Вторник, 23 апреля
Меню

Мы медали загребали

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1246
Мы медали загребали

Три бронзовых медали павлодарских гребцов равноценны золотым. Успех наших спортсменов спецалисты из других регионов назвали феноменальным. Самая молодая сборная в республике дала настоящий бой опытным командам. Подобного результата представители академической гребли добились в домашней акватории.

Большой старт Павлодар принимал спустя тридцать лет. Хозяевами последних соревнований, первенства Казахской ССР наш город был в 1988 году. Нынешний, II этап Кубка Казахстана, собрал представителей пяти команд. Комплекты медалей разыграли в дисциплине мелких судов. Хозяева соревнований трижды поднимались на пьедестал. Станислав Дьяченко — бронзовый медалист в одиночном классе. Еще два третьих места заняли наши гребцы в двойке-распашной. Призерами стали Роман Протасов и Антон Дьяченко, Милана Гарифьянова и Анастасия Федченко. Итоги выступления Павлодарской сборной подводит тренер по академической гребле Галина Кобец.
— На реке Усолка мы провели II этап Кубка республики, — рассказывает Галина Ивановна. — Это очень крупные соревнования, приехали все области, которые культивируют этот вид спорта, такие города как Караганда, Уральск, Нур-Султан, Туркестан и Павлодар. Все команды привезли свой инвентарь, свои лодки, что уже говорит о том, что очень серьезно представители этих команд отнеслись к этим соревнованиям. Соревнования нам необходимы как воздух, чтобы больше популяризировать этот вид спорта. Он приоритетный, я считаю. Очень много детей у нас сейчас занимаются, еще больше придет после того, когда вживую увидят эти соревнования.
— Наша команда самая молодая?
— Конечно, этап Кубка Казахстана — соревнования для взрослых, прежде всего, для спортсменов старшей группы. Тем не менее, у нас есть группа участников, в которой выступают спортсмены 2001 года рождения и моложе. Так называемый молодежный состав. Наша команда даже и в этой молодежной группе самая молодая, самая юная, потому что наши дети 2004-2006 годов рождения. И, тем не менее, мы далеко не последние. Хочется надеяться, но это уже видно по тому, как наши дети стараются на воде, работают.

— Галина Ивановна, вы отметили, что Кубок Казахстана — соревнования для спортсменов взрослой группы, значит, приехали все сильнейшие гребцы, или лидеры по каким-либо причинам пропускают этот старт?
— Не все, конечно, ведущие спортсмены приехали сюда. У каждого свой план подготовки, кроме того, чемпионат мира прошел, многие из них там выступали, и, естественно, им нужен отдых, так как сезон был очень напряженный. Но, тем не менее, взрослая команда, мастера спорта приехали к нам.
— Кто лидеры, на кого стоит обратить внимание?
— Естественно, это Карагандинская область. Однозначно, это самая опытная команда, самые опытные тренеры там работают, поэтому пока мы все равняемся на Караганду.
— Что говорят спортсмены, наставники, как им наша акватория, как им наши условия, ведь в Павлодаре долгие годы соревнования по академической гребле не проводили, и, скорее всего, многие к нам приехали впервые. Насколько приемлемые у нас условия для развития этого вида спорта?
— Условия приемлемые в том плане, что у нас удачная роза ветров, у нас не бывает такой сильной волны, как, допустим, на открытых водоемах в Караганде или Туркестане. Но, тем не менее, наш водоем не позволяет проводить соревнования с общего старта. Мы можем провести только старт с гандикапом, когда лодки со спортсменами уходят на старт друг за другом через определенный интервал времени. Естественно, всем очень нравится сама акватория — природа, воздух, что тренировочная база в черте города. Разумеется, все сходятся в мыслях, и государственный тренер и старшие тренеры всех областей, что здесь необходим канал. Причем, он необходим не только нам, а всей республике, потому что лучшего места для канала просто в республике нет. Здесь практически все условия, чтобы воспитывать чемпионов, сделать, вернее, доделать осталось совсем немного.
— Прошли первые заезды, и наши девочки довольно неплохо смотрелись на фоне очень сильных соперниц. Как их тренер, как оцениваете выступление?
— Да, прошел заезд среди младших девочек, и я уже довольна тем, что дети садятся и работают, поскольку мы работаем в данный момент в крупных лодках. И пересесть из крупных лодок в мелкие, это, знаете, нужно еще иметь мужество и смелость. Поэтому это уже большой плюс, и мне это очень нравится. Все остальное, как говорится, в рабочем порядке будем обговаривать: что получилось, что не получилось.
— Галина Ивановна, что касается детей, занимающихся у вас в отделении академическая гребля, вы отметили, что с набором в группу проблем нет, детей много и идут с большой охотой, верно?

