Пятница, 19 апреля
Меню

Он, она и Моцарт

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 794
Он, она и Моцарт

В Павлодаре на сцене Дворца культуры имени Естая впервые прошла монографическая программа. Симфонический оркестр впервые играл только Моцарта. В предпоследнем концерте этого сезона павлодарские музыканты выступали вместе с российскими гостями. За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. За фортепиано  — лауреат международных конкурсов, солистка Омской филармонии Марина Костерина. Примечательно, что  тему Любви в музыке великого Моцарта вместе с павлодарскими оркестрантами в дни празднования прихода весеннего равноденствия раскрывали не просто талантливые музыканты, но и супруги.

На словах это звучит так: Моцарт, увертюра к опере «Волшебная флейта», 24-й концерт для фортепиано с оркестром до-минор, симфония № 41 «Юпитер» до-мажор. Но передать силу чувств, рожденных музыкой, скупое перечисление частей программы – не в силах. Особенное отношение к этому концерту и у гостей из Омска. За сутки до концерта, после репетиции мы побеседовали с дирижером Дмитрием Васильевым и его женой, пианисткой Мариной Костериной. Говорили о музыке, о современном исполнителе и зрителе, об идеях и экспериментах на сцене, о творческой огне и выгорании, о выборе и о том, что же дает смысл нашей жизни.
— Этот концерт Моцарта для вашего творческого союза – не просто выступление. Это нечто из личной истории.
Марина Костерина: Осенью 2012 года я жила в Москве, работала в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедре фортепиано. Концертировала, и Дмитрий пригласил меня сыграть именно этот концерт Моцарта в Омской филармонии с оркестром. Для меня этот концерт – значительное произведение в моей жизни. Я играла его немало, в важные периоды жизни. Возможно, в нем есть какое-то волшебство. Концерт нас объединил.
Дмитрий Васильев: Во время переписки перед концертом что-то случилось. Подготовка к нему совпала с зарождением наших чувств друг к другу. И для павлодарцев мы тоже будем играть – про любовь.
— Это очень символично. Ведь праздник Наурыз в Казахстане — день весеннего равноденствия, символизирует встречу весны, возрождение и пробуждение природы.
Марина Костерина: Очень здорово! Действительно, символично.
— Как проходит настройка работа по «настройке» с нашими оркестрантами? Как вообще складываются отношения дирижера с другими музыкантами в рамках концертной деятельности?
Дмитрий Васильев: Я достаточно много гастролирую. Иногда бывает непросто найти контакт с новыми музыкантами. И здесь важно сделать так, чтобы оркестр заиграл по-твоему, другим звуком. Это не значит, что звук, который оркестр играл до этого – плохой, нет. У каждого свой индивидуальный звук, каждый музыкант слышит по-своему. Здесь на первой репетиции я увидел абсолютно подготовленный коллектив. Музыканты прекрасно знают свои партии. Очень гибко реагируют на замечания и просьбы дирижера. Здесь потрясающая творческая атмосфера – мы все только о музыке говорим на репетициях. Я получаю большое удовольствие от работы, от отдачи музыкантов.
— Художественный руководитель Павлодарского симфонического оркестра Болат Рахимжанов любит экспериментировать, сотрудничает со многими музыкантами по всему миру. И мы часто в Павлодаре имеем удовольствие слушать гостей из разных стран. Он считает, что это развивает оркестрантов. Вы руководитель Омского академического симфонического оркестра. Как вы относитесь к такой практике?
Дмитрий Васильев: Дирижер не должен ревновать свой оркестр. И такая атмосфера в вашем коллективе – это большая заслуга руководителя оркестра. Видно, что музыканты мобильные. И, конечно, оркестру необходимо работать с разными. Чем больше мы знаем, чем больше музыки мы играем, чем больше мы видим, тем богаче то, что мы выдаем на сцене.
— Марина, вы родились и учились в Омске, затем переехали в Москву. И снова вернулись из Москвы в Омск. Сложно было сделать выбор?
Марина Костерина: Довольно сложно. После окончания аспирантуры в Москве с 2009 по 2014 я преподавала в академии имени Гнесиных на кафедре специального фортепиано, была ассистенткой профессора. Но потом мне пришлось оставить эту работу и вернуться в Омск. Я 15 лет жила в Москве, все успешно и благополучно для меня складывалось. Мне было интересно там жить и работать. Но здесь перетянули уже личные моменты – это любовь. В апреле 2014 года, через неделю после переезда из Москвы у нас был совместный концерт с Дмитрием и с оркестром. Мы исполняли концерт «Аве Мария» Алемдара Караманова под названием «Благовещение» — тоже очень символично, ведь мы уже были больше, чем супружеская пара. И перед рождением ребенка я уже сделала выбор в пользу Омска. И переехав, тут же продолжила работу: 1 апреля будет уже пять лет, как я являюсь солисткой Омской филармонии, чему очень рада. Причем, я совмещала концертную деятельность с рождением дочери. У меня н было декретного отпуска. И первый мой выход на сцену состоялся, когда дочери исполнился месяц. Мы играли вместе с Дмитрием и оркестром. И еще с одним моим коллегой из Москвы, сейчас уже из Берлина,  — Михаилом Мордвиновым. Это были два двойных концерта – Моцарт и Пуленка, для двух роялей с оркестром.
Дмитрий Васильев: До сих пор помню, как держу на руках маленькую лялечку, которой всего неделя. Тут же мама учит Пуленка. Почему-то ляльке страшно не нравился Моцарт, но нравился Пуленк. На Моцарте она начинала, как это умеют младенцы, кричать. А на Пуленке – успокаивалась.
Марина Костерина: Недавно мы повторяли концерт, и было ощущение, что Вероника вспоминает. Она говорила: играй эту музыку, это очень красиво!
— Меняет ли родительство восприятие музыканта?
Дмитрий Васильев: Я помню, когда впервые стал папой – все сразу изменилось. Появился другой смысл во всем.
Марина Костерина: Это сложнее описать словами. Это что-то меняет в исполнительском стиле, в трактовках, взгляде, слышании музыки. Однозначно, что-то уходит на второстепенные места, а что-то, наоборот, выходит на первый план. Но это очень вдохновляет, для меня это как новая жизнь. Это дает неимоверные силы, энергию, очень много идей. Видимо, Бог дает силы для воплощения, и появляется смысл.
Окончание в следующем номере.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №12, 28.03.19