Пятница, 29 марта
Меню

Проблемы заказывали?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2490
Проблемы заказывали?

Заседание комиссии городского маслихата по решению проблем перевозок инвалидов получилось странным и скандальным – с руганью и проклятиями, оскорблениями, обвинениями и слезами. Думаю, что формат встречи на Кривенко, 25 предполагал всестороннее изучение проблемы. Однако полноценно собрать информацию не получилось. По существу вопроса было сказано крайне мало. Конструктивных предложений тоже – раз-два и обчелся. В основном, собравшиеся просто дали волю эмоциям. С другой стороны, можно понять – у людей накипело: за права инвалидов у нас бьются сами инвалиды. Как могут.

Депутаты и чиновники решили встретиться с инвалидами после череды споров и мониторингов. Вот уже два месяца группа павлодарских инвалидов-колясочников недовольна качеством услуг инватакси. Услуга эта для них бесплатная, оплачивается из бюджета. В апреле тендер по перевозке инвалидов автомобильным транспортом с госзаказом на сумму почти в 28 миллионов тенге выиграла иногородняя фирма, корпоративный фонд «Ерекше тандау Павлодар» ОО «ОНИ» (общество неунывающих инвалидов). Это пять машин со спецподъемниками и три легковых авто. До нынешнего года около 20 лет павлодарских инвалидов обслуживали местные компании. То, как возят новые перевозчики, понравилось не всем инвалидам.

– Выиграла тендер не та организация, которая была раньше, – выступила с докладом замначальника отдела занятости и соцпрограмм города Павлодара Рымкеш Сагинова. – Были поначалу опоздания, замечания. По обращениям провели мониторинги 13 и 14 мая с представителями отдела соцзащиты, партии «Нур Отан», общественниками, инвалидами. При опросе 41 инвалида услуга устраивала, 37 не устраивала. Претензии – отсутствие машины, снятие заказов, опоздания, приезд легковой машины вместо автомобиля с подъемником. Было направлено уведомление отделом занятости и соцпрограмм поставщику услуг об устранении замечаний. Также мы отметили, что в случае непринятия мер отдел занятости обратится в суд с иском о расторжении договора. 20–21 мая был проведен еще один мониторинг с участием представителя акима по делам инвалидов. Претензии – отказ в услуге, опоздание, отсутствие поручней.

Тогда же в отдел занятости обратились с жалобой инвалиды. По итогам встречи было предложено вести книгу жалоб и предложений в каждой машине и срочно установить поручни. В фонд опять направили уведомление. Сейчас поручни есть на двух машинах. Книги жалоб и предложений – во всех машинах.

– На время снятия копий книги изымались из машин, – продолжила Сагинова. – Сейчас они все на месте. В начале июня была создана комиссия, опять же в составе чиновников из отдела координации занятости, депутатов, нуротановцев, советника акима по делам инвалидов города и области. Услуга поставщика соответствует договору, большинство довольно перевозками. А 18 июня группа инвалидов обратились в прокуратуру города с жалобой на некачественное обслуживание инватакси. Опять был проведен мониторинг. В настоящий момент рассматривается иск Юрченко и других инвалидов в отношении отдела занятости и соцпрограмм, корпоративного фонда «Ерекше тандау Павлодар» о признании предоставляемой услуги некачественной, возмещении морального ущерба инвалидам в размере 50 тысяч тенге.

И началось! Эмоциональные и отнюдь не всегда корректные выступления с мест то и дело прерывались просьбами: «Уважаемые приглашенные, прекратите!», «Женщины, не кричите!», «По существу!» Возможно, в десятый раз объяснять, что и почему нравится или не нравится в услуге, сложно. Но регламент и правила приличия собраний никто не отменял. Впрочем, мнения собравшихся об услугах были совершенно разными. И о нынешних перевозчиках, и о предыдущих. В основном, говорили почему-то о Елене Юрченко – одной из несогласной группы инвалидов, кому они делегировали свои полномочия, поскольку она знает все правила и нормативы.

– В каждой машине есть книга жалоб и предложений – вот вам и ответ, – поделился догадкой мужчина из зала. – Одни и те же жалуются.