— Вы знаете, мы ведь немного опасались, когда два года назад снова открывали отделение академической гребли. Этот олимпийский вид спорта было решено возродить спустя  20 лет. В Советском Союзе команда Казахской ССР, в  состав которой всегда входили павлодарцы, играла не последнюю роль в формировании сборной СССР. Первый набор сделали в 1968 году, тренировки гребцы проводили на базе отделения лыжных гонок. Таким образом, летом, а тренировал спортсменов  Валерий Савельев, повышали физподготовку. Они плавали на ялах и байдарках. А уже в 70-м павлодарцы впервые приняли участие в республиканских соревнованиях в Темиртау. В дальнейшем наши гребцы становились победителями и призерами Всесоюзной Спартакиады школьников, Кубков и первенств СССР, Спартакиады народов СССР. А в 1989-м экипаж двойки в составе Натальи Барановой иТатьяны Котляровой стали бронзовыми призерами юношеского чемпионата мира. На тот момент академической греблей занимались 120 детей, с ними работали четыре тренера. И закрыть этот вид спорта было просто, я считаю, преступлением. Нам было не понятно. Причина, как нам объяснили потом, в отсутствии финансирования. 1998 год, очень трудно было всем видам спорта, но никого не закрыли, а закрыли только академическую греблю.
— Сколько сейчас в отделении академической гребли занимается детей и сколько работает тренеров?
— У нас сейчас 70 воспитанников, с которыми работают пять тренеров, это Ольга Викторовна Афанасьева, старший тренер, я, Наталья Васильевна Воробьева, Станислав Алексеевич Дьяченко, мастер спорта РК, он у нас, можно сказать, играющий тренер, и Андрей Геннадьевич Афанасьев.
— Что касается инвентаря, бросилось немного в глаза, что наши спортсмены выступали на более массивных лодках, чем соперники?
— Да, тягаться с теми же карагандинцами нам сложно в техническом оснащении, вы верно подметили. Лодки соперников современнее, даже зрительно заметно, что они эстетичнее, что ли. Скоростные возможности наших лодок, конечно, уступают.
— Сколько всего у вас лодок?  
— Изначально 12 лодок нам приобрели, лодки, можно сказать, тренировочные, учебные. С этого мы  начинали, и все правильно. Но сейчас нам этих 12 лодок катастрофически не хватает. У нас получается  четыре одиночки, четыре двойки,  из которых две распашные, две парные. Четыре четверки, из них две распашные, две парные. По каждому классу судов, кроме одиночек, у нас по две лодки. Этого теперь мало. Дети растут, младшие уже становятся старшими, приходят новички, и у нас получается, что в одной и той же лодке сидят и большие — высокие — и маленькие спортсмены. А это сказывается на технике гребли — одни тянут себе под грудь, а другие чуть ли себе не на уши. А это неправильно, это ошибки, которые могут закрепляться.

Конечно, по сравнению с другими городами мы экипированы чуть хуже. Приведу пример — летом, когда мы уже вышли на воду, мы работали в три, а то и в четыре смены, чтобы каждый ребенок мог ходить на воде. Как правило, дети одного тренера из лодок выходят, дети другого тренера тут же садятся, мы даже лодки не выносим с плота. И, конечно, когда такая эксплуатация плотно идет, то износ лодок повышается.
— Получается, сейчас нам надо еще большое лодок?
— Желательно увеличить количество и качество лодок. Это просто необходимо, дети растут и дают результаты. Тот же Рома Протасов и Антон Дьяченко, к нам они пришли из другого вида спорта, физически подготовленные, мы, тренеры, поставили им только технику, немного выносливость наработали, и у них уже результаты есть, они бронзовые призеры чемпионата страны.  Учебно-тренировочных сборов, конечно, нам не хватает, наши соперники, другие области, чуть ли не круглый год сидят на воде, они и зимой, и весной выезжают на Иссык-Куль или в Узбекистан. Мы выходим на воду с середины мая и до середины октября работаем. Пять месяцев – это, конечно, хорошо, но если у нас не будет возможности чуть больше проводить времени на воде, допустим, с ранней весны, с того же марта, к примеру, уехать в теплые регионы, то мы будем проигрывать и догонять соперников. А догонять всегда сложнее.
— Галина Ивановна, чем можно завлечь ребенка и заинтересовать родителей, чтобы их чадо занималось академической греблей?
— Во-первых, это олимпийский вид спорта, что уже значит престижный вид. В футболе очень важна координация, стратегия, быстрота, ловкость. В гимнастике — гибкость. В плавании  — выносливость, в легкой атлетике — быстрота, скорость. Вот все эти качества будут сочетаться в академической гребле. При работе гребца задействованы 75 процентов мышц тела, это самый гармоничный вид спорта, то есть будет развиваться все равномерно: руки, ноги, спина, пресс, все, что хочется ребенку, у него будет развиваться одновременно.
Когда мы делаем набор детей в секцию, первое, чему мы учим детей, — держаться на воде, мы учим плавать, причем не просто плавать, наши спортсмены сдают тесты, только потом мы их можем пересадить в лодку. Наши дети занимаются в тренажерном зале, на концептах, имитирующих лодки, в основном это работа в зимний период. По сути, подготовка в одной только гребле — как в нескольких видах спорта. Здорово же! Набор детей мы ведем и мальчиков, и девочек.
Кира Новак, «Наша Жизнь» №36, 19.09.19