Пятница, 29 марта
Меню

Партизанская баллада

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1584
Партизанская баллада

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Музее воинской славы много встреч. Их организуют совместно с учебными заведениями и общественными объединениями. Одну из таких музейных встреч решено было устроить в школе № 24 города Павлодара. Почему именно там? Об этом – в нашем материале.

Боец Майя
Акцию посвятят одному из экспонатов стенда об участии павлодарцев в партизанском движении. На фотографии папа, мама и маленькая девочка. Малышка родилась на белорусской земле. Героине фотоснимка  уже много лет. О чем рассказывает кадр военного времени?
– Когда немецко-фашистские захватчики наступали на белорусскую землю, у них была установка: 75 процентов жителей надо было убить, расстрелять, уничтожить, – рассказывает специалист Музея воинской славы Рустембек Калымкулов. – Они заходили в селения, собирали в деревне жителей в сараи и заживо сжигали. В Белоруссии есть известные памятники тем трагических событиям, такие как Хатынь. Жители деревень убегали в леса, создавали партизанские отряды. Лейтенант, командир взвода партизанского отряда Жилбек Агадилов с начала Великой Отечественной войны исполнял свои воинские обязанности и оказался в тех краях. Он попал в партизаны и был известен не только среди казахстанцев. На фото он со своей женой и дочерью Майей, родившейся осенью 1941 года в отряде.
Это история партизанской семьи павлодарцев Жилбека, Жамал и Майи Агадиловых. По сведениям историков, в 65 партизанских белорусских бригадах участвовало полторы тысячи казахстанцев. Среди них наши земляки. Агадилов призвался в армию 1935 году, после учился в военном училище в Армавире. В Павлодаре на побывке познакомился с Жамал. Отслужил в финскую кампанию 1939 года. И после отпуска с женой в 1941 году направился к месту продолжения службы – на западную границу.
Началась война. В газетной публикации «Партизанская дочка» белорусской прессы 70-х годов (автор – научный сотрудник краеведческого музея Р. Минкина) рассказывается о том, как лейтенант Жилбек Агадилов попал в окружение. Как Жамал, уже ждавшая ребенка жена молодого командира взвода, отправилась в эвакуацию и чудом спаслась из разбомбленного фашистами эшелона. О ее встрече с мужем и участии на равных в партизанском движении. О рождении дочери, названной всем отрядом Майей. Снимок семьи партизан Агадиловых хранится не только в Павлодарском музее воинской славы, но и в экспозиции отдела «Смоленщина в Великой Отечественной войне» местного областного краеведческого музея.
Историки рассказывают: когда наши войска в первые дни войны терпели поражение, Агадилов с товарищами попал в окружение, избежал плена и вышел на оккупированной врагом территории. Вступил в партизаны. Командовал 2-й ротой первого батальона 2-й Клетнянской партизанской бригады. Подрывали вражеские эшелоны, уничтожали расчеты противника. Не оставлял надежды встретить Жамал и нашел ее в лесу Брянской области.
Участвовал в Пригорьевской операции 1942 года. Семья партизанила до 1944 года на территории Брянской и Смоленской областей. В бою под Витебском Агадилов был тяжело ранен, направлен в Ташкентский госпиталь. Только тогда удалось переправить жену и дочь в Баянаул. После выписки воевал в части дальше. И в победный 1945 год освобождал Молдавию, Румынию и Чехословакию. После войны командир роты 2-й Клетнянской партизанской бригады Жилбек Агадилов, известный у партизан и местных жителей как Жорж, вспоминал, что в его бригаде было 19 казахов.
В сборнике рассказов «Партизаны-казахстанцы» Жаппара Омирбекова дано слово самим Жилбеку и Жамал Агадиловым. «Партизанская семья» (в переводе М. Тиморшина) – их история. В ней рассказывается не только о военных операциях, зверствах фашистов, силе и выдержке народа в борьбе против захватчиков. Они о разлуке, любви, дружбе.

