Пятница, 19 апреля
Меню

Картины как свидетельства истории

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1682
Картины как свидетельства истории

К празднованию Дня Победы павлодарский художественный музей подготовил две выставки из фондовой коллекции. Первую часть экспозиции «Павлодарские художники – участники Великой Отечественной войны» уже можно увидеть – это работы художников-фронтовиков Ивана Лагутина, Михаила Колмогорова, Ипполита Виноградова. Картины рассказывают о разных школах живописи. Но не о войне – кроме, разве что, графических зарисовок однополчан с фронта и госпиталя. Эти художники творили во имя жизни, не желая вспоминать пережитые ужасы второй мировой войны.

Иван Васильевич Лагутин, Ипполит Ипполитович Виноградов, Михаил Петрович Колмогоров — художники-участники Великой Отечественной Войны жили и работали в Павлодаре.
— В малом зале мы говорим о мире. И о разных школах живописи. Иван Лагутин представляет первую половину ХХ столетия. Михаил Колмогоров – в основном 70-е годы XX века. Ипполит Виноградов – художник-скульптор, автор монумента в павлодарском парке Победы. Его рисунки фронтовых товарищей тоже представлены на выставке, — поясняет Ольга Пашко, заместитель руководителя областного художественного музея.
Искусствоведы рассказывают: Ипполит Виноградов родился в Москве, а в Павлодар приехал, чтобы изменить архитектурный облик города. Он задумал и воплотил монумент Славы со стелой и вечным огнем, и вошел в историю Павлодара, став родным для города созидателем.

— И если Ипполит Виноградов – это Москва и академизм, то Михаил Колмогоров – одесская школа живописи, — продолжает тему Ольга Пашко. — Украина в то время, в 19 веке и первой половине 20-го была близка к школе живописи Санкт-Петербурга и Москвы, и русская школа хорошо видна в произведениях художников. Иван Лагутин, хоть и непрофессиональный художник, но навыки письма, ощущения живописи, и информацию он получил от художника-передвижника Батурина. Но писал уже, конечно, по-своему.
Иван Лагутин не павлодарец по рождению. Но всю жизнь он посвятил нашему городу. А вот Михаил Колмогоров – это уже полностью история нашего края. Он родился в поселке Качиры. Был учеником репрессированных художников – Леонид Брюммер стал его первым наставником. Колмогоров наблюдал, как работает известный художник, и так учился у него.
— Воевал Михаил Колмогоров на Сталинградском фронте,34-м Украинском фронте. Он был ранен, причем, именно в правую руку. Удивительно вообще, что он смог потом писать, — говорит Ольга Витальевна Пашко. — Но это была его мечта. Уже после войны Колмогоров окончил Одесское художественное училище. И вернулся в Павлодар. Колмогоров стоял у истоков создания павлодарских художественных мастерских, был одним из самых грамотных художников Павлодара.
Колмогоров никогда не вспоминал и не писал войну. И не хотел говорить на эту тему – объяснял, что это все очень страшно. Страх, грязь, болезни, кровавая мясорубка, смерть вокруг. А всем тем ужасом, который он пережил на войне, он не желал ни с кем делиться.

— Михаил Колмогоров писал все жизнеутверждающее. Если натюрморты, то фрукты и цветы. Если пейзажи, то любимые виды родных мест. Краски чистые, светлые, яркие. Писал он бесконечно, — говорит о павлодарском художнике Ольга Пашко. — Даже на закате жизни, когда он был совсем немощным и не мог выходить на улицу, он каждый день он творил. Иной раз, не вставая с кровати: мог писать маслом – писал маслом, если нет – то была акварель. Каждое утро он первым делом делал несколько этюдов. Писал виды из окна, воспоминания и представления о чем-то. Часто просил родственников и знакомых фотографировать пейзажи, чтобы написать потом. А еще ему приносили домой фрукты и цветы, и он ставил эти натюрморты и писал их. Наши сотрудники, кто был искусствоведами в то время, тоже приносили ему что-нибудь, что он мог потом передать на художественном полотне.

Иван Васильевич Лагутин был учеником художника-передвижника Виктора Павловича Батурина. Батурин жил в Павлодаре в 1919-1929 годах, преподавал, был учителем рисования и черчения в школе-семилетке и школе водников второй ступени. Иван Лагутин учился чуть младше по классам, чем Павел Васильев. И та любовь к искусству была заложена именно художником-передвижником Батуриным. Профессиональный художник, который в свое время делал для театра оперетты, Батурин работал во всех ипостасях. Театральный художник, живописец, педагог. Все его знали и любили, он пользовался уважением павлодарцев. А потом уехал, жил и умер в Куйбышеве.
— Иван Лагутин – основатель и первый директор Павлодарского областного художественного музея. Именно ему и другим павлодарским художникам отводится историческая роль: был отправлен запрос в министерство культуры СССР, на который пришло разрешение о создании художественного музея, — рассказывает Ольга Пашко. — Сам он очень любил писать Баянаул и Иртыш. Пейзажи ему удавались лучше, считают искусствоведы. Хотя он, как творческая личность, пробовал себя в разных жанрах, в том числе, как портретист. Он пейзажист, который замечательно чувствовал и воздух, и воду, и все, что окружало его. Благодаря ему были созданы баянаульские маршруты, во время его участия в экспедициях. Музею передана большая коллекция его работ, и эту красоту мы можем показывать зрителям.
Эти работы – крупицы действительности, о которых можно сказать: это было на самом деле. Искусствоведы отмечают, что в таких выставках показана не только художественная ценность полотен, но и историческая.

— Мы из года в год в разных форматах показываем эту выставку, и будем продолжать, — поясняет Пашко. — Или в расширенном варианте, как в этот раз, либо в виде лектория, с более камерным представлением. Те, кто видел эти работ, с удовольствием  вновь с ними увидятся. Номы хотим показать картины художников-фронтовиков молодежи, школьникам и студентам. В будущем году 9 Мая будет масштабным – юбилейные торжества Победы отметят в музее особо. Но мы каждый год стараемся обязательно подать эту тему. Время отодвигает от нас события тех лет, ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше… Мы воспитываем разносторонне развитую личность, стараемся воспитывать патриотизм, любовь к Родине и грамотное, правильное ощущение общества и истории. Это возможно именно на таких выставках, в этом их ценность.
Музейщики приводят данные ученых, что 70 процентов людей воспринимают информацию через визуальные образы. Специалисты говорят: чтобы ощущать и понимать окружающий мир, нужно приходить в сокровищницы шедевров и просто смотреть. В том числе и на то, что говорят языком искусства художники о войне и о мире. В большом зале музея к 9 Мая презентуют большую выставку «Войн глазами художников» из фондовой коллекции. 10 мая в 11.00 запланирована презентация экспозиции для павлодарских учащихся.
— Будут показаны картины с сюжетами о войне. Это то, что происходило, когда противники встречались взглядом на фронтовой полосе. Это и то, как наши солдаты-освободители праздновали Победу в Германии. Об этом нужно говорить, это нужно показывать, — уверены в музее. — Сейчас нередко переворачивают историю. И надо говорить, пока мы еще помним те события от своих дедов, которые участвовали в войне. И пока есть эти свидетельства. Они-то и являются самыми главными документами. То, что показывают нам художники, пережившие войну, уже есть на их полотнах, и перевернуть историю, что-то изменить будет сложно.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №17, 02.05.19