Пятница, 29 марта
Меню

Реформы школьного образования: от «А» до «Я»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 792
Реформы школьного образования: от «А» до «Я»
Ирина Синицина в новом Teacher`s office школы-лицея№8

Хороший школьный учитель всегда был и будет образцом для подражания, а личный пример педагога – главный пример в жизни для его учеников. Это недавно вновь подчеркнул президент Нурсултан Назарбаев. В своем октябрьском Послании народу глава государства особо акцентировал внимание на развитии системы среднего образования через активное внедрение современных методик обучения, и поручил правительству и депутатам в кратчайшие сроки разработать специальный закон «О статусе учителя». Слова Нурсултана Назарбаева буквально встряхнули всю педагогическую общественность страны, вызвав небывалое оживление и среди школьных учителей Павлодарского Прииртышья.

За последние несколько дней в Павлодаре прошла целая череда важных мероприятий, в том числе горячих встреч и дискуссий, которые напрямую связаны с новыми стандартами школьного образования и будущего статуса самого учителя.  Остановимся на самых важных из них.
В понедельник, 12 ноября, именно в нашем городе Министерство образования и науки (МОН) устроило первый после обращения к народу главы государства выездной республиканский методический совет. Он собрал вместе делегатов со всех регионов республики. Как объяснили организаторы, место проведения было выбрано не случайно, — ведь Павлодар считается лидером по качеству школьного образования в стране. На встрече много говорили о происходящих реформах, и том, что собственно должно быть прописано в инициированном президентом Назарбаевым законе. Дело новое, потому важно сейчас все детально обсудить, поразмыслить, и придать этому какую-то практическую форму. Павлодарские учителя первыми взявшие на правах хозяев площадки инициативу в свои руки не стали скромничать и выдвинули сразу несколько важных идей и предложений.
— Если учитель отработал 25 лет, нужно, чтобы он имел право выбрать выход на пенсию по выслуге лет. Раньше была такая норма, считаем, что ее нужно вернуть. Также необходимо на законодательном уровне предусмотреть социальные льготы. К примеру, это касается оплаты коммунальных услуг, приобретения жилья из государственного фонда, — огласил перечень предложения для внесения в закон «О статусе учителя» заместитель руководителя образования Павлодарской области Жомарт Карамбаев, что вызвала широкую поддержку среди участников совета.
Вице-президент Национальной академии образования имени И. Алтынсарина Алмагуль Мухамедханова, приехавшая из Астаны, поддерживает мнение своего павлодарского коллеги. Социальный блок – это самое важное. Ведь от того, как будет себя ощущать педагог, и чувствовать заботу о нем родного государства, в итоге и зависит успех всех намеченных и уже проводимых реформ. А работы – не початый край.
— Всё новое, а в данном случае это переход на обновленное содержание образования, всегда вызывает вопросы и трудности. Есть много того, что будет проводиться впервые. И миссия наших методических служб в том, чтобы помочь учителям. Мы будем на каждом этапе оказывать всю необходимую методическую и методологическую поддержку, — отметила высокая гостья.
Отметим, что для учителей уже внедрена четырехуровневая система оценки их профессиональных знаний и новаторских способностей. В зависимости от категории — «педагог-модератор» или «педагог-мастер» — они получают надбавку к окладу от 20 до 50%. А те, кто ведет уроки на английском языке, получают дополнительно еще 25%-ю прибавку к заработной плате. Большие требования одновременно предъявляются к качеству школьных учебников, методическим пособиям, а также оснащенности учебных классов и кабинетов современной цифровой техникой и интернетом.