«Трудно передать словами эти два зимних месяца. Тяжело пришлось партизанам. Вели бои с карательными отрядами. Приходилось то наступать, то отступать. Тяжело было добывать продукты питания, рыть землянки. Обувь быстро приходила в негодность в сыром, холодном лесу, кое-кто ходил в лаптях, сплетенных из коры деревьев. Немало было и обморожений. Жилбек помнит, как он, сунув ноги в огонь, лишился лаптей и, пока нашлись другие, обморозил ноги».
«Партизанское движение принимало все более широкий размах. Фашисты в страхе перед народными мстителями снаряжали все новые и новые карательные отряды, изощрялись в методах убийств и пыток. В партизанские отряды засылались фашистские лазутчики под видом «добровольцев», по пятам каждого подозреваемого жителя деревень ходили шпионы. Но партизаны были неуловимы, часто меняли места стоянок, открыто вступали в бой или же без единого выстрела уходили в другие леса…»
В рассказе Жамал Агадилова говорит: поезд с женщинами и детьми обстреливали и бомбили. Уцелевшие искали убежище. «Кругом фашисты. Мы решили добираться до нашей армии… По пути попадались группы солдат и офицеров, отставших от своих подразделений. Мы с ними вместе решили искать партизан. Я осталась в селе у одной женщины. Вскоре фашисты учинили дикую расправу над мирным населением, якобы за помощь партизанам. Расстреляли 25 юношей, в том числе сына женщины, приютившей меня, сожгли много домов… Многие люди отдали жизнь за меня и мою Майю. В Будвенце мы встретились с Жилбеком. Партизаны не могли подойти к селу, где я жила. Мне с малым ребенком было трудно. Положение стало отчаянным».
Жамал с дочкой пряталась и перебиралась из деревни в деревню, а села сжигали фашисты. Население уходило в леса. Жили в землянках. Регулярно были гитлеровские налеты. В это время сердце матери почти останавливалось. «Мороз сковывал ноги, уже плохо ощущаем голод. А что уж говорить о ребенке! Он до того замерз, что не мог сосать грудь! Как больно думать о том, что вот так, у тебя на руках, угаснет жизнь этого маленького существа! Сама плачу, а слез нет… Лежу и дрожу от страха, вдруг Майка захнычет, тогда пропали мы. От этой мысли мне стало дурно. Но именно в тяжелые минуты моя дочурка не выдавала меня ничем».

Вскоре девочка подросла и вместе с родителями переносила все тяготы партизанской жизни в отряде. Первое слово начавшей лепетать крохи – «самолет». А в октябре 1943 бригада соединилась с частями нашей армии. Тогда-то отряд сфотографировали, рядом с Жилбеком и Жамал – Майя. Генерал потом приказал сшить для девочки военную форму. И кроха тоже стала партизанским бойцом.
Жилбек Агадилов награжден дважды орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью «Партизану Отечественной войны II степени» (1943 года). Также медаль вручена Жамал. После войны он работал в финорганах Павлодарской области. Его жена  – на швейной фабрике 8 Марта. Дочь Майя преподавала математику в школе № 24.
В Павлодаре есть мемориальная доска, установленная в 2003 году в память о партизанской семье Агадиловых на доме по улице Генерала Дюсенова, 171. Историки утверждают, что единственная семейная. К слову, их история описана в книге воевавшего вместе с ними Адия Шарипова «Дочь партизана». По мотивам повести в 1972 году снят фильм «Лесная баллада».

Уроки памяти
Запланированная встреча в 24-й школе – еще и повод рассказать о школьном музее. Специалисты Музея воинской славы курируют такие кабинеты и памятные уголки, помогают в организации исследовательской работы педагогам и школьникам. Под шефством профессиональных музейщиков недавно в музее школы № 22 имени Бауыржана Момышулы, например, провели большое памятное мероприятие в день вывода советских войск из Афганистана. Сотрудники музея выезжают с лекциями и с экскурсиями. Привозят экспонаты, рассказывают о них школьникам городов и районов.
– Этот год – особенный: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, – говорит специалист музея воинской славы Рустембек Калымкулов. – Еще в декабре 2019 года мы начали подготовку празднования. К нам приезжал вице-посол Российской Федерации с важной миссией. В Москве возводится масштабный памятник к юбилею Победы. Во время войны в разные республики были переведены эвакуационные госпитали. Из Сталинграда два эвакогоспиталя были размещены у нас в Павлодаре. Один из них в школе № 8 Павлодара, второй в Щербактинском районе. Сюда привозили для лечения солдат. Некоторые от полученных ранений умирали. Их хоронили на Пахомовском кладбище. Наша задача – взять землю с мест их захоронения и передать капсулы для торжественного захоронения в мемориал Победы в Москве. Такая акция идет по всем областям Казахстана. Но начало было положено у нас.
В юбилейном плане мероприятий важную роль отводят воспитательной работе. Это тематические 75 уроков для школьников, предстоит и посадка 75 деревьев. По всем районам через областное управление культуры подготовлены письма – привести в порядок памятники, находящиеся на закрепленных территориях. Музейщики уже получили ответ от ведомства культуры региона о запланированных акциях и встречах. Активно участвуют в подготовке к празднику молодежные движения. С потеплением все памятники приведут в порядок.
– Недавно руководитель музея Рустам Тыштыков выезжал в Железинский район с экспонатами и лекциями. Сейчас приглашают с выездной экскурсией в Павлодарский район. Я 9 мая поеду в Актогайский район, – делится планами Калымкулов. – Там к празднику возводят памятник Серикбаю Муткенову, который родился на этой земле. Моя задача – подготовить грамоты, подписанные министром обороны РК, благодарственные письма людям, которые сообща – за бюджетные средства и с привлечением спонсорских средств – возводят важный для нашей земли монумент. Конечно же, поеду с экспонатами нашего музея, проведу экскурсию, а также прочитаю доклад. Планируется целое шествие, собрание в актовом зале. Еду не один – со мной будут ветераны. В таком формате мы проведем празднование 75-летия Победы.

