Вторник, 16 апреля
Меню

Суд без комментариев

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1969
Суд без комментариев

Экс-советник акима области и знаменитый аким Павлодарского района Толеген Бастенов все еще томится в следственном изоляторе. А суд не может поставить точку в уголовном деле, заведенном по результатам исполнения «Занятости-2020» в бывшей его сельской «вотчине». Ответ за дискредитацию госпрограммы несет бывший руководитель отдела строительства Павлодарского района. Не так давно уголовный суд №2, посчитав самые серьезные обвинения необоснованными, по оставшимся статьям назначил Асхату Копешеву условное наказание и из зала суда отправил домой. И вот областной суд, пересмотрев дело по протесту прокуроров, решил, что необходимо доследование.

Притчей во языцех стала покупка домов для переселения жителей бесперспективных сел в Павлодарском районе. Особым пунктом войдет в антологию практическая реализация программы «Занятость-2020» на далекой отгонной точке. Ведь суду первой инстанции бывший начальник отдела строительства Асхат Копешев казус покупки домов для переселенцев в 25 км от ближайшего сельского округа объяснил собственным невежеством. Оказывается, он не знал о том, что такое «центр экономического роста». И принял за таковой отгонную точку КХ «Болат». Его впечатлило, что в указанное место завезли 500 голов высокопородного скота, а также то, что планировалось построить здесь начальную школу и магазин. Потому и решил направить на эту землю обетованную представителей уязвимых слоев населения из депрессивных сел. Интересное представление о развитии страны у должностного лица. Прям подрыв авторитета.

– Я обратился за разъяснениями в отдел экономики района об определении понятия «центр экономического роста». Там ответили, что официальной трактовки данного понятия не существует. Поэтому, изучив данный вопрос, определились, что приоритетным показателем при приобретении жилья должно являться наличие постоянной работы для переселенцев, развитие производства, где сельскохозяйственные формирования участвуют в крупных инвестиционных проектах и создаются рабочие места. По итогам государственных закупок методом запроса ценовых предложений на приобретение жилых домов победителем выявлено КХ «Болат»», – давал показания чиновник.

Суд, конечно, в неведение не поверил, но и в то, что незаконная сделка была проведена с целью хищения средств и растраты – тоже. Мол, не для себя начальник отдела строительства старался, а просто отнесся безответственно к делу, не проверил, где находятся дома и есть ли в этом месте перспектива для обживания. И потратил на дома более 70 миллионов тенге, откликнувшись на подходяще ценовое предложение. Потому обвинение в нелегкой коррупционной статье судом было признано необоснованным и недоказанным. Показания подсудимого о том, что он не похищал деньги, ничем по делу не опровергнуты.

«Органом предварительного расследования не представлено достаточных доказательств и того, что подсудимый действовал с целью извлечения материальных выгод и преимуществ для главы КХ «Болат» Серика Сулейменова», – говорится в судебных документах.

В общем, из выводов суда следует, что Асхат Копешев проявил халатность. И почти сразу показал, что это качество гармонично сочетается с честностью и ответственностью перед теми, кто участвовал в проектах. Так, подрядчика, ремонтировавшего водопровод в селе Шакат, начальник отдела строительства пригласил в кабинет, чтобы лично вручить ему более пяти миллионов тенге как разницу по НДС и МРП между расчетами 2007 и 2012 годов. Правда, в общий проект эту корректировку внести забыл, чем и заинтересовал правоохранительные органы. Конечно, потом выяснилось, что из указанной ошибочной суммы Асхат Копешев не взял ни копейки – все отдал индивидуальному предпринимателю, который потратил ее на личные нужды. А ведь мог и соблазниться. Потому он признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, в целях извлечения выгод для других лиц и в служебном подлоге.

Также руководитель ошибочно перечислил более двух миллионов тенге для устройства коммуникаций в домах, в этом не нуждающихся. Затем вызвал серьезные подозрения правоохранительных органов в приобретении 32 домов в 2011 году (на 198 миллионов) и 16 домов в 2012 году (на 95 миллионов тенге) по программе «Занятость-2020» по завышенной цене. При этом следствие доказывало, что Асхат Копешев, заранее зная о мощных трансфертах, которые поступали в это время в область на приобретение или строительство жилья госфонда, собрал в акимате ряд предпринимателей. Донес до них суть программы и, как гласят материалы следствия, заверил их в победе в предстоящем конкурсе закупок жилья. При этом в критериях для потенциальных участников появился пункт – дома должны быть построены в 2011 и 2012 годах.

Понятно, что победили именно эти люди. Сколько жалоб на качество жилья поступало от заселившихся в Павлодарский район в те годы участников программы «Занятость-2020» – мы все прекрасно помним. Гипсокартонные стены, двери без замков, улетающие крыши. Сначала эксперты, проводившие в рамках уголовного дела исследования, назвали квартиры непригодными для проживания. В суде их доводы рассыпались.

«Стоимость домов при проведении государственных закупок определялась не Копешевым А.Г., а собственниками домов на основании актов оценки, произведенной специалистом, имеющим лицензию на данный вид деятельности. В обвинительных актах не указано, какую норму нарушил Копешев А.Г., приняв за основу оценку домов, предоставленную собственниками. А рынок продажи домов аналогичного качества и аналогичного года постройки на момент приобретения домов в рамках программы «Занятость-2020» отсутствовал, – сделал вывод суд. – Кроме того, инкриминируемое обвинение в приобретении домов, не готовых к проживанию людей, основано на показаниях свидетелей, переселенных в рамках программы «Занятость-2020». Суд считает обоснованными доводы стороны защиты о том, что данное утверждение является голословным и субъективным. Какого-либо документа, определившего неготовность домов к проживанию людей в деле нет, а экспертные исследования по данному вопросу не производились. Частичное несоответствие жилья основным требованиям строительных норм и правил и неготовность к проживанию людей – абсолютно разные понятия».

Кроме того, появилось постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, вынесенного в отношении предпринимателей-строителей – обвинение настаивало, что хищения и растрата происходили для их выгоды. Так что, как вы понимаете, по этим эпизодам нехозяйственный чиновник оказался невиновным.

Ну и завершающим аккордом в песне стал эпизод по селу Заря, где у предпринимательницы были закуплены на 26 миллионов тенге услуги по организации коммуникаций. Как следует из обвинительных материалов, эти деньги были перечислены напрасно, так как инженерные коммуникации уже имелись. В суде же выяснилось, что никто не помнит, были ли они или нет на момент закупа. Даже предоставили фото, на котором у домов отсутствую электрические столбы. А некий оценщик по фамилии Мукан – хоть и видел собственными глазами, что и ранее в домах горел свет, отсутствие электростолбов на фото объяснить так суду и не сумел. Итогом разбирательства, как известно, стал условный срок наказания для Асхата Копешева – в три года. Ждем продолжения.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№6, 12.02.15