Павлодарка М.Рахимжанова рассказала о маме-инвалиде, труженице тыла. Она заявила, что с уважением относится к общественной деятельности инвалидов, но все же ей есть что сказать о предыдущем перевозчике: «Я слышала от диспетчеров, если заказывала такси на 11.00 – «Приедет до 13.00». И мама два часа в поликлинике ждет. Потом вообще не стали нас возить. Что касается нынешней ситуации, все-таки есть конкуренция, должен быть объективный подход. Еще хочу сказать: 250 инвалидов и сумма, выделенная на такси, 27–28 миллионов – это очень мало».

А Людмила Подлесная пришла на заседание с сыном – инвалидом детства 1 группы. Ее заявление и вовсе вызвало шок у собравшихся:

– В позапрошлом году, когда перевозки начинались, вообще машины арендовали, – сообщила Людмила Николаевна. – И лыжи ставили, чтоб коляску завозить! В этом году новые машины – почему жалобы, не понимаю!

На резонный вопрос депутатов Р.Сагинова из отдела координации занятости и соцпрограмм привела данные анализа статистики перевозок за июнь, сделанных организацией «Ерекше тандау Павлодар» в 2015 году, и ОО «Сострадание» – услугодателем прошлого года. На 800 оказалось больше в нынешнем году. В июне 2014-го у фирмы было столько же машин – правда, арендованных и переоборудованных «Газелей». Также возили людей на работу, учебу, лечение.

Слово предоставили помощнику руководителя фонда «Ерекше тандау Павлодар», дефектологу Ляззат Макпыровой. Она рассказала, что к тендеру они готовились серьезно. А руководит фондом Куат Омаров, закончивший философский факультет КазГУ и Академию управления, будучи незрячим. Макпарова также сообщила, что в штате высококлассные водители, а диспетчеры в службе инватакси – с высшим образованием: экономист, педагог, психолог. Сейчас проходит стажировку дефектолог.

– В июне ежедневно заказов было до 170. Всего обслуживается 250 человек, из них в июне – 175, они совершили 3787 поездок. В основном инвалиды ездят на лечение, утром в центр, вечером или в обед – обратно. От недовольных мы постоянно слышим жалобы, что не имеем права отказать и обязаны принимать заявки неограниченное количество раз в день. Потому что нет такого предписания ни в одном постановлении. Действительно, такого нет, но нет и постановления, что мы одного человека должны возить по 10 раз в день, а других – нет.

В диспетчерской службе перевозчика подтвердили, что несогласные инвалиды, тем не менее, активно пользуются услугой инватакси. Та же Юрченко – аж 83 раза за месяц. Также перевозчики утверждают, что идут постоянные жалобы руководителю отдела занятости и соцпрограмм г. Павлодара и в другие инстанции, и начальство якобы просит в ущерб другим взять заказ и отвезти несогласного. Неужели у них особенный статус?

– Вы нас прессуете этими постоянными мониторингами. Никому мы отказа не даем, если время у нас не занято, – с усталостью в голосе заявила Макпарова. А депутаты высказали предположение, что есть конкретная жалоба людей, которые в прошлом делали перевозки, а в этом году не делают.

– Мы же не меня здесь собрались обсуждать, будто бы я «трясусь» за свой бизнес – добилась слова Елена Юрченко, руководитель ОО «Сострадание». – С оказания этой услуги у нас не было прибыли. А сейчас мы (ОО «Сострадание») занимаемся проектами, которые приносят прибыль. Я не дерусь за тендер, не надо придумывать. Существует техническая спецификация, в которой конкретно написано: обязательное условие – машины должны быть оборудованы подъемными устройствами, должны быть поручни и фиксирующие устройства, в том числе на подъемном устройстве. На суде я показывала все эти стандарты. Машины изготавливали в Германии, как они могли быть без поручня? Там крепления даже есть. Я настаиваю – верните поручни на место.

Чиновники на комиссии сообщили, что по запросу прокуратуры дорожные полицейские дали ответ: машины соответствуют ГОСТам, стандартам – есть заключение. А депутаты заявили, кто бы ни выиграл тендер, он должен исполнять нормативы. И на сегодняшний день компания-перевозчик исполняет правила согласно документам отдела занятости и соцпрограмм.

