Четверг, 18 апреля
Меню

Елочная магия. 1987-1988 годы

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2097
Елочная магия. 1987-1988 годы
Зимний городок. На заднем плане — строящаяся гостиница Павлодар.

Что покупали павлодарцы для празднования Нового года почти три десятилетия назад? Чем угощали гостей, как отмечали приятные события, как проводили время в дружных семейных компаниях? Ответы на эти вопросы можно найти между строк записных книжек тех лет. Сохранившиеся заметки домашней бухгалтерии моей мамы и собственная память подсказывают: было очень весело! Ностальгия – ностальгией, но порой сравнить нынешние цены, быт и уклад с тем, что было раньше – очень даже полезно и познавательно. Вспоминайте и заряжайтесь позитивом!

Прошу к столу!

80-е годы ХХ века. Было разное – талоны, длинные очереди и дефицит. Перестроечный ветер перемен, умеренный, а местами порывистый, сорвал пелену, окутывавшую нашу тогдашнюю действительность. Ничего уже не могло оставаться таким, как раньше…

Что-то о тех годах вспоминается с грустью. Но, согласитесь, подготовка к праздникам – это всегда маленькое чудо. Иногда даже приятней, чем сами праздники. В общем, если к заметкам в столбцах маминой записной книжки прибавить мои детские яркие впечатления, да еще и сегодняшний взгляд на прошлое, то получится довольно объемная и реалистичная картина.

Декабрь 1987 года.

Главным блюдом на новый год у нас был гусь. В конце декабря 1987-го он стоил 10 рублей, в декабре 1988-го — 9,60. Гуся жарили в духовке, подавали с печеной картошкой. Вообще, тогда больше готовили дома, полуфабрикатов, как помните, было немного, по сравнению с тем, что мы имеем сейчас. И пельмени сами мастерили, и тесто к ним сами месили, и фарш сами крутили. Лепили потом всей семьей – это было настоящее таинство, а количество налепленного исчислялось сотнями! Обязательно готовили «счастливый пельмень» – с перцем. Хранили все это богатство в морозилках холодильников, в зимних холодильных шкафчиках под кухонными окнами – в старых хрущевках такие еще сохранились. А также на балконах и в авоськах на форточках.

На Новый год помимо яблок, груш и обязательных мандаринок, покупали и новинки – грейпфруты, называемые в народе «грефруктами». Из салатов у нас на столе были винегрет, оливье, печеночный. Маринованные и соленые огурцы и помидоры – из магазина. Мама делала лодочки: разрезанные вдоль соленые огурцы фаршировали начинкой из лука, чеснока и нарубленной огуречной мякоти. И многое другое по различным рецептам. Мама и сейчас их собирает, чтобы удивлять нас на семейных торжествах.

Торты пекла старшая сестра – медовый, «Рыжик» и т.д. Тут главное – дать крему время, чтобы пропитать коржи. Хозяюшки изощрялись и в приготовлении домашнего печенья и пирожных. Мы делали «Грибочки» — со шляпками в настоящей шоколадной глазури. А сколько времени проводили за готовкой, сервировкой стола и украшением блюд – даже представить сегодня сложно. И все это без блендеров, миксеров и мультиварок!

Зимний городок

Чем ближе праздник – тем веселей заметки: «елки, лотереи, книги, пластинки, цветок». 31 декабря 1987 года мама потратила на пластинки 10 рублей! В фирменном магазине «Мелодия» они стоили от рубля до трех. Музыка у нас звучала всегда – много классики, много оркестровых аранжировок современных популярных произведений. И детские сказки, и новое слово – «рок». Поплясать от души у нас в семье любили, особенно когда к родителям приходили гости.

Сбирались часто с друзьями. Они же – коллеги по работе, дружили семьями. Устраивали праздники для взрослых и детей. Никаких аниматоров и наемных актеров – все сами! Конкурсы с лотереей и призами, представления в маскарадных костюмах с концертными номерами. Для призов покупали приятные мелочи, а уж оформлением занимались сами – вырезали, клеили и раскрашивали. Для подарков дети шили мешочки-фунтики, украшали дом самодельными гирляндами и игрушками.

