале, как это я одна с четырьмя детьми езжу? А мне совершенно не трудно, потому что мои девочки 7-8 лет – это конкретная помощь.

29 апреля павлодарскую семью самолётом МЧС России доставили в Москву. В аэропорту их встретил заместитель консула Казахстана. Посольство Казахстана оплатило им авиабилеты до Павлодара. Их заботливо отвезли к московскому родственнику Светы, а через несколько дней обратно в аэропорт и даже позвонили Юрию, что его семья прошла посадку. В Москве с Кузиными произошло забавное приключение:

— Лучезара придумала себе имя – Лучик-Пучик и стала всем так представляться, — рассказывает Светлана. – Непальский хозяин не смог это произнести и придумал ей другое имя – Лучиана Пучи. Так всё время её и звал. Это имя приклеилось. И тут в Москве гуляем по зоопарку, Лучезара забегалась и потерялась. Её подобрал охранник и отвёз к главным воротам. Я всюду её ищу, вдруг по громкой связи объявляют: найдена девочка Лучия Пучия, родителей просим подойти к главным воротам. Пока я туда шла, раз пять объявили. Все люди смеются – что это за имя такое? Мне тоже стало смешно.

В Катманду дочки Кузиных заплели себе множество мелких косичек и сговорились походить с ними в Казахстане пять дней, а потом расплести. Для старшей из них, восьмилетней Радомиры приближается ответственный момент. Она должна сдать экзамены в школе для того, чтобы перейти во второй класс.

Кузины решили дать своим детям домашнее, семейное образование, так как оно, по их мнению, эффективнее общепринятого школьного. Но так как закон Казахстана разрешает заниматься дома только детям-инвалидам и живущим за границей, Кузины, чтобы быть законопослушными гражданами, решились на это четырёхмесячное путешествие, которое было прервано землетрясением.

Как говорит Светлана Кузина, в Индии и Непале она постоянно занималась с Радомирой и другими детьми по своей домашней системе. Рада выполняла все присланные ей по интернету из Павлодара школьные задания. Так что после майских праздников они первым делом отправятся в школу.

Фёдор КОВАЛЁВ, НЖ№19, 14.05.15