Секретарь маслихата Михаил Желнов, поняв, что дальше у обсуждения есть шансы перерасти в склоку, резюмировал: «Давайте вместе с отделом соцзащиты сделаем анализ всех жалоб всех журналов из машин. Ведется запись заказов, надо выяснить, кто грубит: диспетчеры или инвалиды. Если мы сейчас действие тендера прекращаем, теряете вы все. Лучше сегодня пройтись по каждому конкретному случаю. Посмотрим, от кого поступают жалобы, и с ними поработаем. Не нужно создавать им льготные условия, вроде машины с утра до вечера, а надо выяснить, чем они недовольны. Если будем препираться, не решим проблему никогда. Мы хотим получить объективную причину. Все претензии на комиссии спокойно рассмотрим. Если есть недочеты – надо исправить».

Депутат Гульнара Кайдарова, время от времени направлявшая ход заседания и напоминавшая, что сегодня обсуждается организация, которая предоставляет услуги в нынешнем году, внесла предложение. Оснастить машины GPS-устройствами, чтобы видеть, где находятся автомобили на маршруте, и записать это новшество в спецификацию. «Любая фирма, которая выиграет в дальнейшем тендер, должна контролировать транспорт», – пояснила Кайдарова.

Это предложение встретили без энтузиазма в рядах инвалидов – мол, зачем удорожать услугу. Но еще больший резонанс вызвало высказывание депутата Аршабекова.

– Мы приглашаем на комиссию инвалидов, прессу, – заявил он. – Приходите, вместе будем обсуждать. Зачем ссориться, непонятно. Соберем все журналы из машин, проверим. Расчеты же есть какие-то: бензин, деньги, все это тоже надо считать. Еще давайте определимся, сколько у нас инвалидов и кто сколько ездит. Может, должна быть квота какая-нибудь? Ведь необходимо всем создать равные условия.

После заявления о предполагаемом ограничении поездок не выдержала Елена Юрченко. Женщина в слезах была вынуждена покинуть кабинет, чтобы успокоиться. Подвел итог встречи председатель Павлодарского областного общества инвалидов Георгий Четвериков. Его объяснения были доходчивыми и резонными.

– Мы ведь эту служба начинали, 18 лет работали, – говорит Георгий Михайлович. – В свое время проиграли из-за того, что техническая спецификация была составлена очень плохо. Работать с 6 утра до 22.00 было невозможно, поэтому мы отказались, ушли с рынка. Лена (Юрченко – авт.) работала потом, сейчас работают другие. Один хозяйствующий субъект выиграл, другой проиграл – это каждый день происходит. Один говорит – плохо, другой – хорошо. Инвалиды обращаются в маслихат, акимат – защитите наши права. Но нарушены они здесь? Давайте разберемся. Хоть одна организация отказала в исках? Нет, все рычаги работают, здесь закон не нарушен. К тому же стоит учитывать: если сейчас будет суд три месяца, то финансирование вообще на этот период прекратится. Хочу напомнить, что в Семипалатинске работают всего две машины, в Уральске – три, в Астане – пять. А у нас восемь! К тому же у нас, помимо этого, 79 автобусов с выдвижными аппарелями, семь специальных трамваев. Хочу добавить: в Павлодаре 18 августа начнутся IV Параолимпийские игры Казахстана. Со всей республики спортсмены-инвалиды приедут. Что мы покажем – как ссоримся? Давайте что-то придумаем и проведем эту Олимпиаду достойно.

Провести заседание маслихата с участием инвалидов, журналистов и чиновников депутаты запланировали на этой неделе. Что именно удастся выяснить народным избранникам на этот раз, когда все рассказано и написано в заявлениях неоднократно, непонятно. После заседания я задала Елене Юрченко вопрос: «Если поставщик устранит нарушения, для вас принципиально, чтобы был другой перевозчик?» Елена Валерьяновна предельно ясно обозначила свою позицию:

– Конечно, нет! Мы просто хотим извинений и нормального обслуживания. Поставьте поручни и платформы – два месяца мы об этом говорили и писали, но к нам не прислушиваются. Нам говорят: не положено. Но вот у меня на руках казахстанские стандарты, их было непросто найти, но они есть. И в них все написано: положено.

