Пятница, 19 апреля
Меню

Симфония классического кроссовера

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 34755
Симфония классического кроссовера
На фото: Илларион Давыдов, Олеся Скорикова, Нати Гейл.

В Павлодаре знаменитую песню Абая «Көзімнің қарасы…» под аккомпанемент симфонического оркестра исполнил певец из Израиля. Каждую весну Павлодарские музыканты традиционно дарят зрителям концерт с удивительной программой эстрадно-симфонической музыки. Великолепный действующий оркестр не боится импровизировать и экспериментировать, соединяя разные стили и жанры. Сюрпризов было немало и в этот раз – музыку американских, бразильских, советских композиторов Павлодарский оркестр играл вместе с израильтянами.

В концерте симфонического оркестра областной филармонии им. И. Байзакова под управлением художественного руководителя и главного дирижера Болата Рахимжанова приняли участие долгожданные гости из Израиля – певец Нати Гейл и саксофонист Илларион Давыдов. Сотрудничество это давнее и плодотворное: с нашими симфоническими музыкантами израильтяне выступают в Павлодаре уже не впервые.

Певец с солнечным голосом Нати Гейл родился в Липецке, позже с семьей переехал в Израиль. В 4 года впервые вышел на сцену. С тех пор музыка стала его призванием. Успешная сольная карьера отмечена победами на различных международных конкурсах и фестивалях. Его исполнение нравится и старшему поколению, и молодежи. Он обладает удивительной трогательной проникновенностью и невероятно теплыми интонациями. У певца есть и драматический талант, он великолепный актер. А в напряженном гастрольном графике Нати Гейла вот уже в третий раз значится Павлодар и выступление с симфоническим оркестром.

Саксофонист Илларион (Ларсен) Давыдов – наш земляк, бывший павлодарец. Выпускник музыкального училища 1976 года. Затем учился в Кемеровском институте культуры. С 1986 по 1990 год Давыдов работал с Крисом Кельми в знаменитой группе «Рок-Ателье».  С 1991 года живет в Израиле. Работает в хайфском джаз-бэнде — это единственный джазовый оркестр в Хайфе и на Севере Израиля. Есть у него и свой успешный джазовый коллектив «Mad donna».

— На концерте будут звучать джазовые стандарты, песни из золотого фонда американской эстрады, — рассказывала со сцены музыковед павлодарского симфонического оркестра Наталья Землякова. — Мы услышим и новый стиль, который называется музыкальный кроссовер.  Этот стиль утвердился буквально за последние два десятилетия, в нем слились классика, поп- и рок-музыка. Но все эти разные произведения объединяет одно: создавались они в ту эпоху, когда мы говорили не хит, а песня. Когда певцы даже с небольшим голосом пели сердцем и душой, а не делали роскошные шоу. Все эти произведения объединяет мелодия.

Исполнили музыканты пьесы «Сезоны Венеции» из репертуара европейского оркестра камерной музыки «Рондо Венециано». И знаменитую мелодию «Девушка из Ипанемы» — одну из наиболее известных боссанова-композиций, занимающих второе место среди всех существующих песен по количеству записанных на нее кавер-версий, и уступающую только «Yesterday» Битлз. А также вариация на тему произведения Стинга.

В программе был и сюрприз, который зрители встретили восхищенными возгласами и рукоплесканиями. Первые же слова песни Абая Кунанбаева «Көзімнің қарасы…» в эстрадно-симфонической обработке – и зал взорвался аплодисментами. Оказалось, это не только дань уважения в честь 170-летия казахского поэт, но и выполнение обещания.

В марте 2012 года Нати дал слово павлодарским зрителям, что обязательно выучит песню на казахском языке. Обещание свое он выполнил. Так получилось, что идею об исполнении песни Абая «Ты зрачок моих глаз» пару лет назад Нати Гейлу подсказала я. Вот фрагмент интервью, записанное мной в марте 2012 года:

— Нати, какие еще эксперименты будут?

— Это тоже должен был быть маленький сюрприз, но я расскажу, затравочку дам: в следующий раз будет исполнение на казахском языке. Не успел к этому приезду выучить, но я готовлюсь. Интересный язык, для меня он ни на что не похожий, я его открываю для себя. Мне интересно, как я буду произносить слова и т.д.

— Есть отличная казахская песня «Көзімнің қарасы…» — «Ты зрачок моих глаз». Мне кажется, в вашем исполнении это было бы очень здорово. Она очень лиричная, про любовь. Послушайте. Может, вам захочется спеть именно ее?

— Я послушаю обязательно. Лирику я люблю, особенно о любви. Я оптимист по природе, и даже когда я пою про разбитые чувства, то стараюсь передать, что есть надежда.

Эксперимент удался – напевность и лиричность композиции, даже не зная языка, Нати Гейл передал всем сердцем. К слову, в каждом весеннем эстрадно-симфоническом концерте музыкантам дается возможность проявить себя. Почувствовать близкую публике музыку и выразить в ней свое мастерство и эмоции. Великолепно исполнили оркестранты знаменитую мелодию Эннио Морикконе из кинофильма «Однажды в Америке». Соло на сас-сырнае — древнем духовом музыкальном инструменте, эдакой глиняной свистковой флейте, исполнила Айман Тен. А в «Гобое Габриэля» Э.Морикконе, саундтреке из кинофильма «Миссия», солировала Нургуль Сапарова.

