Пятница, 29 марта
Меню

Человек эпохи просвещения

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3854
Человек эпохи просвещения
Талгат Адамов, директор дома-музея Д. П. Багаева

Есть в Павлодаре романтики, целью жизни выбравшие распространение в обществе знаний и культуры. Их не сбивают с пути ни кризисы, ни изменчивые обстоятельства жизни. Один из таких идеалистов – руководитель единственного в Казахстане дома-музея фотографа и краеведа Д.П.Багаева. Заведует мемориальным комплексом Талгат Жуматович Адамов — человек поистине идейный.

Культуру — в массы

Задача у трудящегося на ниве культурного просвещения особая: с одной стороны — сохранение нашей культуры, с другой – организация нашего досуга. Павлодарский Дом-музей Багаева в этом плане – цветущий оазис. Для Павлодарского Прииртышья комплекс дома-музея является неотъемлемой частью культуры. Здесь выставляются молодые и именитые фотохудожники области. Планируется выездная фотовыставка по городам и районам, посвященная юбилейным датам.

Почти 2 года мемориальным домом-музеем Багаева заведует Талгат Жунусович Адамов. В музейной сфере не новичок. Ранее работал специалистом в музее Майры Шамсутдиновой, затем заведующим экскурсионно-массового отдела областного краеведческого музея им.Потанина. С энтузиазмом принялся за работу в багаевском доме – это направление ему показалось близким.

…В родном совхозе Михайловский Железинского района юный Талгат Адамов активно участвовал в художественной самодеятельности, пел в хоре и солировал в музыкальных номерах.  В 10-м классе научился играть на гитаре и тогда же решил окончательно свою судьбу. Поступил в Ермаковское культпросветучилище — именно там готовили клубных работников. Первоначально на факультет русских народных инструментов, выучился играть на балалайке. И добавил к списку специальностей руководителя оркестра русских народных инструментов.

Отучившись год в училище, ушел в армию. И там принимал участие в художественной самодеятельности, музицировал на балалайке, баяне, гитаре. Была и своя музыкальная солдатская группа. После армии вернулся к учебе, окончил Ермаковское училище в 1982 году. С дипломом кульпросветработника вернулся в родной совхоз Михайловский. Работал директором сельского дома культуры, в штате которого была и библиотека.

— Я создал в сельском клубе самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль. Для того времени это было просто шикарно, — вспоминает Талгат Жуматович. — Отдельно был взрослый состав, средний, занимались также подростки и школьники начальных классов. И когда у меня выбывали в других составах музыканты – кто-то школу закончил, уехал учиться, у кого-то семья и т.д., на смену им приходили из другой группы. Играли на соло-гитаре, ритм-гитаре, бас-гитаре, ударной установке – специализация была отличная. Помимо этих коллективов, был кружок художественного слова, танцевальный коллектив.

Проработав 6 лет, Адамов поступил в Алтайский государственный институт культуры. А после его окончания стал по специальности организатором-методистом культурно-просветительской работ. В 1988 году переехал в Павлодар. Устроился работать в Дом культуры профтехобразования художественным руководителем, потом методистом. Музыка была в жизни Адамова главной темой.

— При Доме культуры был вокальный мужской ансамбль «Пламя», которым руководил Михаил Пульга,- рассказывает Адамов. — И я стал участником этого ансамбля. Репертуар разнообразный: песни военной тематики, популярная эстрада, народные, и песни о Павлодаре. Михаил Николаевич Пульга — композитор, заслуженный работник культуры Казахстана, почетный гражданин Павлодара. Он написал очень много произведений о нашем городе и крае. Потом был еще домбровый казахский ансамбль «Конiлашар», там я играл на русской трехструнной домрочке. Эти коллективы с успехом выступали на городских праздниках, на торжественных мероприятиях в различных организациях. Когда мы играли в ВИА, даже в современные мелодии эстрадного и даже рок-направления я внедрял что-то необычное. Например, в ВИА вводили балалайку – ставили на нее звукосниматель, и звучание ее органично вписывалось в эстрадный с элементами народного номер. Я занимался музыкой, и хобби переросло в мою профессию. Тогда я окончательно понял, что культура – это мое. В этой сфере я могу реализовать себя.

