Пятница, 29 марта
Меню

Хорошо снимает тот, кто хорошо думает

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2465
Хорошо снимает тот, кто хорошо думает
Фотожурналисты Владимир Бугаев и Виктор Фадеев

На вернисаже выставки «Взгляд художника и репортера» были споры и воспоминания — в кулуарных беседах представители культурной интеллигенции говорили о развитии и современности фотографии Прииртышья. Поделился рассуждениями и Владимир Бугаев, известный фотожурналист Павлодарской области. Владимир Николаевич высказал свое мнение о загадке Виктора Фадеева, о сложностях и прелестях работы фотокорреспондента, и о положении дел в сегодняшней фотографии.

О Викторе Фадееве

На открытии выставки я услышала пожелания фотографов друг другу – «выдержки и света». Трактовать эти многозначительные слова можно как угодно. Но мне кажется, это не случайно, что профессиональные термины созвучны с тем, что для любого человека очень важно.

Интересна мне показалась и деталь из  жизни фотокорреспондентов уже прошлого века, о которой также рассказали на вернисаже. Еще при пленочных фотоаппаратах было такое понятие у фотожурналистов – «36-й кадр». Задание редакции выполнено, и, как правило, в пленке оставалось несколько кадров. Их-то и тратили на съемку для души. Именно такими 36-ми кадрами назвал Владимир Бугаев выставку Виктора Фадеева.

Жизнь прекрасна потому, что дарит нам загадки, — говорит Владимир Бугаев. И сразу поясняет: его загадка – Виктор Фадеев. 15 лет назад, во время первой фадеевской «черно-белой» выставки Бугаев был поражен ответом о причинах экспозиции. Виктор Фадеев тогда сказал: «Не хотелось выбрасывать эти панорамы разрезов и строек». На нынешней выставке Бугаев вновь задался вопросом: кто мог уговорить Фадеева выставиться?

— Его практически не видно – настолько Виктор спокойно и уверенно работает, — объясняет манеру съемки Фадеева Владимир Бугаев. — Мне кажется, он больше думает, у него философский подход. Про скромность его уже говорили. А то, что журналисты не любят собственных выставок — по себе знаю. За экспозицию в Доме-музее Багаева спасибо друзьям Виктора – он потихоньку открывает нам свою загадку.

Выставка Фадеева названа «Взгляд художника и репортера». По мнению Бугаева, взгляд Фадеева, действительно, особенный: автор умеет увидеть необычное в привычном. Это то свойство, которое должно быть присуще настоящему фотографу, а тем более журналисту.

— Даже при массовом стечении фотографов на мероприятиях Фадеев не из тех, кто будет рваться вперед, — считает Бугаев. — Я сужу по тем небольшим встречам, когда были съемки вместе. Мне кажется, он немного не похож на репортера, он лишен суеты. Как любому человеку, мне не все понравилось на выставке. Но когда я смотрю на его фотографии, я вижу больше философии в лучших его работах. Он работает очень вдумчиво.

Это важное качество порой упускают из внимания фотографы. Заглядывая в видоискатель, они видят и снимают, а основная фаза — «думать» — пропадает. И если перефразировать афоризм Анатолия Аграновского, то можно сказать: хорошо снимает не тот, кто хорошо снимает, а тот, кто хорошо думает, — уверен Владимир Бугаев.

О работе фотожурналиста

Доступ журналистов ко многим событиям, к которым путь обывателю заказан – плюс профессии. Это же является и минусом. В народе о последствиях такого разнообразия впечатлений говорят – «глаз замыливается».

— Сейчас множество современных свадебных фотографов воспринимают как фотографов, и свадебную фотосъемку — как репортаж, — поясняет Бугаев. — А это же протокольная съемка! Но хорошие фотографы и здесь ищут изюминку, чтобы было интересно не только родственникам, но и зрителям. Так и фотожурналистика — это умение думать, успевать отслеживать большой поток информации.

 Недавно шеф-редактором информ-агентства REUTERS в странах СНГ Григорием Дукором на основе съемки Владимира Бугаева был проведен мастер-класс в Алматы. Бугаев показал уборку хлеба под снегом. Сам по себе сюжет увлекательный для фотосъемки. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

— Нужно не только найти событие, интересно его отснять. Надо быть мобильным, — поясняет Владимир Бугаев. — Найти, откуда отправить кадры и текст, потому что никто 12 часов не будет ждать, пока ты доберешься домой. И ты думаешь: был бы просто фотохудожником, остался, поискал бы еще, подождал, посмотрел, поснимал. У фотожурналиста этого времени нет, и шансов на повтор – тем более. К тому же, коллеги по информагентствам могут опередить с информацией.

Фотокорреспондент, работающий на информагентство, не просто фотограф. Фотожурналист – человек-редакция. Он совмещает в себе все должности: водителя, фотографа, журналиста, редактора. Тем более, что нынешние условия жизни выбирают из всех форм СМИ именно фотожурналистику. Поделился Владимир Николаевич и своими открытиями. В последнее время его восхищают фантастические по профессионализму работы петербургского фотожурналиста Дмитрия Ловецкого.

«Мне нра»

Еще фотограф должен быть самым строгим критиком, прежде всего, для себя, — считает Бугаев. Впечатление от фотоснимка в публикации может зависеть от многого – от места в газете, от текста, который написал журналист, от конъюнктуры. Есть и еще один появившийся в последнее время подводный камень, о который порой разбивается понятие о хорошем вкусе.

— Самое страшное то, что сейчас называется «мне нра» или «мне не нра», — поясняет Владимир Бугаев на примере сокращений из интернет-переписки. — Когда я преподавал в университете, говорил своим студентам: пусть вы не будете фоторепортерами, но вы должны научиться отличать хорошую фотографию от плохой. И не просто сказать, что она нравится или не нравится, но и обосновать! Субъективность надо из себя выдавливать.

Бугаевские студенты учились аргументированно доказывать, применяя убедительные доводы: если «нра», то почему. Это умение необходимо в сегодняшней лавине ставшей доступной фотографии. «Спасибо» интернету: у каждого в соцсетях и блогах сотни и тысячи снимков. А смотреть-то, в большинстве случаев, почти нечего – неинтересно.

А для того, чтобы учиться искусству видеть, нужно путешествовать, — уверен Владимир Бугаев. Хорошую службу поездки могут сослужить, чтобы увидеть привычное свежим взглядом.

— После возвращения из Китая (в числе 12 фотографов со всего мира, Владимир Бугаев участвовал в международном проекте «Китай – глазами зарубежных фотографов» — авт.), я сразу же, в октябре помчался в Баянаул, — вспоминает Владимир Бугаев. — Мне хотелось увидеть баянаульские горы «китайскими» глазами, новым взглядом. И это был совершенно другой Баянаул. То, на что я акцентировал внимание в Китае, было интересно китайцам. Каждый из участников проекта должен были представить 500 кадров! Три дня я «выжимал» всю 18-дневную съемку, чтобы отдать эти 500 файлов. Вот где и требуется искусство отбора.

Проблема современных начинающих фотографов – нежелание отсеивать все лишнее. На одном смотре в павлодарском фотоклубе Владимир Бугаев предложил молодому автору сделать более жесткий отбор. Из 20 представленных снимков взять всего пять. Таков, например, стандарт международной ассоциации фотографии: на выставку автор должен представить четыре работы — не больше. В «борьбе с собственной песней» есть смысл – пусть мучительный, но строгий выбор бережет зрителя, считает Бугаев. Но оставляет самый четкий отпечаток в памяти.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№3, 22.01.15