Прекрасную и сильную линию в общем повествовании вывела солистка филармонии, певица Олеся Скорикова. Особо близко зрители приняли прочувствованную «Запретную любовь» Э.Артемьева из фильма «Сибирский цирюльник» и всепоглощающую солнечную энергию и томление песни «Верни мне музыку» (слова А. Вознесенского, музыка А. Бабаджаняна) из репертуара Муслима Магомаева. Завершающим возвышенным аккордом прозвучал дуэт Олеси Скорикова и Нати Гейла «Не говорите мне прощай».

— Очень приятно почувствовать возможности голоса, это мечта каждого вокалиста — петь с симфоническим оркестром, — с улыбкой признается солистка Павлодарской филармонии, педагог музыкального колледжа Олеся Скорикова. — А когда за пультом стоит такой замечательный дирижер, как наш Болат Сагатович Рахимжанов, это удовольствие вдвойне. Отличное впечатление от работы с израильскими музыкантами. На подготовку у нас был буквально один день. Но для профессионалов этого достаточно, чтобы на сцене чувствовать себя гармонично. Было верно подмечено, в плане вокальной, эстрадной музыки идет смешение, синтез: стиль называется классика кроссовер. Подобные выступления дают бесценный опыт, профессиональный рост для меня, как для певицы. И как педагогу мне это тоже важно: когда мои ученики слушают такую музыку, ходят на концерты – пусть им пока рано такое исполнять, но им тоже хочется расти, им есть, к чему стремиться.

Рассказали о нынешнем опыте работы с симфоническим оркестром и гости из Израиля. Нати Гейл говорит, что каждый раз воспринимает такое выступление с интересом, будто первое знакомство.

— Это колоссально! Каждый раз – новый материал, музыканты продолжают удивлять. И публика просто золотая! Я бы только ради этого приезжал сюда – здесь такой теплый прием. Не просто так ведь говорят, что Казахстан – одна из самых гостеприимных стран. Я последнее время очень много гастролирую, даже чересчур много, потому что порой устаю. Но думаю о новых проектах. И могу дать небольшой намек: идея родилась буквально вчера на генеральной репетиции. Это нечто новое связано с казахской песней, которую я исполнил на концерте. Все, больше пока ничего сказать не могу — это сюрприз!

— Нати, приятно было удивить павлодарцев столь любимой в народе композицией?

— На последнем концерте я пообещал со сцены, что обязательно выучу песню на казахском языке. И как раз все совпало так, что ко дню рождения Абая и к праздникам в Казахстане мы сделали эту композицию. Честно признаюсь, я очень волновался, потому что знал: эта песня – достояние казахского народа, она в сердцах всех людей. И я надеюсь, что получилось ее хорошо исполнить. Мелодия такая красивая! Я думаю, что с сегодняшнего дня эта песня будет в моем репертуаре постоянно. Правда, казахский язык немного сложный.

— Ну, не сложнее иврита, — вступил в беседу саксофонист Илларион Давыдов. – Вы знаете, Нати от волнения пел эту песню с того момента, как мы были в аэропорту, и в самолете. Люди недоуменно оглядывались – язык-то незнакомый. На мой взгляд, волнения были напрасными – здорово получилось! Публика – супер!  Для меня это вдвойне приятно — я здесь как дома себя чувствую. Потрясающий концерт, потрясающая программа, очень приятно видеть полный зал. А уровень оркестра поднимается до мирового. Если будут приглашать, мы с удовольствием будем приезжать к вам.

— Илларион Сергеевич, что дает этот опыт уже состоявшимся профессионалам? Как долго происходит «настройка» музыкантов из разных стран?

— Сейчас в таком информационном поле музыканты всего мира настолько могут быстро адаптироваться, потому что произошла в какой-то степени стандартизация музыки. Классика смешалась с джазом, поп-культурой. На данном этапе репетиция, «притирка» происходит уже во время словесного общения, Ну, и естественно, важен профессионализм всех, кто участвует в проекте.

— Над чем вы сейчас работаете?

 — Это группа «Maddonna» и оркестр «Haifa Jazz Band», в котором я участвую, Хайфский государственный джазовый оркестр. Работа, на самом деле, довольно рутинная. А если говорить о планах, то они возникают от музыкального вдохновения. Или мы вдруг встречаемся с каким-нибудь солистом, певцом, певицей и создаем программу. У нас есть и оригинальная музыка. Вот чем работа в биг-бэнде интересна: со всего мира приглашают разных известных музыкантов, и мы, также как и павлодарский симфонический оркестр, с ними играем. Сейчас все оркестры в мире такое практикуют – приглашают зарубежных артистов: известных, неизвестных, оригинальных и не очень, и под них делается определенная программа для одного концерта.

— Это интересно и публике, и самим музыкантам.

— Да, все обновляется, это и широкий спектр не только общения, но и музыкального объема репертуарного плана. Для нас это развитие, ведь музыканту нельзя стоять на месте. Это не только новые впечатления. Для нас самих это важно — мы же люди ранимые: если что-то где-то не так, начинаешь себя грызть. Где-то получается, где-то – нет, в чем-то расстраиваешься, в чем-то радуешься. Поэтому такие выступления, такой опыт работ, как в Павлодаре, бесценен. Мы здесь выступаем уже третий раз с симфоническим оркестром, и всегда зрители активны и душевны. Это дает силы, и я с удовольствием снова и снова буду экспериментировать.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№18, 06.05.15