В 90-е начался сложный период. Людям любых специальностей было непросто. Волна кризиса, когда продукты питания выдавали по талонам, смывала все наносное.

— Я был председателем отдела профсоюзного комитета Дома культуры, и мы собирали списки, распределяли талончики, выдавали продукты, табак, одежду – платки и шарфы, — делится деталями из прошлого Талгат Адамов. — Многие тогда ушли из профессии. Кто-то – в коммерцию, открывали свой бизнес, кто-то просто «челночил». Я этот период ощутил на себе – было очень сложно, когда зарплату ждешь по 2-3 месяца. Но по сравнению с другими сферами, она была, пусть и небольшая. А я — культпросвет работник до мозга костей. И призванию не изменил, остался на своем пути.

Музей фотографа

О нынешнем поприще – багаевском доме – Адамов может говорить часами. Тема краеведения, любви Багаева к своей земле настолько близка Талгату Жумашевичу, что, кажется, будто он был близко знаком с Дмитрием Поликарповичем. О каждом снимке в мемориальном комплексе, о каждой мелочи в его доме Адамов может рассказать массу интересных подробностей.

В 2014 году в регионе отпраздновали 130-летие Багаева. Дом по улице Ленина, 200, где фотолетописец жил и работал более полувека, и сегодня наполнен атмосферой самого первого в Павлодаре фотосалона. Знаменитый фотопавильон с сияющим естественным светом стеклянным потолком — единственный в Казахстане и в Западной Сибири. В витринах – подлинная женская одежда той эпохи, супруги Багаева — Марины Степановны. В экспозиции – диван-канапе и кресла в стиле модерн из красного дерева. Здесь же раритет — ценный экспонат, который выставляется только у нас:  уникальная фотокамера австрийской фирмы «FOIGTLENDER & SOHN» 1907 года.

— Подлинники можно увидеть только в музее – а не в интернете, — делится своим мнением Талгат Адамов. — Здесь можно воочию увидеть старину, прикоснуться к истории. Когда дети приходят к нам, они в ходе экскурсии получают такое воодушевление! Мы говорим им: именно в этом зале был открыт первый в городе фотосалон. Мы вас поздравляем! Вы стоите на том самом историческом месте, где стояли первые посетители! Рассказываем про уникальный фотоаппарат – и восприятие людей меняется. Оказывается, этот огромный короб на ножках – удивительная редкость. На фотоминиатюрах мы показываем разных людей того времени: есть и купцы, и духовенство, и беднота. Багаев был сам по себе доброжелательный, терпеливый человек. Он ко всем умел найти подход.

Восхищает посетителей и фраза Ивана Лагутина, соратника и сподвижника Багаева, которую музейщики используют в ходе экскурсии: «Городские красавицы впархивали в этот салон, подбегали к роскошному зеркалу и прихорашивались. А потом Дмитрий Поликарпович усаживал их в кресло и дирижировал сей момент». Это был определенный процесс, чтобы настроить на фотографию посетителя. А в резном старинном зеркале отражаются уже многие эпохи и поколения. Интересно, что изображение до сих пор не искаженное.

Талгат Жумашевич говорит, что сохранить и воссоздать атмосферу багаевского дома было бы невозможно без участия энтузиастов истории города. Поддержку оказывала и руководитель областного краеведческого музея и. Потанина – Г.Б.Нурахметова. Много сделали для музея те, кто работал до Адамова — Л. В.Артамонова, Т.С.Бектурганова. Они общались с родственниками Багаева – с его дочерью в Екатеринбурге, с внучками, собирали экспонаты.

