Пятница, 29 марта
Меню

Уроки под плеск волн

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1153
Уроки под плеск волн

В Павлодаре завершилась третья Иртышская краеведческая академия «Фарватер». Третий год подряд на двухпалубном теплоходе «Кочевник» устраивают учебный класс для ребят. Каждый день – новые педагоги и новые уроки. Школа на воде учит ребят любви к природе, истории, родному краю. Проект, организованный Павлодарским домом географии, осуществлен при поддержке АО «Алюминий Казахстана».

В этом году занятия во время каникул прошли в первую смену. Каждый день всю неделю – два уникальных урока на палубах «Кочевника», путешествия по Иртышу, новые впечатления и открытия. Учащиеся плавучей академии – более 70 детей сотрудников АО «Алюминий Казахстана», а также участники клуба юных краеведов ПавГео и дети из сел области, где есть филиалы Павлодарского Дома географии. Всего более 90 школьников.

— Каждый год треть тем занятий обновляется. Впервые в этом сезоне – урок археологии по берегам Иртыша. Его провел археолог областного историко-краеведческого музея Георгий Пересветов. В первый раз в нашей Академии выступила известный эколог Татьяна Пономарёва. Она рассмотрела с участниками академии тему цветения Иртыша, одноклеточной флоры в нашей реке и лекарственного растения аир. Еще новый урок – оказание медпомощи в полевых условиях от медсестры высшей категории Ирины Мартыновской. Впервые выступил профессор, кандидат биологических наук Убаськин, рассказал детям об ихтиологии и о фауне реки. Специалисты охотно соглашаются читать лекции на палубе для детей. И впервые одну из лекций прочитала школьница – участница Дома географии Маша Полякова. Она рассказала о коллекции зубов ископаемых акул, собранной на канале Иртыш — Караганда. Можно сказать, это результат первых иртышских экспедиций и занятий в ПавГео. В 2015 году мы по ее идее съездили в Майкаин: школьницу обеспокоило исчезновение маслянистых берез, давших название поселку. Их тогда осталось всего три. Маша с отцом брали побеги и выращивали растения. Этой историей она тоже поделилась с ребятами, — говорит директор Павлодарского дома географии журналист Александр Вервекин.
Школьники из Павлодара, сел Новочерноярка, Ефремовка Павлодарского района и Козыкеткен Успенского района узнали то, о чем на обычных школьных уроках не рассказывают. Например, об устройстве и истории судна поведал капитан «Кочевника» Камбар Исеев. А член Дома географии, инженер-гидролог Антон Чашин рассказал о причинах разных явлений на реке — паводках, водоворотах, ледоходах.

Кто-то из ребят уже участвовал в уроках Академии «Фарватер». А Настя Дягиль и Алина Тюлюбаева в экспедиции впервые. Интересы у детей разные – музыка, чтение, спорт, танцы и рисование. Но путешествия по Иртышу, говорят они, теперь будет новым увлечением.
— Моя мама – аппаратчик гидрометаллургического цеха на Павлодарском алюминиевом заводе, — говорит школьник Максим Шваюнов. — Я каждый раз просил ее, если будет возможность, – хотел попасть в экспедицию Академии «Фарватер». Желающих очень много. На такие поездки летом в каникулы не лень уделить время, все очень интересно. Всегда разные занятия, темы и преподаватели.  На прошлом уроке изучали безопасность на воде, а также то, как устроено судно. А в это раз еще и на судоремзаводе побывали. Мне было бы интересно узнать устройство двигателей, механики судов. Или управление судном, ведь река – это вторая дорога с более сложным движением. Но самое важное, что в Академии рассказывают все доступно и понятно, отвечают на вопросы. Я изучаю казахский, английский и китайский языки. Мне интересна лингвистика. И судоходство 18 века с парусными кораблями. Может, получится объединить эти интересы и путешествовать по всему миру, общаясь с людьми в разных странах.
Один из дней академической речной недели начался с экскурсии на судостроительный завод ТОО «Эллинг-ПВ». Шанс для ребят редкий:  увидеть корабельное дно, причем в непривычном ракурсе – снизу. Дети посмотрели, как идет ремонт крупных судов и познакомились со специалистами предприятия.
— Я с 1968 года на реке, капитан-механик всех групп судов. Работал за границей, в Китае на скоростном пассажирском флоте на подводных крыльях. И на Иртыше было много таких – «Ракета», «Полесье», «Беларусь», «Заря» и т.д. Я на всех работал. На это предприятие пришел в 2011 году, — рассказывает начальник цеха, начальник караванной службы ТОО «Эллинг-ПВ» Петр Сальников. — Через каждые 5 лет положено поднимать судно, делать дефектацию корпуса. Есть износ – меняем покрытие днища, металл – судостроительная сталь. Сейчас в работе буксир-толкач из речного порта и баржи, в том числе из России. Предстоит еще подъем других плавсредств.

