Пятница, 19 апреля
Меню

После 6 уже поздно?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 691
После 6 уже поздно?

В 2005 году я увидела в Астане вывеску, которая меня откровенно удивила – «Институт изучения проблемы 12-летнего образования». Надо же, думала я, прямо как в том анекдоте: «мы сами создаем себе проблемы, чтобы потом их героически преодолевать». Но дело в том, что перейти к 12-летнему образованию решили давно, объявив о запуске реформы на 2019 год. А население вовремя оповестить забыли. Поставили перед фактом, когда поправки к Закону «Об образовании» вступили в силу — собрание в садиках на тему закрытия подготовительных групп объявили в середине февраля. Тогда о необходимости пересмотра семейных планов, в частности, на 1 сентября, узнали родители малышей 5-6 лет. Порассуждаю, что именно озадачило в этих новостях павлодарских мам и пап.

Спасибо, что хоть сказали!
О модернизации системы образования и реформах говорили давно. Насколько давно и почему, узнаете в самом конце материала. А начнем от частного – к общему. Планы менялись, сроки переносились. И так получилось, что детей 2013 года рождения назначили в этом уже массовом, а не пилотном эксперименте, первопроходцами. Что стало основой причиной возмущения родителей? Было бы неплохо, если б этих самых родителей предупредили заранее.
Поправки в закон внесли осенью, но оповестили мам и пап 5- и 6-леток в детских садах только в феврале 2019 года. Положено посадить за школьные парты всех шестилетних. Исключение – по состоянию здоровья. 5-леткам, которым шесть исполнится с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, после долгих рассуждений разрешили остаться в детском саду (равно как и разрешили идти в первый класс по желанию родителей). Но подготовительных групп уже не будет. Недовольных родителей, не желающих отдавать 6-леток в первоклассники, обещали не наказывать сразу. Для начала пожурят. Ну а потом, конечно, положено административное взыскание — штраф на 5 МРП. И обязательный охват всеобучем в последующем.
Возможно, новая программа образования классная. Но у множества людей были планы на ближайший год. Теперь нужно все перестраивать — вариантов не дали. При этом еще и попеняли, мол, умничают тут всякие. А это, я считаю, очередной провал в разъяснительной работе. Не допускаю мысли, что в министерстве образования работают некомпетентные люди, не понимающие, как важно дать исчерпывающую информацию вовремя, все подготовить для людей, и как позаботиться о комфорте граждан страны. Как все непутево получилось в итоге — загадка.
Сомневаюсь, что ни на одном уровне вертикали власти не нашлось человека, который бы подумал – «эй, я ведь сам отец/сама мать? А если родители будущего первоклассника многодетные? А если мама одинокая? Работающая? Со вторым/третьим/четвертым младенцем на руках? Что бы я сделал/а, чтобы провести реформу образования и переход на школьную 12-летку удобнее, комфортнее, безопаснее для всех?». Видимо, на бумаге и в цифровом формате все выглядит оптимистично.

Так первый или нулевой?
Образование – благо, с этим никто не спорит. Причина для недовольства и опасения родителей — комплексная. Она проявляется в массе бытовых вопросов, на которые нужно за полгода экстренно найти реальные ответы. Как дойдет кроха в школу через две проезжие дороги с активным транспортным движением, если ближе школ нет? Как вернется домой, как разогреет обед, как будет сидеть дома один, пока родители на работе? К слову, на продленку витиевато велели всем подряд особо не надеяться. Возможно, кому-то из родителей придется уволиться или ухитриться перекроить график работы на год-два, чтобы водить ребенка на уроки, забирать с уроков. Отлично, у кого есть бодрые и здоровые бабушки-дедушки в городе, а у кого нет? В школу пойдет в разы больше детей. Хватит ли учителей, если новых храмов знаний у нас сейчас не строят? А школьных логопедов? А психологов? А кабинетов? И по сколько человек будет в классе? Как ребенок адаптируется? Как высидит несколько уроков по 35 минут? Подойдет ли школьная мебель по росту? Как дети портфели эти неподъемные потащат? А что там со школьным питанием? Кто-то будет проверять детей на готовность к школе (это реальный ряд психологических и физиологических требований)? Если первоклашка не будет успевать по новой программе, сколько будет стоить внеклассное обучение и репетиторы? И т.д., и т.п.
Понятно, что раньше через леса и степи по 7 километров на лыжах в школу ходили, и печь сами топили, и ничего. Но ведь у нас дети – «энергия будущего», значит, изменения должны работать на улучшение. В ряде опасений как раз-таки ранняя посадка за парты. У современных школьников нагрузка на позвоночник немаленькая. В XXI веке нарушение осанки стало второй после плохого зрения «школьной» болезнью, которая наблюдается примерно у 60 % казахстанских учащихся. Стоит ли торопиться?
К тому же, что за сборная команда получится на нынешнее 1 сентября? В одном классе соберутся 7-летние дети, прошедшие предшкольную подготовку в нулевом классе. И 6-летние, особых требований к которым, якобы, не применят, и которым сгодится «курс молодого бойца» не подготовительных, а старших групп садика (либо летней бесплатной подготовки при школах, либо весьма платной — в подготовительных центрах). И 5-летние, многие из которых еще играют в «би-бики» и «лялечки», которым требуется логопед, чтобы их милый лепет понимал учитель, и которым, что немаловажно, необходимо спать днем. Видимо, за несколько лет программа обкатается и все утрясется. Просто сегодня любому родителю не хотелось бы, чтобы «усушка и утруска» экспериментов проводилась на твоем конкретном ребенке.
Чиновники от образования, видя, что ситуация накаляется и склонна к развитию в неконтролируемом ключе, спустя несколько дней решительно приступили к запоздалой разъяснительной работе. И стало еще непонятнее. Получилось на уровне «министра патамушта». Мнения, высказываемые в СМИ специалистами разного ранга, были одно другого водянистее. Типа, программа хорошая, новая, подготовленная. Или, мол, если у родителей есть мотивация, то все получится. Нет мотивации при таком отношении — поверьте. Недоверие и досада есть.
Насчет кулуарного интервью министра журналисту, когда было озвучено, что, якобы, нет такой нормы, — а потом посыпались уточнения, что в кулуарах речь министра за официальную не считается. Насчет министров не могу сказать, вопрос не моей скромной компетенции. Но уверена, что в зале заседаний или при выходе из него журналист остается журналистом и выполняет свои трудовые обязанности, записывает интервью, и в «тыкву не превращается». По крайней мере, пока не приняты поправки и на этот счет. А вот министр, похоже, перестает быть официальным лицом вне служебного помещения.
Если в прошлые годы в МОН РК говорили о том, что 12-летняя система образования – это «нулевой+11 классов», то потом на местах было объявлено, что мини-центры и нулевые классы будут закрывать. А все 7-, 6-, и по желанию родителей 5-летние дети пойдут в первый класс.
В нынешнем году после массовых родительских возмущений сначала начали пояснять, что принимать будут всех подряд 6-леток. Многие родители махнули рукой. Ладно, пусть идет ребенок, пусть его учат читать, писать, считать, раз так решили. Но потом появились заявления, что летом будут бесплатные подготовительные курсы при школах. А частные центры ожидаемо подняли и так не маленькие цены. Уроки проводятся и поздним вечером, чтоб родители и дети успевали после работы и садика.
Теперь же в СМИ со ссылкой на пресс-службу МОН дают разъяснения. Мол, дети должны проходить в Казахстане обязательную предшкольную подготовку: «все дети должны получить необходимый объем знаний и прийти в школу подготовленными, чтобы начать образовательный процесс с равными возможностями, независимо 6 или 7 лет». Так этот первый класс, в который пойдут дети в 2019 году, – он первый или нулевой?
И вот – снова здорово! Со ссылкой на Департамент дошкольного и среднего образования МОН РК, Zakon.kz пишет: «Нулевые классы вводятся с целью подготовить детей к первому классу по единой программе. Внедрение единой программы и учебников для нулевых классов планируется на сентябрь 2020 года». И вот еще что: «Однако в действующем законе об образовании есть норма, обязывающая детей 6-летнего возраста идти в первый класс. Эта норма закона будет пересмотрена». Занавес, как говорится.