Общение с близкими краеведа – часть работы музейщиков. Именно в таких беседах и выявляются подробности жизни мастера, его черты характера, лики судьбы. В Павлодаре живет Римма Сергеевна Багаева – жена младшего сына Леонида. Она рассказывала, что ее супруг, Леня, много впитал от Дмитрия Поликарповича Багаева. Хотя специально Багаев не учил детей фотографии, однако, они сами постигли, глядя на отца, все секреты мастерства. Особые надежды Багаев возлагал на третьего по возрасту сына – Александра. Тот был художником, участвовал в смотрах и выставках, получал отличные отзывы. Во время Великой Отечественной войне он пропал без вести. Позже выяснилось, что Александр погиб в 1942 году.

Экспедиция Победы

Сам Дмитрий Поликапович Багаев на войне не был. Но дети его на фронте были. Дочь Валентина прошла всю войну военным фотографом. О военном эхе – еще один рассказ Талгата Адамова.

— В 2014 году я вошел в состав павлодарской поисковой экспедиции «Майдан жолы» и был отправлен в экспедицию в Псковскую область, — говорит Талгат Жумашнвич. – В городе Невель я принимал участие в строительстве памятника нашему земляку Абылхаиру Баймульдину. Также мы приводили в порядок братское воинское захоронение при городском кладбище – там покоятся 600 советских солдат.

Когда группа собиралась в экспедицию, всех предупредили: поедете и на раскопы в те места, где много лет назад непосредственно шли боевые действия. Там до сих пор ведется работа по поиску пропавших без вести и воинских захоронений, где погибли наши земляки. Эту поездку Адамов воспринял как свой долг памяти.

— Это очень почетно – поехать спустя 70 лет туда, где проводится такая священная работа, — поясняет он. — Мне повезло, мы встретились с российскими поисковиками, которые в течение многих лет ведут поиски. У них это движение развито – поисковые отряды Псковщины действуют более 20 лет. Совместно с ними мы выезжали на раскопы. Я был на тех холмах, в тех перелесках, где шли ожесточенные бои. Находили патроны, воинские принадлежности.  Хоть и через много поколений, но я почувствовал свою причастность к этому великому делу. Именно в тех местах понимаешь особенно – эту работу обязательно надо продолжать.

Адамов продолжает, — еще поездка запомнилась тем, что в маленьком городке Невель есть площадь Маншук Маметовой, улица Абылхаира Баймульдина. А теперь и площадь имени героя, и бронзовый бюст нашего земляка, родившегося в селе Такыр Лебяжинского района.

— Население Псковщины очень доброжелательно к нам относились, — вспоминает Талгат Адамов. — С интересом подходили, спрашивали: сами ли мы приехали, от какой организации работаем. А мы отвечали —  у нас есть миссия по поиску наших земляков, братских захоронений времен Великой Отечественной войны. Казахстанцы и россияне – братские народы, и эта миссия – наша общая. Когда мы завершили работу по установке памятника, было большое мероприятие. Дети, взрослые, ветераны говорили нам слова благодарности. Таких начинаний много, их обязательно надо продолжать. Особо это важно в год 70-летия Победы.

70-летию Великой Победы будет посвящена и выставка, которая откроется в Павлодарском доме-музее Багаева в середине февраля. Экспозицию под названием «Спасибо вам за мир спасенный» представят фотографы из Аксу Владимир Коханов и Владимир Панасюк. А также планируется особая выставка по работам военной тематики самого Дмитрия Поликарповича Багаева. Ведь война – это не только фронт. В экспозиции будут работы, которые Багаев снимал в тылу. Например, фотографии, сделанные во время отправки добровольцев на фронт из Ленпарка; дети, собирающие колоски в военное время, и многое другое. Эти уникальные кадры Павлодар сможет увидеть в апреле.

Выставки, выставки

Музейщики багаевского дома сотрудничают с павлодарскими фотографами, фотосообществами, и особенно тесно – с фотоклубом «Орион». В музее проводятся мастер-классы, экскурсии, лекции и семинары по фотоделу. Кроме этой работы, идут обзорные, тематические экскурсии, есть выездные выставки. Так, с успехом прошла выездная экспозиция «В объективе Павлодарское Прииртышье» в Семее. Там были фотоснимки Багаева и наших современников.