79 авторов, редакторы, издатели, художники-иллюстраторы, представители различных научно-инновационных центров, — на минувшей неделе в Павлодаре высадился большой десант специалистов, ответственных за школьные учебники нового поколения. Массовым тиражом их издадут к сентябрю будущего года, ну а пока есть время, они проходят тщательную проверку у педагогов-практиков.
– Задача — максимально охватить все регионы, и выслушать все мнения. Пока эта работа не будет завершена, ни один учебник не получит «добро» на массовое издание, — сказал открывая встречу заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» МОН РК Адильхан Дуйсебек.
Штудировали проекты новых учебников свыше 300 педагогов всех школ области. Специально для этого на два дня подготовили десятки аудиторий во Дворце школьников. Здесь же расположился министерский штаб.
Представители МОН напомнили, что два года назад учебники нового содержания появились для первоклассников. Затем в 2017 году их получили ученики 2-х, 5-х, и 7-х классов. Кстати, материалы некоторых из них тогда вызвали серьезную критику. Авторы извинились и исправили ошибки. С сентября этого года новыми материалами обеспечили 3-е, 6-е и 8-е классы. Их отпечатали для всех школ страны. На этот раз ответ держали разработчики проектов учебников для 4-х, 9-х и 10-х классов. Отметим, что по современным требованиям ранец ученика начальных классов не должен превышать по весу 2,5 килограммов. Этому сейчас уделяется особое внимание, ведь речь идет о здоровье ребенка. Отечественные издательства стараются строго соблюсти эти требования, иначе могут не получить заказы. Для этого разработчики различных учебников, в зависимости от количества часов, разделили их на четыре части. Из учета – 1 четверть, 1 учебник.  
— В наших учебниках есть материалы для мини-исследований, которые дети будут проводить под руководством учителей на уроках, все очень удобно и  подробно представлено через создание моделей, через работы с картами и так далее. То есть все очень просто и доступно, — демонстрируя учебник «Естествознания» для четвертых классов, пояснила представитель «Центра образовательных программ» автономной общественной организации «Назарбаев интеллектуальные школы» из Астаны Наталья Орехова. – На все иллюстрации и фотографии, которые мы используем в учебниках, получены авторские права.
Большинство учебников педагоги одобрили, к их содержанию не возникло серьезных замечаний. А вот задания по предмету информатика смутили лучших педагогов. Учитель Галкинской сельской школы Василий Аркадьевич считает, что в них есть принципиальные ошибки.
– Ребенок просто не сможет ничего создать, он просто не сможет усвоить информацию из этой книги. Тут серьезные ошибки. Информатика любит точность, и, чтобы создать хоть какую-то программу, нужен четкий алгоритм действий, это цифры, символы и обозначения. Это же компьютер, это высокие технологии. А по этим заданиям ребенок ничего не поймет, сломает голову, поэтому учебники надо доработать, — заявил учитель информатики из Галкинской средней школы Василий Суворов.
Представители МОН не стали ничего оспаривать и заступаться за авторов, а просто «запротоколировали» все замечания, и предложения.
— Нам очень нравится в Павлодаре. Ваши педагоги очень щепетильно и ответственно относятся ко всему. Открыто говорят о том, что и где их не устраивает, указывают на все недочеты, спорят с авторами, выражают свое принципиальное несогласие, потому что они понимают, что им завтра работать с этим материалом, — признался в кулуарах обсуждений Адильхан Дуйсебек, возглавляющий группу по обсуждению проектов новых учебников.