В чем профит?
Мэтры образования вещают: ученые  подсчитали синапсы в головном мозге, отвечающие за усвоение знаний. И у 6-летнего их больше всего. А потом их количество стремительно сокращается. Типа, нужно ловить момент.
Допустим еще, что освободятся места в детсадах, и бюджетные средства для их содержания. Туда можно отправлять двухлеток, которых брали раньше, только если всех трехлетних охватили. Действительно, нечего женщинам в декретах до трех лет дома рассиживаться.
Но есть и основная причина. Ее озвучивают все как один чиновники в сфере образования. Они говорят о том, что «6-летний и даже более ранний возраст поступления в школу наиболее распространен среди стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Показатель характерен и для 60 % стран по всему миру». Мол, на западе все так учатся. Правда, как рассказывают мои друзья, живущие заграницей, там и наполняемость классов значительно меньше, и программа сильно напоминает детсадовскую. Учитываются психологические и физические особенности детей каждого возраста. И оценивают навыки и мышление, а не конкретные параграфы, СОРы и СОЧи.
Причина в желании Казахстана войти в ОЭСР — международную экономическую организацию развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана ОЭСР в 1948 году для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
На это объединение удачливых и обеспеченных государств и ссылаются чиновники от мала до велика. И не зря: среди прочих условий для вступления в ОЭСР требуется 12-летняя система образования. С 2015 году РК имеет статус «приглашенного» в Комитет содействия развитию. А в качестве ассоциированного члена в Комитете по стали ОЭСР Казахстан уже получил одобрение в 2018 году. Наша республика впервые приняла участие в заседании Комитета содействию развитию ОЭСР.
Очень здорово! Но самое ли время вводить 12-летку сейчас? По моему сугубо личному мнению, при существующих нерешенных проблемах это решение, образно говоря, сродни стихийной покупке нового айфона в кредит. Ну и что, что рацион теперь строго из лапши-доширака, зато мобильник крутой, пусть все думают, что жизнь удалась.
Однако обратной дороги нет: в 1997 году Казахстан подписал и ратифицировал Лиссабонскую конвенцию «О признании квалификации людей, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Это означает, что международным стандартам образования в виде не менее 12 лет школьного обучения нужно соответствовать. Причем, такие ратифицированные соглашения имеют преимущество перед государственными законами стран-подписантов. Как знать, видимо, другие пункты, повышающие шансы вхождение РК в развитые страны, у нас уже выполнены.
Готова программа или закон сыроват, удовлетворяет ли его введение потребностям граждан, – кажется, не имеет значения для тех, кто эти нормы вводит. Что, в свою очередь, логически не находит понимания среди населения. Ясно, что хотелось, как лучше. А как получилось, увидим на собственных детях. Неверно говорить о том, что люди против нововведений: мы еще как за развитие экономики, улучшение условий обучения, конкурентоспособность и т.д.! Но внедрять новшества нужно, думая не об абстрактных единицах, а по-людски – обсуждая с людьми и делая для людей.
Личным мнением поделилась Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №7, 21.02.19