— Какая-то часть снимков Багаева находится в Алматы, где хранятся кино- и фотодокументы. Но у нас есть все негативы, — говорит руководитель дома-музея Багаева. — Чтобы оживить работу мемориального комплекса и поставить на качественно новый уровень, мы оцифровываем эти фотографии. Есть и те, которые еще не просматривались, мы их тоже приближаем к современности. В перспективе есть задумка – выставки в России. В этом году планируем в Астане и Алматы побывать с фотовыставкой. Например, в рамках большого музейного проекта по обмену выставками, который проводит областной краеведческий музей им.Потанина. Там, в составе большой экспозиции есть и работы Багаева, и наши экспонаты.

Приглашают багаевский дом на показ и в Италию. Идея о выставке работ Багаева подсказала наша землячка Татьяна Алексенко, которая летом минувшего года провела выставку итальянских авторов в Павлодаре. Вполне возможно, что скоро итальянцы смогут посмотреть на Казахстан глазами Багаева.

— Ценны эти работы и тем, что Багаев – не просто фотограф, он краевед, — объясняет Талгат Жуматович. — Он побывал во всех уголках нашего края, собирая историю по крупицам. Он знал, что какие-то признаки времени через какой-то период просто исчезнут, уйдут. Запечатленные на его снимках, эти приметы эпох продолжают жить. Кроме этого, он привозил свои краеведческие записки, заметки, участвовал в этнографических, археологических экспедициях вместе с московским палеонтологом Орловым, который открыл наш знаменитый Гусиный перелет. Багаев оставил после себя фотолетопись Павлодарского Прииртышья для потомков. Сохранить ее и с любовью передать молодому поколению – наша задача.

Культпросвет

Адамов считает специалиста культурного просвещения очень творческой профессией. И неважно. В какой сфере трудится культпросветработник. В музее даже интереснее: постоянно возникают какие-то захватывающие идеи, но в то же время во время мероприятий в том же краеведческом музее нужно органично совместить историю, традиции и фантазию. Когда человек проникся этим, когда он живет идеей, которая в его сердце, это выше любых забот, — уверен Талгат Жуматович.

Любовь к музыке привела к новой традиции в доме-музее Багаева. На вернисажах для гостей и авторов Адамов исполняет песни. Однако, сейчас в его творческом сердце зреет новая страсть.

— Раньше я больше склонен к музыке, то теперь мне интересна фотография – она просто захватила меня! – говорит Талгат Адамов. – Мне ближе черно-белая светопись. Я уже гитару реже беру в руки. Хотя фотографией я занимался только в школе с товарищем. Было интересно, когда в красном свете фонаря проявляются картинки. Какое-то время у меня был «Полароид», но я не особо увлекался съемкой. Но когда мне предложили возглавить багаевский дом, я понял, что здесь есть место для творчества. Перспективы очевидны – много интересного и нового, в чем можно себя проявить. Пока фотографирую на мобильный телефон. Но находиться среди фотографов и фотографий, и не проявлять интерес – невозможно! Надо бы приобрести хорошую фотокамеру. Ведь жизнь фотографа очень интересна.

История учит: без прошлого нет настоящего, и тем более будущего. Талгат Адамов следует своему предназначению — культурному просвещению. Он роняет в души людей те зернышки, которые, напитавшись прекрасными чувствами, взойдут, станут ростками, и в реальной жизни принесут плоды мудрости.

«Это мой единственно верный путь», — уверен он. – «Я иду, следуя своему призванию. Сейчас я музейщик, эта работа не оставляет меня равнодушным. Продолжаю строить планы, расти в творческом отношении, узнавая год от года все больше и больше, делясь знаниями с другими. Несмотря на любые трудности, кризисы и прочее, у меня есть внутренний стержень. Культура – это моя жизнь. И без нее я себя не представляю». 

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№6, 12.02.15