Menu

Единая семья искусства

Единая семья искусства

В Павлодарском областном художественном музее завершает работу выставка «В семье единой» из фондовой коллекции. Экспозиция подготовлена к 25-летию Ассамблеи народа Казахстана и проводится в преддверии Дня благодарности, отмечаемого в республике 1 марта. В музейном зале представлено более 40 живописных и графических произведений художников разных национальностей. А также 140 книг о художниках, отражающих особенности национальных художественных школ.

На картинах – рассказ о жизни каждого народа, живущего в Павлодаре и составляющего часть большой единой семьи Казахстана. Это взгляд издалека, из того времени – второй половины ХХ века. Можно не просто посмотреть на полотна, но и заглянуть в ту жизнь, узнать быт и мечты тех людей. Мы из будущего смотрим на то, что было много лет назад.
Искусствоведы говорят: основной смысл выставки – нас много, и все мы все разные. Роднит нас общая семья, наше единство. В экспозиции «В семье единой» представлены работы художников Казахстана, Татарстана, Грузии, Армении, России, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Кореи и т. д.
– В этом год мы отмечаем 25-летие Ассамблеи народа Казахстана. У нас действуют 24 национальных центра, и музей не может остаться в стороне. Мы подготовили выставку из наших фондов, – говорит искусствовед Ольга Пашко. – Единая семья появилась не сегодня и не вчера. Это большая история существования СССР, который предполагал в каждой из 15 республик свою художественную школу, где есть свои особенности, направления и традиции. Причем, традиции есть и у каждого народа, и у художественной школы развития искусства. Все, что собрано за эти 55 лет в наших фондах, как раз хороший показатель. С одной стороны, искусство линейно в историческом плане. То есть, если мы говорим о 60-х или 70-х годах, то мы эти особенные тенденции видим у всех авторов. Но при этом у каждого – свои нюансы: цветовые, композиционные, даже образные – более декоративные или классические. Разные сюжеты, исполнение и наполнение.


На выставке много портретов – метростроевец, доярка, студент. Это люди, живущие в своем времени. Все эти истории сохранились в музее. Когда-то художники, работающие в своих стилях, направлениях и особенностях национальных художественных школ разных республик, творили, воплощая свои замыслы. А затем картины попали в фонды музея, чтобы предстать, спустя годы, в другом веке, совсем перед другими поколениями.
– Художественные национальные школы различны, – поясняет Пашко. – Например, художников Армении и Грузии сразу можно узнать по цветовым решениям. Но все равно, если посмотреть нынешнюю выставку, – это больше, чем образы. Это рассказ о жизни. Быт, жизненные ситуации, истории о том, к чему стремились люди, что было основным для них. Естественно, очень много внимания уделяется человеческому труду и Человеку в труде. Чем занимаются люди? В картинах как раз это хорошо отражено. Грузинский художник показывает виноделов, корейский художник показывает, как собирают рис. И это все похоже, как в Казахстане или в России идет уборка хлеба, распределение обязанностей в работе.


Художники показывают картины родных мест. Это разный образ жизни, разнообразие архитектурных строений. А еще интерес вызывают звонкие имена – заслуженные, народные художники. Некоторые работы выставляются впервые. Например,  работа Зураба Церетели. Также первый раз перед зрителями предстает картина «Сирень» чувашского народного художника Петра Кипарисова, и карело-финская графика Авдышева. Каждая фондовая выставка – это интриги и новые открытия для зрителей. Богатство сокровищницы художественного музея позволяет каждый раз удивлять публику. «Помогает» этому и отсутствие масштаба музейных площадей. Выставить все самое лучшее либо устроить постоянную экспозицию, как это принято в других музеях, пока просто негде.


Яркая оптимистичная выставка располагает к изучению темы. Необычным и непривычным элементом стали инсталляции. Стопки фолиантов – не только для созвучия и вовлечения. Каждый посетитель может прийти на выставку, сесть, посмотреть и почитать любую книгу. Не просто визуально пройтись по истории, но и погрузиться глубже, осмыслить. Функции образовательные и воспитательные – в музее реализуют полностью. Здесь не просто показывают творческие поиски художников, но и приближают изобразительное искусство к жизни.
– Мы также представляем в этой выставке еще и книжный фонд музея, – рассказывает главный хранитель музея Елена Дубовая. – Библиотека богатейшая, она принимает всех желающих. В этом собрании есть данные практически обо всех художниках. И посидеть в читальном зале музея может каждый. Например, на выставке не представлены в музейной живописи греческий, болгарский, чечено-ингушский центры. Но это как раз повод записаться в спецбиблиотеку музея. Редкие книги по искусству, например, Болгарии, имеются в наших фондах. Есть и уникальные раритеты. Каталоги русского музея, которые подписаны Георгием Бенуа (племянником художника и историка искусства Александра Бенуа), который, приехав из Аргентины, работал здесь архитектором.


Павлодарцам также будет интересно узнать родные места на живописной работе «За день до сноса» 1974 года. Автор Панко Величко изобразил берег Иртыша и старые домишки. На этом месте затем вырастут многоэтажки. Семья Величко в истории Павлодара – имя особое. Павлодарский художник Панко Георгиевич Величко родился в Белоруссии. В Павлодаре его имя значимо для многих, в том числе для белорусского центра Ассамблеи, в котором его очень ценили и ныне чтят его память. К слову, нынешний год – юбилейный со дня рождения художника. В музее говорят, что в планах есть замысел двойной гармоничной выставки – Панко Георгиевича Величко и его дочери, художницы Ольги Панковны Величко, безвременно ушедшей из жизни. Искусствоведы отмечают, что ее творчество близко к отцовскому, оно продолжает его, но уже со своим взглядом.
Специалисты отмечают: для зрителя есть возможность, посмотрев выставку «В семье единой», заглянуть затем в интернет и узнать: а чем сегодня живут художники разных национальных школ? Какие появились новые имена, чем занимаются творческие люди разных стран, бывших республик СССР? Экспозиция показывает, с чего начинался этот рост. Что стало дальше – зритель может поинтересоваться сам.


– Направлений много сегодня, эпоха постмодернизма диктует свои условия, – говорит искусствовед Ольга Пашко. – И часто уводит именно от школы, от базы. Вроде бы дает свободу, но эфемерную. Научиться рисовать за 5 минут, как говорят на разных курсах в интернете, это иллюзия. И как раз на таких выставках эта иллюзорность рассыпается. Мы показываем базовую живопись, которая сохраняется на века. И именно благодаря музеям она может сохраниться. Она не может конкурировать с глянцем. Но это и не ее задача. Это искусство не конкурирует, да и не должно, за то, чтобы захватить внимание в первое мгновение. Но чуть позже, когда человек понимает глубину и истину, тогда оно выигрывает.
Подобные экспозиции перспективны и для этнокультурных объединений области.
Музейщики предоставили центрам областного филиала Ассамблеи народа Казахстана площадку выставки для проведения различных культурных мероприятий. А ценные издания музейной библиотеки помогут узнать больше о культуре и искусстве каждой народности.
Сроки проведения выставок небольшие – объем музейных мероприятий в этом году значителен. Заявок на совместные экспозиции много. Впрочем, обновление экспозиций, говорят специалисты, призвано еще и повысить эффект восприятия, усилить зрительскую эмоциональную отдачу.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №8, 23.02.2020

Наверх
Assembled by Nebel