Menu

Сезонная лихорадка или Почему не исполняются поручения президента

Сезонная лихорадка или Почему не исполняются поручения президента

Хлеборобы Павлодарской области второй месяц не могут отправить на экспорт 21 тысячу тонн зерна и семян подсолнечника в Узбекистан и Китай из-за острого дефицита подвижного состава на железной дороге. Об этом на днях заявили члены сельскохозяйственного производственного кооператива «Ертiс Агро». Крестьяне переживают, что за срывы контрактных обязательств им теперь могут грозить штрафы.

КРЕСТЬЯНЕ ТЕРПЯТ УБЫТКИ
- Столкнулись с такой проблемой, что мы не можем выполнить свои обязательства по подписанным экспортным контрактам. С октября месяца ни один грамм пшеницы мы не отгрузили в связи с тем, что нет зерновозов. Ситуация плачевная, и совсем не красящая нас. Буквально 10 декабря по первому контракту уже срок отгрузки заканчивается. Если мы за два месяца ничего не отправили, то до этого числа физически исполнить обязательства не сможем. Ждали до праздников, что что-то решится, прошли праздники и наступили будни, но нам снова говорят, что свободных вагонов нет, - пояснил председатель правления СПК Ерлан Токтушаков, добавив, что все они должны отгрузить 21 тысяч тонн пшеницы, ячменя и семян подсолнечника.
Отметим, что СПК «Ертiс Агро», куда входит 40 крестьянских хозяйств из шести сельских районов Павлодарской области, было создано в 2016 году. Экспортное зерно находится на Калкаманском элеваторе. Данное предприятие долгое время работало с серьезными перебоями, пока год назад общим решением членов кооператива СПК не выкупило его у частника. На сегодня элеватор с общей емкостью 26 тысяч тонн переполнен, и не может дальше принимать зерно для хранения и сушки.
– Два дня стоим, хочется же, чтобы быстро и цивилизованно все было. Зерно жалко, крестьян жалко. Мы все хотим работать, кормить семьи, а тут сплошные проблемы. Как-то, что-то надо с этим делать, но никто пока не приезжал, не спрашивал чем помочь, как помочь, - возмущен водитель грузовика с зерном Алексей Умтилов.
С ним солидарны и другие камазисты, которые вынуждены сутками стоять у ворот элеватора.


- Что теперь нам делать? Домой, что ли, ехать? Я же не повезу обратно зерно! Мы должны были сюда привезти, отгрузить на элеватор. Вот и ждём. Спим в машине, кушаем в машине. Машина стала вторым домом. Куда деваться, когда уже будет порядок? - задается вопросом еще один водитель Серик Шамболов.
В этом году, несмотря на погодные условия, хлеборобы области собрали неплохой урожай. Но одно дело - вовремя убрать пшеницу и другие культуры с полей, но ведь еще надо суметь его сохранить.
- Наши мощности не безграничны. Все емкости переполнены, потому что зерно не ушло на экспорт и лежит здесь. То есть площади не высвобождаются, как планировалось. Мы сейчас перешли на другой вариант – помогаем только тем крестьянам, у кого есть проблемы с влажностью зерна, чтобы оно не сгнило. Но на этой неделе элеватор уже полностью остановит приемку. Это – одна сторона медали. Вторая, не менее серьезная и важная проблема – это то, как после этого мы будем выглядеть в глазах наших зарубежных партнеров? Если мы срываем поставки и не выполняем контрактные обязательства - кто завтра захочет с нами работать? Они в шоке и не понимают, как это нет возможности отправить груз? То есть не верят, что у нас нет нормальной логистики и подвижного состава. Мы обращались в КТЖ, там нашим крестьянам ответили: все компании частные, вагоны частные, и что у самого КТЖ нет зерновозов. Частники говорят, что в наличии сейчас вагонов пустых нет. Вот бегаем по кругу, как и когда это разрешится, не понятно, - рассказывает глава СПК.
Из-за срывов графика экспорта зерна и переполненности элеватора крестьяне терпят убытки.
- У каждого есть кредиты, у каждого обязательства по лизингу техники, а мы в минус уходим. Нам не нужны посредники, это раньше они накручивали, забирали у нас зерно и зарабатывали на нас. А крестьяне получали мизер. Теперь хотели без посредников, но нет вагонов. Как будто все продумано и сделано специально. Все свалилось в кучу. Нам говорят: увеличивайте экспортный потенциал. А как в таких условиях выполнять эти поручения президента Назарбаева, я даже не знаю. Хотели открыть первую в стране современную молочно-товарную ферму, чтобы была 100% цифровизована, специально ездил в Нидерланды учиться, а с такими проблемами разве такое получится? - задается вопросом глава крестьянского хозяйства «Замандас» из села Агашорын Иртышского района, один из самых уважаемых хлеборобов региона Балгабай Бакишев.