«За» обновление учебного процесса выступает и известный педагог Ирина Синицина. Учитель биологии с 30-летним стажем отлично владеет английским языком, и на днях подтвердила высшую категорию, получив статус «педагога-мастера».
– Любой здравомыслящий человек всегда будет противником каких-то резких и необдуманных реформ, которые ничего в будущем хорошего не несут. Когда объявили о тестировании, я только обрадовалась. Почему? Потому что это достаточно прогрессивный метод. И нам дают возможность лишний раз проверить свои знания, свои способности. Ведь никто никого не заставляет. По прежней старой системе аттестация проводилась каждые 5 лет. То есть по истечении каждых пяти лет нужно было подтверждать свою квалификацию. Она и сегодня действует, есть право выбора. Я проходила ее несколько лет назад, и у меня еще есть в запасе время, но я решила не ждать, и воспользовалась этим случаем, — выразила свое мнение учитель биологии высшей категории из школы-лицея №8 Ирина Синицына. — Знаете, наша система образования, что бы вокруг ни говорили, и каких бы трудностей не было, но она далеко продвинулась вперед. Я много езжу, я знаю. И сейчас в Казахстане среди всех стран СНГ самая высокая заработная плата у учителей, и еще нам дают возможность вот так вот проявлять себя. Одновременно с Ириной Юрьевной в этот день пройти аттестацию в стране решились свыше 50 тысяч педагогов. В Павлодарской области заявки на тестирование подали больше двух тысяч педагогов.
Сама процедура аттестации точь-в-точь, как на Едином национальном тестировании для школьников. Разве что за парты сели не дети, а уже взрослые люди. От того, как они подтвердят свою категорию, зависит размер прибавки к зарплате. А она достаточно солидная. Оклад самых опытных учителей, которые ведут свой базовый предмет на английском языке, превышает 200 тысяч тенге.
– Это доказывает наш уровень учителей, и поможет в будущем родителям быть больше доверять нам. Они будут знать, что мы можем подготовить детей, и что мы действительно обладаем достаточными знаниями, чтобы их дети в будущем показывали блестящие результаты и добивались высот, — отметила после экзамена учитель английского языка из школы №2 села Железинка Анна Рой. Девушка всего два года назад закончила пединститут, и поехала работать в район по программе «С дипломом в село». Анна успешно прошла тестирование на статус «педагог-модератор».

Еще один важный аспект нового стандарта образования – переход на цифровые технологии. Детские лаборатории 3D-моделирования, старт-ап академии, центры роботокомплексов – сейчас в Казахстане повсеместно открываются специальные парки IT-технологий, где дети не просто изучают компьютеры, а воплощают в реальность свои самые невероятные идеи. Ученики 6 класса средней школы №11 Артем Малых и Айпара Сыздыкова только недавно побывали на республиканском конкурсе. Их изобретение под названием «Блинопек» получило высшую оценку.
Цифровые технологии активно внедряются в учебный процесс во всех объектах образования Павлодарского Прииртышья. Только в этом году новые IT-классы, оснащенные самым передовым оборудованием от лучших мировых производителей, — открылись сразу в 20 школах. А учителя, преподающие информатику, проходят специальные курсы, чтобы быть на волне, и не отставать от прогресса, заодно активно учат английский язык.
– Все последние десятилетия престиж профессии педагогов падал. Мы прекрасно знаем, что в пединституты шли не отборные кадры, а те дети, которые не могли преодолеть какой-то пороговый уровень и набирали минимальные 40 баллов по ЕНТ. На сегодняшний день все возможности, которые открываются перед педагогом, позволяют привлечь в школу молодежь, позволяют руководителям школ производить отбор из имеющихся резюме. И поэтому, думаю, приниматься люди будут не потому, что нет кадров, не потому, что некому работать, а именно на конкурсной основе, и конкурс этот будет достаточно жесткий и серьезный, — считает учитель биологии высшей категории Ирина Синицына.
По данным инновационного центра развития образования, только за летние каникулы специальные языковые курсы в Прииртышье успешно прошли 195 педагогов. Всего за три года охват достиг почти тысячу человек. Сейчас предметы на английском языке успешно преподаются в 234 школах области, из них 136 —  на селе.  
– Сегодня в области свои предметы на английском языке свободно преподают 487 учителя. Это учителя физики, химии, биологии и информатики, — пояснила методист центра развития образования Ляззат Ахмедиева.
Отметим, что средний возраст учителей, которые активно используют на уроках термины, задания и материалы на английском языке, – 30-40 лет.
– Свой уровень знания я повысил в прошлом году до уровня В1, а в этом году — до С1, я так думаю, что и дети, слыша, как улучшается мой английский язык, также тянутся за мной. Стараюсь каждый раз на уроках вводить новые слова, один з другим новые термины, чтобы это закрепилось у ребят навсегда. Думаю, что у нас все получается очень даже хорошо, — приоткрыл секреты ведения занятий на английском языке учитель физики средней школы №34 Жасулан Мендыбаев.
Отметим, что в этом году в школы области пришли работать 550 молодых  специалистов. Но дефицит хороших учительских кадров, как признали в управлении образования, все еще существует.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №45, 15.11.18