Четверг, 25 апреля
Меню

Велосипедист на путях Евразии

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 827
Велосипедист на путях Евразии

Российский ученый и писатель Максим Михалёв путешествует из Москвы в Пекин на велосипеде. На день он сделал остановку в Павлодаре и встретился с общественностью в Доме дружбы. Эта поездка – не развлечение, а научная экспедиция. Автор исследования «Пояса и пути Евразии. В поисках человека» планирует в дороге узнать больше о евразийской интеграции. А затем обобщить полученные данные и написать второй том книги. Своим проектом ученый продвигает идеи и ценности евразийской интеграции, защиты мира, укрепления дружбы, согласия, партнерства и добрососедства между народами.

Дорожные обстоятельства вносят свои коррективы. Поначалу планировалось из Павлодара отправляться в Семей, затем в Синдзянь. Из-за невозможности получить трехмесячную визу в Китай путь пришлось оптимизировать. Теперь ехать нужно через Сибирь и Монголию.
У ученого — характерный вело-загар от шлема и перчаток. В пути Михалёв больше месяца. К сентябрю планирует добраться до конечной точки пути – Пекина. Метод передвижения для исследователя традиционный. Даже слишком – ехать, как Пржевальский или Грумм-Гржимайло по городам и весям и самому на местах узнавать, чем живут другие люди. Только обычного коня заменил на железного двухколесного.
Более ста дней и 8 тысяч километров – таков план путешествия. В день примерно 120 километров. Едет налегке – палатка, спальный мешок, ремонтный набор. Рюкзак 7 кг, а весь груз в сумме – 13 кг. Преодолел уже 3400 километров, предстоит еще 4800.
— Я не спортсмен и не велосипедист, а ученый, который сел на велосипед, — поясняет писатель, антрополог, этнограф, докторант института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Максим Михалёв. — Еду я не быстро, но зато наблюдаю. В прошлом году вышла в свет моя книга «Пояса и пути Евразии. В поисках человека», посвященная евразийской интеграции. Идея в том, чтобы вид «сверху» дополнить видом «снизу» — проехать от Москвы до Пекина на велосипеде и посмотреть глазами простого человека, как происходит эта интеграция. А потом написать второй том книги. Поэтому поездка — не велопробег, а велосипедная полевая экспедиция, как метод сбора материалов.
Опыт длительных велопоездок имеется – с маршрутами Пекин — Ханой и из Москвы на Черное море. Самое непростое, рассказывает автор научного исследования, решиться и выехать из дома. А в дороге – вставать в 5 утра и знать, что весь день снова придется крутить педали.
— Но самое сложное — это ветер, особенно в Казахстане, — признался путешественник. —  Если встречный, то это страшно. Здесь я понял, что такое ветер и что его надо уважать. Что значит евразийство лично для меня? Как всякий этнограф, я не большой фанат теории Гумилева. И в политической категории евразийство – сложный термин. Для меня Евразия – философское, а не политическое понятие. Это земная ширь небесной глубины. Это центр, вокруг которого крутится мир. Как говорил Лао Цзы, если не будет того, что в центре колеса, колесо не будет вращаться. В центре всегда спокойно, это Великая Степь, Тенгри и вечно голубое небо. А уж вокруг вращается все остальное. И, чтобы познать себя, нужно познать сердцевину внутри мира. И, наверное, внутри себя.
Этнограф 11 лет жил и работал в Китае. На китайском языке защитил диссертацию о народах приграничных с Китаем стран. Занимается геополитической этнографией и этнографическими аспектами геополитики. Первый том книги, написанной в соавторстве с соучредителем исследовательского института «Диалог цивилизаций», заведующим кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ В.И. Якуниным, посвящен гуманитарной интеграции.
— Во многих странах интеграционные процессы сейчас очень активны, — говорит Максим Михалёв. — В Казахстане реализуется программа «Нурлы жол». В Китае программа «Один пояс – один путь», призванная связать Китай со странами Запада путем инфраструктурных коридоров. В России получил популярность проект «Большой Евразии» (или «Большое евразийское партнерство»), в Монголии есть «Степной путь», в Японии – проект партнерства и инфраструктуры и т.д. Есть свои программы в Индии, Корее, Турции и других странах. Все они ставят целью связать Евразию воедино.
О человеческих факторах этих преобразований – первый том книги. По первому образованию Михалёв – экономист, и рассматривает глобальные процессы с учетом своих знаний. Он поясняет, что смысл интеграции должен сводиться к развитию человеческого потенциала всех людей, которые проживают на этой территории.
— Влияние интеграции на жизнь простого человека – цель изучения для новой книги. Метод включенного наблюдения, характерный для антрополога и этнографа, как раз то что надо. Я особо не афиширую свою поездку, чтобы самому увидеть, как все происходит на самом деле. Еду, общаюсь, знакомлюсь, говорю с людьми. Как глобализация, взаимодействие государств и декларации правительств влияют на жизнь простых людей, которую эти проекты призваны были улучшить. Поэтому путь легче всего пройти в виде простого путешественника на велосипеде. А затем систематизировать данные и написать второй том книги «Пояса и пути Евразии. В поисках человека», уже найдя этого человека, — говорит о цели поездки Максим Михалёв.
Автора научных исследований в поездке никто не финансирует. Михалёв взял отпуск на 4 месяца и свои накопления. При таком раскладе, говорит путешественник, он может честно и спокойно писать то, что происходит на самом деле. Велосипед у него самый простой, а велоэкспедиция – не такое уж затратное мероприятие. Организационную и информационную помощь оказывает Ассамблея народов Евразии.
На вопрос о качестве дорог путешественник ответил так: «Дороги мне показались аспектом мифологическим. Все озабочены строительством дорог, но никто не знает об их действительном состоянии. И если представить дорогу Павлодар — Костанай, то в недрах правительственных учреждений есть четкое описание состояния. Но, когда я как велосипедист интересуюсь, как там впереди дорога, то мне рассказывают разные истории. И реальность оказываются еще более… другой. Дороги очень… очень разнообразные. Но есть хорошие».
— Меня много где принимают за мигранта из стран Азии и относятся ровно так же, — признается ученый. — Интересные люди встречаются и на автобусной остановке, когда пережидаешь ветер. Из случайного разговора ты узнаешь что-то новое и важное. Вдохновляет ощущение миссии, которую нужно исполнить.
В Павлодаре Михалёв прошелся по набережной Иртыша. Посетил оставшуюся часть сквера «Денсаулык» с памятником этнографам Чокану Валиханову и Григорию Потанину. Российский ученый отметил, что его удивила трактовка образа скульптур: Валиханов изображен молодым человеком, а Потанин уже пожилым, хотя друзья-ученые были ровесниками и учились вместе. Впрочем, этот монумент Михалёв признал очень символичным для Павлодара, который назвал городом встречи двух научных традиций.
На встрече в Павлодарском областном филиале Ассамблеи народа Казахстана павлодарцы пригласили гостя посетить музей Анастасии Цветаевой. Присутствующие отметили, что хотели бы после выхода новой книги увидеть в ней моменты, посвященные Павлодару. А также получить издание в библиотеку Дома дружбы. И пожелали ученому на велосипеде, изучающему нас и нашу жизнь, удачной дороги и попутного ветра.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №26, 11.07.19