1988 год. В маскарадные костюмы наряжались тогда не только дошкольники.

Это были яркие и веселые праздничны хлопоты. А сам новогодний вечер был полон сверкающей мишуры, серпантина, хлопушек и взрывов хохота. Для гостей и всех домашних делались сюрпризы. Поиск подарков по карте с подсказками порой становился приключением. Иногда с происшествиями, когда какая-нибудь нарядная тетя, к примеру, застревала, пролезая под стулом, как того требовало задание.

Обязательно готовили стенгазеты. Тогда уже стали увлекаться восточными гороскопами.  1988 – год Дракона, наступал 1989-й — год Змеи. Поэтому тогда была популярно шуточное поздравление «С новым гадом!».

А как-то раз мы вообще встретили Новый год в зимнем городке! Это была настоящая сказка. Прохожие поздравляют с Новым годом! Несколько семей с детьми отправились ночью в Зимний городок. Тогда на площади, где сейчас Набережная, раскинулось настоящее морозное королевство с замками, крепостными стенами, башенками и лабиринтами. К слову, были там и движущиеся фигуры сказочных персонажей. Не изо льда, а из металла, вроде кружащейся Дюймовочки весьма немаленького размера. Так вот, делала эти украшения для городского праздника моя мама-сварщица. Что добавляло мне радости и гордости – еще бы, я ведь, благодаря маме, тоже чуточку причастна к тому, что у всех павлодарцев такое радостное настроение!

И еще там были снежные фигуры животных и, конечно же, горки. Большие, двухскатные, на которые нужно было высоко взбираться по ледяным ступеням. И поменьше, для малышей. И огромная горка со спуском на Иртыш. Кататься по ней было страшновато. Дух захватывало от скорости, а пока доедешь вниз в весело орущей толпе, был риск распрощаться с варежками, и вообще, совершенно случайно получить фингал под глаз.

Когда мы встречали новый год в Зимнем городке, проехаться по мега-горке рискнул папа. Прибыл он целым и невредимым, но, как тоже не сразу выяснилось, в другой шапке. Весьма не дешевой. Он подождал немного, поискал в толпе празднующих владельца-потеряшку. Но тот, видимо, перемен не заметил и ушел. Впрочем, новая шапка папу вполне устроила, а мы ее посчитали своеобразным новогодним сюрпризом.

Аэлита и кактусы

В записной книжке читаем: 26 декабря – чай по 1,52,молоко, яйца. Бусы за 5рублей, сумка за 8,90. 27 декабря 1988 года: платье Даше (2,5 года) – 11 рублей. Наряды, взрослые и детские – отдельная тема. Выбора в магазинах не было, шили в ателье и сами по журналам мод – ленинградским, эстонским, польским. Были выкройки в «Работнице», «Крестьянке» и других дамских журналах тех лет. Остро модными были ткани с блескучим люрексом.

Декабрь 1988 года.

А с домашним пошивом случались и потешные казусы. Как-то на школьный бал в 9 классе моя старшая сестра Света самостоятельно сшила «костюм Аэлиты» по выкройке из журнала – брюки-бананы, асимметричная юбка, пиджак с многочисленными клапанами на карманах, заклепками и другими занимательными деталями. Купила серую бязь, другой ткани не было – хороший материал тогда попадался редко, но его быстро разбирали. В космических бананах и куртке Света пошла на бал. А там ее встретил «брат по разуму»: в таком же костюме, но из коричневой плащевки, оказался ее одноклассник. Ему модную обновку сшила мама.

В моду вошли пластмассовые и металлические клипсы, но и традиционные серьги тоже котировались. Запись в маминой записной книжке – «папа обещал 100 рублей на серьги». Папа обещал – папа сделал. Купил прехорошенькие золотые серьги с рубином, за 102 рубля.

Вот и еще о крупных покупках. Запись в книжке: «телевизор черно-белый — 90 рублей». А цветной телевизор мы купили по случаю. Собирались в отпуск, и папа взял с собой аккредитив – по этой бумаге можно было в любом городе СССР получить деньги в сберкассе. Но когда мы приехали отдыхать, оказалось, что папа взял с собой не тот костюм! Когда вернулись, на эти деньги – 500 рублей (правда, с доплатой) купили большой цветной телевизор.

