Пятница, 19 апреля
Меню

Закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1222
Закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло

Хлеборобы Павлодарского Прииртышья оказались в трудной ситуации – у них могут отобрать подъездные железнодорожные пути к крупнейшему в регионе Калкаманскому элеватору. А это значит, что они лишатся возможности самостоятельно распоряжаться объемами отгрузки, не завышая цену на урожай. Элеватор вместе со всем имуществом они купили вскладчину два года назад. У ХПП — 3,5 километров подъездных путей. Теперь на эти ЖД рельсы претендует частная компания, которая уже выиграла суд первой инстанции.

— С момента развала бывшего Cоюза и обретения Казахстаном независимости этот комплекс перепродавался несколько раз. Были разные владельцы, но перепродавался он всегда в комплексе, потому что, согласно 37-я статьи Закона «О зерне», любое ХПП отчуждается единым комплексом, — вводит в историю и объясняет детали происходящего вокруг Калкаманского элеватора руководитель зерновой и семенной инспекции управления сельского хозяйства Павлодарской области Сабит Каратаев, — Если сейчас, например, у них ЖД пути отнимут, там будет монополист сидеть, по своему усмотрению выставлять цены, а это вызовет неоднозначную реакцию.
Сейчас «Ертiс-Агро», который еще несколько лет назад торжественно создали для повышения конкурентоспособности местных аграриев и их экспортного потенциала, причем, по инициативе и по поручению президента Нурсултана Назарбаева, – может остаться у разбитого корыта. В объединении свыше 40 крестьянских хозяйств Павлодарского Прииртышья, и теперь их будущее развитие под большим вопросом. На имущество, оставшееся в наследство региону еще с советских времен, неожиданно стала претендовать одна из бывших «дочек» национального перевозчика «Казакстан темир жолы», а ныне -частная компания «Центр транспортного сервиса» (ЦТС).

– Если ЦТС заберет пути, это повлечет за собой остановку работы предприятия, а остановка работы повлечет за собой утерю зерна, то есть порчу хлеба. А это урожай с полей более 40 крестьянских хозяйств области. Кроме того, здесь же находится зерно государственного резерва, — пояснил председатель правления СПК Ерлан Токтушаков.
Впрочем, несмотря на существующий закон «О зерне», который всегда оберегал и защищал права отечественных хлеборобов, суд первой инстанции в Павлодаре истец все же выиграл.
— Несмотря на наши доводы, к нашему великому удивлению было принято судьёй межрегионального экономического суда Павлодарской области господином Магзумовым решение об отчуждении части земельного участка имущественного комплекса «Калкаманский элеватор». Что за собой повлечёт потерю лицензии, так как имущество является неделимым. Это одна сторона медали. И вторая сторона медали — мы фактически не сможем производить погрузочно-разгрузочные работы и отгружать свою продукцию, — отметил председатель СПК.
Крестьяне — в шоке, считают, что это решение противоречит всей государственной политике. По словам Кайрата Кусаинова из села Иртышск, который до сих пор до конца не реализовал прошлогодний урожай, эта ситуация может привести к разорению хозяйств. 36-летний хлебороб уже подсчитывает возможные убытки.

— Наша продукция рассчитана была на затраты 2019 года, соответственно, покупку семян, выплату заработной платы. Если ситуация не разрешится, то наше хозяйство будет затруднено в посеве 2019 года. Вы понимаете, что это значит для простого крестьянина? В аулах и деревнях люди надеются и смотрят на нас: у всех семьи, дети, у кого-то, возможно, кредиты, что мы им скажем потом? Извините, но у нас суд забрал ЖД-ветку, мы закрываемся, мы сокращаем или увольняем вас? Это ж не дело, — по-хозяйски и просто объясняет глава КХ «Каусар» Кайрат Кусаинов (на фото).

