Четверг, 2 января
Меню

Симфония №4, Провинциальный вальсок и Дьявольский тритон

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1461
Симфония №4, Провинциальный вальсок и Дьявольский тритон

Впервые после успешных гастролей по Германии и Турции, на сцене «Шанырака» выступил павлодарский симфонический оркестр. На суд зрителей  подготовили новую, очень сложную программу. Чайковский, Свиридов, Сен-Санс – программа концерта словно возвещала пробуждение от зимы к весне, от фатума и поиска смысла жизни к чувственности.

За дирижерским пультом — профессор и заслуженный деятель РК, художественный руководитель Павлодарского симфонического оркестра Павлодарской областной филармонии им.И.Байзакова Болат Рахимжанов. Маэстро поблагодарил павлодарцев за теплый прием.

— Оркестр играет для вас! Мы были на гастролях в Германии и Турции — там чопорная немецкая публика, немного другая турецкая. Они хорошо нас принимали, но все равно как-то по-другому. А здесь, дома, мы первый раз после гастролей играем. Очень жаль, что за три недели до концерта уже не было билетов – но зал не позволяет вместить больше желающих послушать нашу музыку. Поэтому следующее выступление, наш концерт эстрадно-симфонической музыки с солистом Астана Оперы Сундетом Байгожиным 3 мая пройдет в ДК им.Естая. Он будет петь произведения из репертуара Магомаева, Бабаджаняна, Фрэнка Синатры.

 Симфонический концерт состоял из трех частей. Рассказ о знаменитых композиторах и о создании этих произведений для публики подготовила музыковед павлодарского симфонического оркестра Наталья Землякова.

       — Четвертая симфония Петра Ильича Чайковского возникла в блестящий для композитора период, 70-е годы 19 века, — объясняет Наталья Владимировна. — Композитор на подъеме, ему 37 лет. Он полон вдохновения, много сочиняет. Это период двух гениальных произведений – оперы «Евгений Онегин» и симфонии №4. А с другой стороны – душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, попыткой самоубийства и быстрым уездом заграницу. Этот излом и стал рождением темы судьбы, фатума в симфонии №4 фа-минор. Это та роковая сила, которая мешает порыву счастья дойти до цели.

Вторая часть концерта — дань юбилею. В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения советского композитора Георгия Васильевича Свиридова, произведения которого известны своей наполненностью гармонией и светом.

— В 1964 году режиссер Владимир Басов приступил к работе над фильмом по повести Пушкина «Метель», — делится интересными фактами из истории музыки Наталья Землякова. — Свиридов решил воссоздать для фильма пушкинскую эпоху провинции начала 19 века. Получилась поэтическая ретроспектива милой жизни провинции. А в 1973 году по этой уже популярной музыке Свиридов решил написать сюиту «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Вы услышите вальс, миниатюры, марш и знаменитый романс Свиридова.

Знакомые мелодии, исполненные вживую со сцены – великолепный подарок от талантливых профессионалов. Однако, сюрпризом стал для публики ироничный опус знаменитого Камиля Сен-Санса. Еще при жизни этого французского композитора 19 века признали классиком. В своей музыкальной карьере достиг невероятных высот: был величайшим композитором, пианистом, органистом, педагогом, ученым и критиком. При этом не испытывал муки творчества – очень много и легко сочинял музыку.

— В 1873 году ему на глаза попалось стихотворение врача и поэта Анри Казалеса «Равенство и братство» о танце зимней ночью, когда скелеты пляшут под аккомпанемент смерти, — увлекательно рассказывает музыковед. — Ироничный Сен-Санс написал по этому стихотворению симфоническую поэму «Пляски смерти». Она пользовалась на премьере невероятным успехом, но спустя год с небольшим была освистана – народ просто был не готов к новому для того времени произведению. Для того чтобы изобразить танцующие кости, Сен-Санс ввел в оркестр новый инструмент – ксилофон. А в начале поэмы он делает оригинальную тему: скрипка настраивается не в квинте, а тритоном, который в средние века называли «дьяволом в музыке», и, соответственно, запрещали. В ходе исполнения скрипка перестраивает две верхние струны несколько раз, чтобы добиться «дьявольского» звучания. Полночная пляска, скелеты, манящая скрипка темы Смерти — это популярный средневековый сюжет в живописи и музыке. Но в конце гобой возвещает: дьявольская ночь окончена.

Роскошная «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» завершила концерт апофеозом чувственности. Удивительной программой от фатума к цветущему наслаждению, будто музыкальным манифестом возрождения от смерти к жизни, симфонический провозгласил: зима окончена.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№11, 19.03.15