В северные регионы Казахстана идут сильные морозы. Суровая погода ожидается уже на днях и в Павлодаре. Только к выходным столбики термометра могут опуститься до -38. И пока горожане пытаются подготовиться к суровому концу января, многие предприниматели ожидают холодов как манны небесной.
Еще в середине осени многие эксперты предзнаменовали суровую зиму. Людей пугали морозами едва ли не до -45 градусов, а сегодня синоптики предвещают холодным только конец января. Заблудившиеся крещенские морозы вот-вот атакуют северные регионы страны. А вот объяснений аномально теплому первому месяцу 2015-го так и не дают. Кстати, обещанные холода по сравнению с прошлым годом суровыми и не назовешь, максимум 35 со знаком минус, и то ночью.
По данным Гидрометцентра, в Павлодаре температура воздуха начнет опускаться уже 22 января. Эксперты прогнозируют очередную волну брошенных во дворах домов автомобилей. Не исключено, что в городе резко уменьшится автопоток, а под советским автопромом будут лежать хозяева с паяльной лампой. В такую погоду обычно страдают больше 80 процентов автовладельцев, у которых нет ни гаража, ни очень редкой в Павлодаре подземной парковки. Этим и пользуются многие предприниматели. Некая «скорая морозная помощь», помогающая таким автовладельцам. Как рассказал нашему корреспонденту водитель одного из самых современных эвакуаторов Николай Гулевич, сейчас он несет убытки. Свежий «мерседес» мужчина приобрел специально для перевозки, в том числе, и замерзших машин. Но не учел он того, что менталитет у наших водителей таков, что вместо того, чтобы отдать несколько тысяч за безопасный отгон замерзшего или сломанного авто, наши шофера будут мерзнуть несколько часов в салоне, но дождутся товарища с тросом и отгонят машину на буксире.
И, все таки, надежда на заработок есть. В связи с последними событиями с падением курса рубля и ввозом в Павлодар тысяч иномарок из приграничных областей Российской Федерации, Николай уверен, что многим все-таки придется раскошелиться. К тому же услуги эвакуатора сегодня сравнительно недороги. К примеру, доставка легковушки по городу в среднем обойдется в 4-5 тысяч тенге. Как рассказывают водители эвакуаторов, особо большого заработка дело не приносит.
– Ну, за день тысяч 50, может, 40 можно заработать в сильный мороз. Но это в зависимости от погоды, конечно. Ведь, как правило, суровая погода держится максимум 3-4 дня и все. Радует одно: помогая людям, становится хорошо на душе, ведь делаешь доброе дело. Ну а с потеплением мы опять сидим без дела, – уверяет Николай Гулевич.
Если для водителей эвакуаторов заработок только в сильные холода, то для бригады, занимающейся разморозкой систем отопления пик заказов начинается с десяти градусов мороза. Казалось бы, невыполнимую миссию растопить лед в замерзших трубах эти люди выполняют с помощью обычного сварочного аппарата. Как объяснил бригадир организации, Александр Юревич, на замерзший участок трубы закрепляют мощные кабеля, по системе пускают ток в 360 вольт, и с помощью электричества замерзший промежуток начинает размораживаться. Звонки о помощи слесарям поступают практически каждый день. И кроме отопления, люди страдают от разморозки водопровода и даже канализации. Бригадир с 25-летним стажем работы в этой сфере уверяет: все дело в том, что при прокладке коммуникаций были нарушены элементарные технические требования.
– Если это водопровод, он, естественно, более уязвим, когда им долго не пользуются, и нет протока воды. К примеру, когда хозяева дома на некоторое время покинули жилье, скажем, уехали в отпуск. Если водопровод не соответствует техническим условиям, при сильном морозе он, естественно, промерзнет. Таким же образом замерзает канализация. Это, как правило, только в частном секторе, – пояснил Александр Юревич.
Если доставка автомобиля в теплый бокс и его отогрев обойдется павлодарцу максимум в 10 тысяч тенге, то разморозка системы водоснабжения, канализации или же отопления обернется человеку в крупную сумму. Такие работы, с вычетом всех затрат, по словам бригадира, обойдутся хозяину дома как минимум в 20 тысяч тенге. А потому, как говорится, готовить сани нужно летом. И проверять подведенные к дому коммуникации до наступления холодов, во избежание больших затрат.
Илья РЫБИН, НЖ№3, 22.01.15