Отметим, что СПК «Ертiс» обеспечивает четверть всей потребности Павлодарской области в хлебе. В конце минувшего года у сельхозкооператива возникла проблема с наличием зерновозов для экспорта продукции в Узбекистан и Китай, но благодаря вмешательству СМИ и помощи центральных госорганов, вопрос сняли с повестки дня. Сейчас зерно уходит в срок и по графику. Здесь же, на Калкаманском элеваторе, хранятся почти семи тысяч тонн зерна «Госпродкорпорации». Пока подъездные пути к объекту принадлежат крестьянам, и они намерены через вышестоящие судебные инстанции отстоять свои права на них.
Однако крестьяне не могут толком понять, почему их имуществом так заинтересовалась частная компания? Между собой они даже называют все происходящее коррупцией или чистой воды рейдерством. По словам хлеборобов, в прошлом году в Павлодаре случился почти аналогичный случай. Тогда эта же компания — ЦТС — пыталась забрать ЖД-пути, расположенные на территории элеватора в п.Жанауыл. Но тогда суд не удовлетворил требования истца. А в случае с Калкаманским элеватором фемида принимает совсем другое решение.
В тот же день, когда состоялась встреча журналистов с павлодарскими фермерами, в интернете появилась статья из Южного Казахстана с упоминанием той же компании ЦТС. В материале говорится о патовой ситуации, в которой оказались местные бизнесмены. И все по вине ЦТС:
«Сразу 17 контрагентов железной дороги обратились в Палату предпринимателей г. Шымкента за решением проблемы, в которой оказались не по своей воле. Все они на протяжении многих лет пользовались одной и той же железнодорожной веткой, по которой получали и отправляли грузы. 15 лет эта ветка принадлежала ТОО «Путьтранссервис», с которым предприниматели все эти годы заключали договора на пропуск вагонов. Но в ноябре 2018 года в адрес всех контрагентов пришли письменные уведомления от АО «Центр транспортного сервиса» о том, что хозяин пути теперь он, и договора по пропуску вагонов нужно теперь заключать исключительно с ним. Но дело в том, что одновременно с ним права собственности на соединительный путь заявляет и ТОО «Путьтранссервис», который тоже считает себя хозяином ветки. Что интересно, обе компании получили на одну и ту же ветку госрегистрацию», — пишет otyrar.kz.

В статье отмечается, что в данный момент дело еще в суде и окончательного решения нет. Тем временем, несмотря на то, что суд не вынес свой вердикт, железнодорожный перевозчик — филиал АО «КТЖ – Грузовые перевозки» — «Шымкентское отделение ГП» не признает договоры, заключенные с «Путьтранссервис», и отказывается подавать вагоны тем, кто заключил с ним договора. «По словам предпринимателей, железнодорожный перевозчик, лоббируя интересы своего бывшего структурного подразделения, каким является ЦТС, настаивает на необходимости заключения договора исключительно с ним. Тем временем грузоотправители и грузополучатели связаны по рукам: спор между двумя бизнес-субъектами парализовал деятельность 17 предпринимателей. Как же так получилось, что у одного соединительного пути оказалось два хозяина? Все банально просто: это вина госорганов, выдавших правоустанавливающие документы на один и тот же объект недвижимости двум юридическим лицам. Палатой предпринимателей вопрос был вынесен на очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Но здесь всплыли и другие обстоятельства, проясняющие, кто же главный барьер на пути предпринимателей. Так, ИП Абдуллаева А.А. с 2006 года владела земельным участком под существующий железнодорожный путь и складское помещение. Все десять лет предприниматель выплачивала за участок кредит, отремонтировала полностью ветку и привела в рабочее состояние. Через 10 лет, как только был погашен кредит предпринимателем, АО «НК «Казакстан темир жолы» решило через суд забрать земельный участок под железной дорогой (естественно, вместе с путями), мотивируя тем, что он имеет стратегическое значение для железной дороги. Причем, никакие компенсационные выплаты предпринимателю не были возмещены. А через год КТЖ совершенно бесплатно передает этот участок другому владельцу – вышеупомянутому ЦТС.
— На каком основании они передают эту землю с путями ЦТС? Мне известно, что КТЖ передали этому же ЦТС еще 19 участков по Шымкенту. Суд даже не учел того, что железная дорога в одностороннем порядке расторгла с нами договор, который имел силу до 2019 года. Кадастровые документы на земельный участок под склад, которые остались у ИП, КТЖ просто-напросто нам не вернула, ссылаясь на то, что они утеряны, и мы до сих пор не можем восстановить документы на землю под складское помещение. Иначе, как беспределом, это никак не назовешь», — возмутился в интервью представитель ИП Марат Абдуллаев. — Если тут земля отбирается, а там безвозмездно она передается, то здесь однозначно усматриваются признаки коррупции», — резюмировали члены Совета и рекомендовали Палате направить обращение в Нацбюро по противодействию коррупции.
Вроде — это две разные истории, но, как видим, обе с одним сценарием. Финал же пока неизвестен, поэтому сохраняется интрига. Чем же в итоге все закончится в Павлодаре, и какое решение примет шымкентский суд? Редакция «НЖ» постарается до конца отследить обе истории.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №5, 07.02.19