Menu

Выставка длиною в жизнь

Выставка длиною в жизнь

Картины Лидии Борисенко – самые известные в Павлодаре. Её яркие, фотореалистичные пейзажи видели практически все горожане. Потому что более 20 лет Лидия Михайловна участвовала в самой длительной выставке в своей жизни – на Малом Арбате в районе ярмарки «Артур» у стен библиотеки №12. Только в 70 лет Лидия Михайловна получила возможность выставить свои работы в стенах Павлодарского областного художественного музея.

Выставка картин Борисенко «Моё богатство» прошла в музее с 18 по 29 января. Экспонировалось более 50 живописных полотен, написанных за последнюю четверть века – пейзажи, портреты, натюрморты, изображения птиц и животных – всё, что любит художница.
На открытии её дочь не могла сдержать слёз – ей было горько, что мастерство Лидии Михайловны столько лет оставалось недооцененным. Да и сама виновница торжества растрогалась. Поблагодарив музейщиков низким поклоном, она сказала:
– К этому я так долго шла. Я не задумывалась об этом, но я желала этого. Потому что внутри столько накопилось этого опыта, который тебя разрывает эмоционально, настолько отдать хочется, поделиться этой радостью. Бывает, напишешь картину, и не остаётся энергии. Но в это время нахлынет такая благость, такое счастье от выполненной работы!
Я познакомился с Лидией Борисенко весной 2016 года на уличной выставке, приуроченной к Наурызу. Был серый, ветреный день. Я вдруг увидел яркие окна в настоящий, живой мир лесов, гор и озёр в котором хотелось бы жить – это были её картины. Разговорился с художницей. Она оказалась под стать своей живописи – такой же живой, искренней, умиротворяющей.


Как настоящий художник Борисенко способна увидеть красоту в мелких деталях и мгновениях – каплях росы на листве, проблесках света в кроне деревьев, и передать своё ощущение радости этого момента нам, зрителям. Её самая любимая картина – тёплый осенний пейзаж «Струящийся свет». Художница говорит, что картина светится, даже если в комнате выключить свет.
Глядя на картины Лидии Михайловны, многие восхищаются их реалистичностью и дают самую высшую для автора оценку: как живые! Во время экскурсии по выставке художница поделилась секретами своего творчества:
– Я пользуюсь фотографией, фотографирую то, что мне нравится, – объяснила Лидия Михайловна. – Эскизами больше пользовались тогда, когда возможности не было. А чтобы поймать свет, который существует, пятна света, которые мне нравятся, лучше пользоваться фотографией.
Так художнице удаётся остановить время, чтобы показать нам понравившийся ей момент. Новые зрительные образы она улавливает постоянно. Порой находит сюжеты для своих картин в увиденных мимоходом журнальных иллюстрациях, телепередачах: вот в багровых лучах заката по океанской глади бьёт хвостом гигантский кит, вот о берег Азовского моря с кружевной пеной разбивается волна прибоя. Вода и небо – любимая тема художницы.


Вот подняли крыльями алмазные брызги, прилетевшие на озеро лебеди – фотореалистичная  картина, написанная белыми красками по чёрному фону. Минимум художественных средств, а эффект удивительный! Художница говорит, что глядя на неё, физически слышит мелодию «Лебединого озера» Чайковского, поэтому так её и назвала.
Чтобы понять, откуда любовь Лидии Михайловны к природе, нужно заглянуть в её детство. Оно прошло среди величественных лесов северного Урала. Родители художницы были людьми творческими – папа руководил клубом, а мама – самодеятельностью. Оба хорошо рисовали. Отец любил писать лесные пейзажи с натуры.
Это увлечение передалось дочери. Она рисует, сколько себя помнит. Во втором классе ей поручили оформление школьной стенгазеты. С той поры девочка твёрдо захотела стать художником. В Павлодар семья Борисенко переехала в 1965 году. Здесь Лидия пошла в 10 класс. Потом окончила училище молочной продукции и работала на молокозаводе в посёлке Калкаман. Но и там рисовать не прекращала.


В 1972 году женщина вернулась в Павлодар и устроилась художником-оформителем, 20 лет работала в Тресте «Казпромтехмонтаж» и на железной дороге. Там написала свою первую работу маслом. Это была копия картины Шишкина «Лесное озеро». Копия получилась настолько удачной, что её вскоре украли.
Шишкин – самый любимый художник Лидии Михайловны. Ей довелось побывать на выставках картин американского художника Рокуэлла Кента и Николая Рериха, посетить Лувр и увидеть воочию шедевры Тициана. Это лишь небольшой круг её интересов. Из павлодарской живописи она отдаёт предпочтение акварелям Евгения Фридлина.
Единственное, о чём сильно сожалеет Лидия Михайловна – это о том, что за всю жизнь так и не получила профессионального художественного образования, окончила только курсы художников-оформителей. Несмотря на высокое мастерство и опыт, отсутствие диплома отрезало её от крупных госзаказов, выставок в музеях и известности. Поэтому художница реализовывалась своим путём.


С середины 90-х Борисенко занялась живописью. Вместе с двенадцатью художниками-прикладниками организовала клуб «Мастерство», который возглавляла более 20 лет. Свои работы художники продавали на Малом Арбате у стен библиотеки №12 возле ТД «Артур» и на городских праздниках. Стояли и в жару и в холод. Это было трудное время, но богатое на общение со зрителями. Здесь живопись Борисенко получила народное признание.
Сразу же завязалась дружба с работницами библиотеки №12. Там же прошли первые персональные выставки Лидии Михайловны и творческие встречи. Сегодня Борисенко выступает в роли наставника молодых, начинающих художников. В стенах той же библиотеки второй месяц она бесплатно проводит для них мастер-классы.
Сейчас Лидия Михайловна рисует космические пейзажи. Её завораживают невероятные переливы света и композиции величественных галактик. На картинах Борисенко они превращаются в фантастические цветущие сады, где много места для фантазии. Лидия Борисенко – одна из немногих, кто может о себе открыто сказать: я – счастливый человек! И глядя на её картины, этому безоговорочно веришь.
Федор КОВАЛЕВ, фото автора, «Наша Жизнь» №5, 07.02.19

Наверх
Assembled by Nebel