СЛЕДЫ ТЕРЯЮТСЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Как прокомментировали ситуацию в павлодарском отделении АО «КТЖ – Грузовые перевозки», в настоящее время дефицит подвижного состава для перевозки зерна остро стоит по всем зерносеющим регионам республики.
- Причина – невыдержка оборотов вагонов, неэффективность использования подвижного состава, сверхнормативные прости, задержки под погрузку и выгрузку зерновозов и крытых вагонов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов. А наши клиенты, так скажем, за них особо отвечать не хотят. У них не болит голова за это. Они считают: ты мне дай вагон, я погружу и отправлю. И потом он ушел. Сколько он идет, сколько он разгружается, когда обратно вернется, где простаивает, – это уже его не заботит, считает, что больше не его проблема, - заявил директор филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки - «Павлодарское отделение грузовых перевозок» Даулетбек Нигметов.
По его словам, невозврат вагонов в настоящее время наблюдается с территории Узбекистана.


- У нас в Узбекистане застрял 331 зерновоз. Из них 237 простаивают более 10 суток, 28 стоят более 25 дней, то есть почти месяц не возвращают. Крытых вагонов - 1410. Из них 737 более 10 суток простаивают в Узбекистане, 185 – более 25 суток. То есть грузополучатель узбекистанский своевременно не освобождает наши вагоны и не возвращает. Естественно, потом Узбекистан дополнительное количество вагонов принять не может. На нашей территории стоят в ожидании передачи 760 крытых вагонов, 792 зерновоза. По мере высвобождаемости, возврата тех порожних зерновозов, Узбекистан будет принимать эти вагоны. Вот это называется «оборачиваемость вагонов». По этой причине образовывается нехватка вагонов для всех наших отправителей, - резюмировал руководитель павлодарского отделения «КТЖ – Грузовые перевозки».  
Он также проинформировал, что простои и нарушения сроков возврата подвижного состава наблюдаются и на отечественных станциях, в том числе расположенных в Павлодарской области.
- В ноябре по области отмечены простои зерновозов в ожидании погрузки в виду отсутствия зерна по ст.Шарбакты. Фирма «Фароб Наджиб». Простой – 23 суток. Ст.Рождественка – более 34 суток, ст.Жолкудук – более 16 суток. Грузоотправитель – фирма «Дала РН» по причине отсутствия зерна задержала зерновозы на 8 суток, фирма «АгроКум» задержала 8 зерновозов на 7 суток, по ст.Павлодар – более 5 суток простаивают зерновозы для погрузки фирмы «ГрейнПул», - проинформировали в павлодарском отделении железной дороги.
Чем закончится эта история, пока не ясно. Напомним, что Президент Казахстана неоднократно призывал отечественных сельхозтоваропроизводителей активно внедрять новые технологии, выходить на внешние рынки и повышать свой экспортный потенциал. Но на деле исполнить эти поручения пока не всегда удается.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №48, 06.12.18

Наверх
Assembled by Nebel