Пятница, 29 марта
Меню

Той же монетой не отплатим

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1448
Той же монетой не отплатим

Промышленности приходится настолько нелегко, что руководители некоторых крупных предприятий заявили, что не выдерживают демпинговых цен конкурентов из России, потерь прибыли по рублевым контрактам и падения спроса на собственную продукцию. Топят и свои прекратившие кредитование в тенге банки, и не желающие идти на снижение цен казахстанские партнеры. Бизнесмены даже попросили правительство принять меры – вплоть до непопулярного запрета российского импорта. Но прибывший на совещание в Павлодар вице-премьер Бакытжан Сагинтаев дал понять: в преодолении этого кризиса ставку необходимо делать как раз на партнерские отношения и на собственные силы.

Бакытжану Сагинтаеву не впервые приходится размышлять над проблемами бизнеса. В должности акима Павлодарской области он отработал в нелегкие 2008-2009 годы. И знает, что происходящие в промышленном регионе кризисные явления показательны для всей страны. И они показали, что бизнес все еще беспомощен в критических ситуациях. Сегодня здесь под ударом оказались горнодобывающий сектор, энергопроизводство и цветная металлургия. Бизнесмены решили проблемы не прятать и прямо заявили, что терпят бедствие. На грани закрытия картонно-рубероидный завод (АО «ПКРЗ»), невостребованной оказалась кабельно-проводниковая продукция, дешевеет трубопрокат, падает добыча угля, сошел на нет экспорт в Россию электроэнергии. Причины общие: обвал российской валюты, наводнение казахстанского рынка дешевыми предложениями поставщиков и принятие соседней страной мер защиты бизнеса. Чтобы не уронить объемы производства, павлодарцы просят принять почти радикальные меры: временно приостановить или ограничить импорт российской продукции. В этом они видят выход из ситуации.

– Российские конкуренты могут предложить цену на 30-60 процентов ниже наших цен на кабельно-проводниковую продукцию, гранулированный полипропилен, каустическую соду, рубероид, стальные шары и трубы, арматуру. Производство гофропродукции упало более чем на 60 процентов в связи с демпингом со стороны российских предприятий. На наш рынок начал поступать российский рубероид, который на 40-60 процентов дешевле, и производство под риском полной остановки. Здесь решением нам видится принятие временного запрета или ограничений на импорт товаров, потребность Казахстана в котором могут закрыть отечественные поставщики, – высказал мнение заместитель акима Павлодарской области Дуйсенбай Турганов.

По его словам, уместно и применение нетарифных антидемпинговых мер регулирования, которые Россия ввела в отношении некоторых казахстанских товаров.

– Тем более, 31 декабря Российская Федерация приняла закон о промышленной политике, в котором один из пунктов гласит, что при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных, муниципальных закупок и отдельных видов юридических лиц устанавливается приоритет промышленной продукции, произведенной на территории России. Тем самым нам путь туда закрыт, мы ничего не сможем туда поставить, даже если что-то будет, – говорит директор АО «Казэнергокабель» Олег Крук.

Этого мнения придерживаются и другие предприятия, но нужно надеяться и на свои силы. Правительство в поддержке не откажет, но ситуация иная, чем семь лет назад. Например, страну ждет вступление во Всемирную торговую организацию, а в ней свои правила, подчеркивает Бакытжан Сагинтаев.

– Действовать как Россия мы не можем. В ручном режиме работать никто не запрещал. Нужно находить пути решения на местах, отрабатывать проблемы. К примеру, мы должны в части казахстанского содержания работу усиливать, определенный объем уже проделали. По Павлодарской области сегодня на 128 миллиардов тенге подписаны меморандумы в части местного содержания. На сегодня это самая большая цифра в Казахстане.

Однако и открыто содействовать присутствию казахстанского содержания в закупках, например, принимая госпрограммы, руководство страны теперь не может. Сказывается все то же предстоящее участие в ВТО. Придется надеяться на активность бизнеса, отсутствие коррупции и принятие «местных» мер.

Руководители АО «НК «Қазақстан Темір Жолы», АО «СамрукЭнерго» сообщили, что принято решение о введении режима дифференцированных тарифов на ж/д перевозки и электроэнергию, положительно решается вопрос по запрету на вывоз отходов и лома черных металлов. Пересмотрены и упрощены для казахстанских товаропроизводителей правила закупок нацхолдинга «Самрук казына». И это еще не все. Возможно рассмотрение решения о добровольном ограничении импорта между странами.

– В пятницу премьер-министр (Казахстана) вылетает в Москву, где встретится с Дмитрием Медведевым (заседание Евразийского межправительственного совета). Речь будет идти о Таможенном Союзе. Здесь мы отдельно встречу проведем, обсудим наши вопросы точечные. Мы должны обсудить для защиты продукции, какие меры можем принять мы, они. И что мы можем дать. Предварительно уже проговаривают там о применении добровольных ограничений (на ввоз) по каким-то видам продукции. Они понимают тоже, что ситуация для нас непростая, – добавил Бакытжан Сагинтаев.

По его убеждению, выход из кризиса требует таких же партнерских отношений и волевых решений от всех участников рынка. Как выяснилось на совещании, оказавшийся на грани закрытия Павлодарский рубероидный завод в 2014 году почти остановился из-за того, что местные производители кровельного битума подняли цену в 1,7 раз и к тому же урезали поставки. Они воспользовались запретом на ввоз российской, более дешевой продукции. А экибастузские энергостанции и угольщики не согласны снижать цены и уменьшать предельный тариф.

– Если что-то не продается, остается только снижать цены. Понятно, что в этом году будет плохо, но, например, как по госбюджету отложили трансферты и инвестиции в связи с тем, что цена на нефть упала, новое строительство не начинаем. То есть режем свои инвестиционные программы. Но если у вас на один год остановится инвестпрограмма, когда такая сложная ситуация, предприятия получат поддержку с нашей стороны. И наоборот. Ведь когда вместе с вами рассматривали инвестиционный тариф, там только 30 процентов идет на саму инвестицию, а 70 процентов на все остальное. Для меня это было открытием, – говорит вице-премьер.

Болезненно сказывается на самочувствии промышленников и прекращение кредитования в тенге казахстанскими банками. Как рассказал директор угольного гиганта «Богатырь Комир» Виктор Щукин, происходит это даже при наличии кредитного лимита по действующим договорам. Отсутствие средств в нацвалюте приводит к задолженности самого предприятия перед поставщиками и дебиторским долгам покупателей угля по всей стране. Кстати, он не исключил возможность сокращения числа сотрудников.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№5, 05.02.15