Пятница, 27 января
ясноПавлодар, -13°C
461.37 6.69 502.62
Меню

Виктор Фадеев: «Люблю находить чудо там, где другие его не увидят»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2224
Виктор Фадеев

Открылась дебютная павлодарская фотовыставка экибастузца Виктора Фадеева, приуроченная к 60-летнему юбилею автора. Экспозиция разместилась в доме-музее Д.П.Багаева. Фотокорреспондент газеты «Голос Экибастуза» Фадеев представил свои работы, объединенные темой «Взгляд репортера и художника». В этих цветных и черно-белых снимках – два десятилетия жизни города горняков.

Фадеев, по признанию коллег и друзей, жизнелюб и эпикуреец, всегда улыбающийся и немного застенчивый. Правда, слов понапрасну не бросает, да и вообще, говорит крайне мало. За него вещают его снимки. Заведующий домом-музеем Д.П.Багаева Талгат Адамов отметил: «Это наша повседневная жизнь — социально-бытовые проблемы, радостные и горестные минуты. Причем, автор видит это со своей точки зрения».

\"Проиграла\"

Проиграла

На выставке представлены жанровые фотографии, репортажные снимки, портреты. Работы уже экспонировались в Экибастузе в конце минувшего года. Теперь с ироничным и цепким взглядом Фадеева могут познакомиться и павлодарцы. Экспозиция открыта до середины февраля. К слову, из-за широты взглядов возникли и некоторые сложности.

— Выставка в доме-музее Багаева не совсем полная, — рассказывает коллега Виктора Фадеева, заместитель редактора газеты «Голос Экибастуза» Игорь Тимошенко. — Я уже пробовал это объяснить – по этическим соображениям. Виктор Константинович иногда «хулиганит», и эти совершенно потрясающие хулиганские работы мы потом покажем тем, кто захочет посмотреть.

Семь работ, которые входили в основную экспозицию в Экибастузе, в павлодарской выставке не участвуют – на стенах Дома-музея Багаева их нет. Детям смотреть эти кадры не стоит. Но взрослые могут с ними ознакомиться отдельно — по желанию. Во время вернисажа присутствующие даже поспорили – надо ли такое вообще показывать? Равнодушными они точно никого не оставят. Это оперативно выхваченные из потока событий мгновения, которые не оставляют шанса на спокойное созерцание. В одной работе есть залихватское озорство, в другой – драма. Но, по моему мнению, ничего аморального – предельно отстраненный взгляд фоторепортера на событие. Это и портрет двухсотграммового новорожденного, и прилипшая к телу сорочка купальщицы в крещенской проруби, и таинство обряда обрезания, и трагический для скакуна финал байги. Коллеги-журналисты говорят: одно то, что Фадеев решился беспристрастно снять такие моменты, говорит о его мужестве.

\"Семь

Семь спорных снимков

Своя точка зрения и особая проницательность Виктора Фадеева сложилась из череды жизненных обстоятельств, которые куют характер и мировоззрение человека. Читая биографию Фадеева, модно отследить и понять, откуда взялся такой беспристрастный и правдивый, и в то же время тонкий и вдумчивый подход к окружающему миру и фотографии. Виктор Константинович Фадеев — уроженец Сахалина. После школы поступил в лесотехнический техникум, практику проходил на лесосеке. После армии работал мастером в лесотехническом хозяйстве.

Таежные леса не помешали стремиться к своей мечте: стать фотографом. Сначала Виктор Фадеев поступил в учебно-производственный комбинат в Южно-Сахалинске, затем в Московский университет народных искусств на заочное отделение. Это нужно была не для диплома, а чтобы заполучить дефицитные книги и пособия по фотоисскусству. Перестройка не позволила завершить учебу. Работал в Доме быта, ездил по таежным поселкам. И в 1987 году вместе с семьей перебрался в Экибастуз. Вот уже 20 лет Фадеев – летописец города горняков, фотокорр газеты «Голос Экибастуза».

\"Сельский\"

Сельский

— У Андрея Платонова один герой говорит «Без меня народ не полный». То же самое можно сказать о Викторе Фадееве – без него история Экибастуза не полная, — говорит об авторе фотоэкспозиции Председатель Павлодарской областной организации Союза журналистов Казахстана Юрий Поминов. — Фотокорреспонденты работают всегда в жестких, стесненных условиях, их ограничивают многие рамки. И непросто здесь проявить какую-то индивидуальность, неповторимость. К счастью, Виктор обладает этими качествами. Он всегда работает четко, динамично. Поразительна его скромность – он почти никогда ничего не говорит, зато говорят его снимки.