Подарки мне с сестрами родители на Новый год дарили со смыслом и без – игрушки, заколки, наряды, и конечно – все для наших увлечений. Полное художественное оснащения для меня, младшая сестренка по возрасту удовлетворялась игрушками. А старшая сестра Света имела необычное хобби – выращивала кактусы. И даже, несмотря на юный возраст, была активным членом павлодарского клуба любителей кактусов «Колючее чудо». Удовольствие было недешевым. Семена сестра выписывала из Риги – по 10 рублей, и сеяла не меньше 26 видов растений с иголочками. Судя по записям в маминой книжке, в 1987 года за специальную посуду для рассады заплатили 9 рублей 20 копеек! А в 1985 году в абхазском городе Гудаута родители купили  10 маленьких экзотических кактусят за 30 рублей!

Волшебные каникулы

На страницах маминой записной книжки рядом со строчками аккуратным почерком появились детские каракули. Младшая сестренка вечерами «помогает» маме вести отчет по покупкам. Читаем дальше: 30 декабря — торт, цветы, мука, грейпфруты. 1 января – покупок нет. 2 января – молоко, хлеб. Для взрослых Новый год – это несколько дней отдыха с семьей. А для детей просто разгар веселья: можно было позже лечь спать в новогоднюю ночь. А потом — каникулы!

В эти дни были и школьные елки, и утренники в домах культуры, на которые давали билеты от профсоюзов. Да, кстати, тогда дети еще верили, или, по крайней мере, допускали существование Деда Мороза и Снегурочки даже в возрасте 12 лет. И охотно примеряли карнавальные костюмы. Например, корону из фольги и королевские наряды из тюля и вельвета.

А потом можно было кататься с родителями на лыжах, на коньках, санках, гулять в Зимнем городке. А если мороз не пускал на улицу – то просто читать книжки, слушать музыку, рисовать, смотреть диафильмы или телевизор. Мультики, музыкальные программы и спортивные эстафеты вроде германской передачи «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

В 1988 году по ТВ показывали первый зарубежный сериал «Рабыня Изаура». Из отечественных сериалов стоит вспомнить премьеру 1 января 1988 года — «Гардемарины, вперед!». Фильмы тех лет уже символизировали переход к новому мышлению – «Визит к Минотавру», «Государственная граница», «Игла», «Асса». Новогодним хитом был «Сказ про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Но это для взрослых. А детским чудом были чехословацкие «Осьминожки со второго этажа». Было очень весело: пластилиновые живые осьминожки – это «хоботнички», и еще фильм как нельзя лучше передавал атмосферу чудес.

Но главным чудом у нас в доме был все-таки не телевизор, как говорил кот Матроскин, а  елка. Ставили настоящую сосну, судя по записям, за 1 рубль 80 копеек. Отдельное торжество – это время, когда елку наряжают. Елочные игрушки были старинные. И каждый год докупали новые, привозили из Москвы какие-нибудь редкие и интересные.

Аура реальности волшебства, которое становится возможным раз в году, в новогодние праздники была повсюду. Это был какой-то портал в чудесный мир. У домашней елки можно было угадывать, где спрятались сказочные герои, и яркие разноцветные шары, играть в «съедобное-несъедобное» — были игрушки и в виде ягод, фруктов и овощей. Папа вручную настраивал режим мигающих электрических гирлянд – это было настоящее волшебство! А подарки под елкой оставлял, без сомнения, Дед Мороз. Жаль, что увидеть его не удавалось, все время что-то мешало.

Такие детские впечатления закрепляются и остаются на всю жизнь. Из них потом вырастают и чувство прекрасного, и умение ценить и самому творить добро, и вера в чудеса. Сейчас я с удовольствием создаю этот волшебную сказку для сына. И, конечно, немного для себя – без этой уютной магии уже не представляю себе нашу жизнь. Только теперь волшебство делаю я сама.

Ирина КОВАЛЁВА, фото из архива автора, НЖ№51, 25.12.14