Дети с интересом рассматривали плавучих великанов, оказавшихся на суше для починки. Ребят интересовало все – долго ли ремонтировать? какова стоимость? сколько весит?
Фото на память – и снова в путь по реке. Звонков в Иртышской академии нет, но второй урок начинается по расписанию и без опозданий. Ребята расположились на верхней палубе – погода солнечная, ветерок с воды освежает. Лекция – о речных обитателях. Ихтиолог регионального лесхоза Куат Турсунханов рассказал детям, как государство борется с браконьерством.
Летняя лекция на теплоходе для специалиста – первая. Впрочем, как выяснилось, Турсунханов в прошлом — учитель биологии, поэтому опыт общения с аудиторией учащихся имеется. Ихтиолог быстро наладил контакт с детьми и рассказал о редких видах рыб в Иртыше, осетре, стерляди и нельме. О необходимости научного подхода при развитии промыслового рыбного хозяйства. А также о недопустимости незаконного лова, о правилах рыбалки и об ответственности за нарушение установленных норм. Форма урока – интерактивная. К примеру, дети с увлечением решали задачку: как быть, если поймаешь на удочку рыбу весом 6 кг, при допустимом максимуме в 5 кг?
— Такие уроки очень важны — это патриотическое и экологическое воспитание, — отмечает Куат Турсунханов. – Ребята с детства должны знать, что это за река, какая рыба тут водится. И самое главное, чтобы дети к рыбе относились не потребительски, а как к живому существу и части экосистемы. Чтобы любили окружающий мир, бережно относились к природе.
После занятия ихтиолог подробно ответил на вопросы участников академии, а также обсудил с ними проблемы водных артерий мира. А на «переменке» ребята сошли с причалившего к берегу песчаного островка теплохода и играли на мелководье под присмотром наставников.
— Я перешел в 5 класс, решил стать художником-мультипликатором, уже вторую книжку комиксов делаю, учусь в художественной студии.  Может, нарисую что-то о поездке на корабле, — поделился впечатлениями  один из активных «почемучек» академии Рома Осипов из села Ефремовка. — Еще мне интересны динозавры. В поездке нам рассказывали о животных, существовавших раньше. И что на Гусином перелете очень много скелетов ископаемых животных находили.
Группу ефремовских ребят сопровождала Светлана Шин — член Дома географии, руководитель филиала ПавГео в Ефремовке, руководитель краеведческого музея Ефремовской средней школы. Педагог на пенсии в системе образования более 47 лет, но работу с детьми не оставляет.

— Наши ребята в экспедиции впервые, — поясняет Светлана Шин. — Школа в Ефремовке малокомплектная, порядка 190 учеников. Филиал Дома географии в Ефремовке существует два года, сотрудничаем с ними, участвуем во всех мероприятиях. Планов много, но в таких проектах, как Иртышская академия «Фарватер», все зависит от поддержки и финансирования. Хотелось бы больше узнать о достопримечательностях Павлодарского района, который тоже находится в акватории Иртыша. Это Чернорецкий форпост – ему больше 300 лет, или чуть дальше за Жана Кала – археологические раскопки. И экскурсии для городских детей, чтобы познакомить с сельским бытом. А в идеале, я считаю, такие программы должны финансироваться государством. Стоит присмотреться для развития туристического кластера к сельским маршрутам.
Впечатлениями дети делились наперебой. Но для одного из участников Иртышской академии опыт был поистине уникальным. Даниэль Миллер родился в Германии, но вместе с семьей уже 7 лет живет в Австрии. Родители Даниэля родом из Ефремовки Павлодарского района, поэтому он отлично владеет русским языком.
— Мы приехали навестить родных, и появилась возможность попасть в экспедицию, — говорит Даниэль. — В академии на Иртыше я впервые. В Иртышской академии мне было интересно. Много нового рассказывали, чего я не знал раньше. Это настоящая научная экспедиция, можно даже школьный проект в учебном году сделать. Теперь я хотел бы узнать, где точно начинается Иртыш и где он заканчивается, куда впадает.
На других занятиях «академической» недели магистр географии Виталий Кожокар научил ребят ставить палатки различной конструкции, укладывать рюкзак для экспедиций и походов. А фотограф-краевед, коллекционер, телеоператор Александр Бичинёв рассказал школьникам, как красиво и грамотно фиксировать историю и сегодняшний день. Замдиректора Дома географии, заведующая отделом Павлодарского областного историко-краеведческого музея Надежда Майба рассказала детям об истории Павлодара. К слову, опыт такого преподавания на свежем воздухе под плеск волн был интересен не только детям, но и самим лекторам.
Все участники проекта получили сертификаты о прохождении академии, а педагоги — благодарственные письма. Стоит отметить, что участие в уроках для детей бесплатное – поддержку проекту оказало АО «Алюминий Казахстана». После окончания «Фарватера» сразу начинается подготовка к новому сезону Академии-2020. Организаторы говорят, есть идеи на будущий год поэкспериментировать и сделать краеведческую Академию не только для детей, но и для молодежи. Или подумать о познавательных иртышских уроках для взрослых – уже на основе взносов. Узнавать новое о своем крае интересно в любом возрасте.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №27, 18.07.19