Пояснила свое видение решения проблемы и мама павлодарского инвалида 1 группы Елена Берет. Ее сын, попав в аварию три года назад, получил черепно-мозговую травму.

– Все встречи с перевозчиками проходили на эмоциях – сразу нашла коса на камень, – рассказывает Елена Александровна. – Я поясню, чем конкретно мы недовольны. Одна машина у перевозчика – очень низкая. Когда заезжает инвалид обычного роста, то малейшая кочка на дороге чревата новой травмой головы для него. Остальные машины нормальные. Еще проблема: у нас в обществе есть девочка со сложным случаем ДЦП. Было так: когда вызывают машину с подъемником, чтобы везти ее на коляске, а приходит другая, ее вытаскивают из коляски и волоком тащат в легковую! Разве это выход из положения? Ей вывернули колено. Она сейчас лечится. По стандартам не должны вообще легковые машины ходить. Все автомобили должны быть оснащены подъемниками, а подъемники – поручнями и ремнями: поручни, чтоб держаться, ремни фиксируют коляску и инвалида. Об этом мы сообщали перевозчику много раз устно и письменно на всех встречах.

– То есть вам неважно, кто будет предоставлять услугу?

– Абсолютно! Мне просто нужна качественная услуга. Со мной должны разговаривать нормально и принимать заявку. На деле пока получается иначе. Мы с сыном-инвалидом ездим за город на иглотерапию. Благодаря этим иголкам восстановился глотательный рефлекс, это жизненно важно – иначе его просто невозможно кормить. Прерывать лечение нельзя. Делаю заявку 4 июня, на следующий день к назначенному времени выходим из дома – 15 минут, 20, 40, машины нет. Звоню – говорят, сейчас выясним, перезвоним. Час прошел, звоню сама – мне отвечают: а у вас заявки нет, мы вас сняли и за город не будем ездить. Через пару дней встреча с перевозчиком, я задаю вопрос: почему так вышло? Мне отвечают – а мы вас вообще не будем возить, потому что вы жалуетесь!

– А если перевозчик исправится?

– Без проблем, пусть возит дальше. Мне все равно, кто – нынешний перевозчик или Вася Пупкин. Лишь бы наших детей не роняли, не калечили, приезжали бы за ними вовремя. Я в числе других несогласных обращалась в прокуратуру, я везде обращалась. И обязательно приду на встречу с депутатами, потому что для меня очень важно – решить эту проблему. Вон, говорят, что были жалобы на предыдущего перевозчика. Так сразу и надо жаловаться. Если инвалида обижают, он кричит! Для него возможность передвигаться – целая жизнь. Если на сегодняшний день мой сын не понимает и не помнит, куда его возили, что с ним делали, то для других это крайне важно.

После я спустилась вместе с инвалидами к крыльцу и поинтересовалась, что же там с инватакси. Была одна легковая иномарка и два микроавтобуса. На одном подъемнике поручней не было, на другом были. Беседуя с инвалидами из согласной и несогласной группы, я выявила некоторые моменты, которые одинаково живо отражаются на всех, несмотря на рознь в рядах. Во-первых, все согласны: неважно, кто предоставляет услугу, она должны быть качественной.

Во-вторых, все отметили проблемы тендеров и конкурсов. Да, конкуренция, да, много фирм, которые могут предложить цены ниже. Но всегда ли низкая цена равна приемлемому качеству услуги? Этот казус, кстати, отмечают не только инвалиды, но и работники любых отраслей, с кем я беседовала. Иногородние фирмы выигрывают конкурс, хотя есть свой поставщик услуг – и бюджетные деньги могли бы, по сути, остаться в регионе.

К тому же, по моему личному наблюдению, процесс интеграции инвалидов у нас оказался затянувшимся и болезненным. Защита своих прав у людей с ограниченными возможностями пока так и происходит – в постепенном и мучительном снятии ограничений с этих возможностей. Представьте, если разделить на 30 дней 83 поездки за месяц инвалида Елены Юрченко, получится 2,7 раза. То есть, условно говоря, в пару мест за день, а на следующий – сидеть дома. Или туда и обратно каждый день. Для здорового человека – норма. Для инвалида – чуть больше: возможность быть нужным, активным, живым.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. НЖ№28, 16.07.15