Встреч в нынешнем году будет много, говорят сотрудники музея. Появляется новая информация. «У нас 46 тысяч солдат ушли на фронт. Недавно российская поисковая общественная организация из Пскова вывела новые архивные данные. По этим сведениям дополнительно еще стали известны имена 6 тысяч солдат. И на сегодняшний день благодаря архивистам Павлодарской области выявлена 51 тысяча имен солдат, ушедших на фронт по нашей области. Мы знаем, что десятки тысяч погибли, скончались от ран в госпиталях, пропали без вести», – поясняет Рустембек Калымкулов.  
В регионе активную работу ведут поисковые общественных организации – «Панфиловшылар» и «Майдан жолы». Провожают на Вахты памяти бойцов из Музея воинской славы. А когда отряды возвращаются, в музее проводятся отчетные встречи. Собранные на полях сражений материалы изучаются и занимают места на стендах. Причем артефакты пополняют коллекции и курируемых музеем школьных коллекций и выставок.
– Инициатива поисковиков идет от людей. Отряд «Майдан жолы», например, создан на базе предприятия компании ERG, это рабочий класс. И финансируется организацией. К общественникам на Вахтах памяти могут примкнуть работники музеев, школ, студенты и учащиеся. Таких заинтересованных людей много. Состав отрядов постоянно пополняется. Работа идет. Мы со своей стороны всегда поддерживаем бойцов отрядов. Популяризируем и пропагандируем их общественный труд. Кроме этого, к нам обращаются в частном порядке очень много людей за помощью в поиске пропавших родственников-воинов. Мы сотрудничаем с «Майдан жолы», у них есть прямые наработанные контакты для запросов в архивах и общественных организациях других стран, отрабатываем запросы по именам солдат Великой Отечественной войны, по поиску родных. Активно помогает пресса. Все вместе мы ведем воспитательную патриотическую работу, – считает Рустембек Калымкулов.
Музей составлен по тематике – на нашем местном материале. Здесь все, что касается земляков по Павлодарской области. В первую очередь представлены Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, раскрываются темы Ленинградской блокады, Брестской крепости, партизанского движения, переломный момент Курской дуги и т. д.

В школе № 22 музей открыли не только потому, что она носит имя Момышулы. Когда-то в том районе строили дома для ветеранов, для воинов-афганцев. Здесь уже на семейном уровне воспитано отношение к памяти о военных событиях. Учащиеся сами собирали много тематической информации и создали музей. К слову, когда в школах проводятся мероприятия Музея воинской славы, к участию приглашаются ветераны, живущие именно на этом участке. Формат таких встреч показывает: связь местного материала работает на отлично. Прослеживать, изыскивать такую информацию для научно-просветительской работы, показывать и распространять ее, особенно среди молодежи, – прямая обязанность музея, считают его сотрудники. Эту работу не видно на музейных стенах. Но призвание краеведов состоит, в первую очередь, именно в таких задачах. «Для этого мы и работаем», – уверены музейщики.
– Чтобы дети могли понять, иметь представление о тяготах войны и ее недопущении, мы прибегаем к наглядности, – говорит Рустембек Калымкулов. – У нас на входе музея стоит орудие. А мы показываем его заряд, в нем более 10–20 кг. Даем мальчишкам-школьникам поднять его. И таких в деревянном ящике было шесть. Солдаты таскали эти снаряды, заряжали пушки. При этом представьте оглушительный звук удара железных деталей. И канонады были постоянными на передовой. Мы говорим: это лишь часть того, что пережили наши предки на войне. Когда мы выступаем в школах, обязательно с нами находится преподаватель начальной военной подготовки. В каждой школе есть образцы для изучения оружия. Тут же мы рассказываем о вооружении  времен войны, а военруки рассказывают, как собирать и разбирать его. Сюда же мы привлекаем ветеранов. Их рассказы особенно ценны. Но, поскольку фронтовики уже в почтенном возрасте, мы также приглашаем на школьные лекции воинов-афганцев. Мы говорим  детям, что когда-то была Великая Отечественная война. Сейчас маленькие дети, к счастью, уже не знают об этом. Говорим о том, что, несмотря на ужас тех времен, наши деды смогли сохранить мир. Показываем молодежи, как наши предки смогли передать нам эту мирную жизнь. И как важно сохранить ее.
О тонкостях труда краеведа и музейного работника, об изданных и еще не написанных книгах, о документах, рассказывающих необыкновенные истории, об уникальных открытиях павлодарской истории 2020 года – читайте в следующем номере.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №10, 12.03.2020