Нынешнюю выставку, этот своеобразный фотоотчет подготовили друзья и коллеги Фадеева. Все для того, чтобы имя Фадеева стало широко известно в Павлодаре.

— Последняя выставка Виктора Константиновича была 15 лет назад. Вообще, это известно — фотокорреспонденты выставляются очень редко, — констатирует факт заместитель редактора газеты «Голос Экибастуза» Игорь Тимошенко. — Почему? У Виктора Константиновича Фадеева есть своя философия. Он как композитор, который написал прекрасную музыку, а что с ней дальше будет, ему уже не важно.

\"Дом

Дом горит

Инициатива проведения принадлежит одному из ведущих фотографов и журналистов области, экибастузцу Жумагали Сейтенову. В итоге, всей редакцией выбирали снимки для экспозиции. Как таковой светописи, говорят коллеги, отобрали мало. Больше социальных кадров. Но все эти снимки показывают Фадеева, как фотографа-профессионала.

— Действительно, фотожурналисты газет не любят персональных фотовыставок, — поделился своим авторитетным мнением Жумагали Сейтенов. – Это только начинающий фотожурналист лезет с выставкой, будто чего-то достиг. Для фотокорреспондента каждый выход газеты – персональная выставка. Ее видят не несколько сотен зрителей, а тысячи читателей. И каждый выпуск – экзамен на профессионализм. Поэтому любителям можно оценивать мастерство количеством фотовыставок, у фотокорреспондента каждый раз – новая выставка, которая тиражируется тысячами экземпляров. Есть и свои трудности: это, можно сказать, вдохновение по приказу, задание редакции. Очень сложно творить в таких рамках.

Сам Виктор Фадеев говорит о том, что еще в годы учебы усвоил, что в настоящей фотографии нет места формализмуи натурализму. «Это, мол, буржуазное восприятие фотографии: давать в равных долях реализм, скандал и натурализм. Проецированный объект на фотографии должен быть сам по себе ценным, не лишенным лиричности. Принципа этого и по сей день придерживаюсь», — считает автор выставки.

— Виктор Константинович, как получается выхватывать такие «острые» моменты?

— Я не люблю стоять на месте. Даже в Экибастузе я уже квартир 15 поменял! Хочется его-то нового. Тем более, где находишься, там и видишь интересное. Все мои работы сняты не специально: это случайность, все это просто надо увидеть. Фотоаппарат с тобой – раз, и снял. Специально я ничего не ищу, для этого и времени нет. Когда не был репортером, я ходил, искал чего-то, занимался вот этим «натюрализмом». А сейчас все сюжеты возникают по ходу жизни.

\"Затопило\"

Затопило

— Накопился большой архив?

— Да, тысячи снимков. Это только то, что я отобрал. Сложно было из большого количества нужное выбрать. На выставку работы выбирали коллеги. С их выбором я согласен, мне все нравятся. И те, что остались – тоже нравятся. Но все же не покажешь. Вот, на пенсию выйду, буду разбираться в своих архивах. И ходить-бродить, снимать.

— Что больше нравится из природы Прииртышья – экибастузские ландшафты, Баянаульские горы, пойма Иртыша?

— Везде можно что-то важное увидеть. Даже интереснее там, где другой не заметит. В Баянауле, конечно, красота, но там все на виду. А мне больше нравится находить чудо там, где другие не увидят. Поехал в село, сделал снимок, потом кто-то смотрит и удивляется: неужели здесь есть такое? Если нет настроя, то и в снимках будет все плохо. Самое главное, чтоб хорошее настроение было внутри. А дальше все получается само собой – что-то понравилось, я это снимаю.

О своей выставке в Доме-музее Багаева Виктор Фадеев говорит — счастлив, что прикоснулся к святому. Весомый вклад в развитие автора в фотоискусство Павлодарской области отметили в управлении культуры, архивов и документации региона. Представители ведомства поздравили Фадеева с открытием экспозиции и вручили благодарственное письмо, а также традиционный диплом за вклад в увековечивание памяти фотографа-краеведа Багаева и похвальный отзыв дома-музея.

\"Автопортрет\"

Автопортрет

Старейший фотограф Павлодара Борис Захарович Краснянский верно заметил, что благодаря этому маленькому дому – мемориальному комплексу Д.П.Багаева, мы можем выйти на более широкую улицу духовных отношений. Краснянский заявил: «Газета есть газета. А когда мы встречаемся непосредственно, в залах дома-музея, у нас появляются совсем другие чувства – уважения и гордости к участникам выставок».

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№3, 22.01.15