Четверг, 28 марта
Меню

Стратегический объект или Проходной двор?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1888
Стратегический объект или Проходной двор?

Многотысячный трудовой коллектив канала имени Каныша Сатпаева обеспокоен будущим предприятия. Причина – намерение министерства сельского хозяйства передать водохранилища, расположенные у насосных станций, в частные руки для рыбохозяйственной деятельности. Между тем, по словам специалистов, пребывание посторонних лиц у береговой линии может негативно сказаться на безопасности. Они переживают, что в результате хозяйственной деятельности частных природопользователей в канал могут попасть вредные или отравляющие вещества. К тому же они вряд ли будут заниматься воспроизводством рыбных запасов, скорее, могут уничтожить ту популяцию, которую с огромным трудом удалось восстановить специалистам канала.

Многие годы республиканское государственное предприятие «Канал им.К.Сатпаева» (в прошлом канал Иртыш-Караганда), испытывал серьезные финансовые и материально-технические проблемы. Регулярные неплатежи, долги за электроэнергию, процедура банкротства, попытки приватизировать активы – все это уже осталось позади. Сейчас можно говорить, что предприятие крепко стоит на ногах, постепенно проводит перевооружение, а павлодарский филиал активно помогает родному поселку Щидерты. Недавно, как рассказал директор районного управления эксплуатации канала Владимир Егер, они успешно завершили масштабную инвестиционную программу по замене насосно-силового оборудования, на что было выделено 4,5 миллиарда тенге.
— Сейчас предприятие готовится к реконструкции 87-й плотины. Стоимость этого проекта – шесть миллиардов тенге. Все насосные станции, все оборудование работает в штатном режиме, никаких сбоев или аварийных ситуаций нет, обстановка на предприятии стабильная, — ввел курс дела Владимир Егер.

Помимо прочего, на насосно-фильтрационной станции в п.Щидерты, которая обеспечивает подачу питьевой воды для местного населения, в этом году силами канала построена новая бактериологическая лаборатория. В новое здание и приобретение оборудования вложено 100 миллионов тенге собственных средств предприятия. Скоро лаборанты фильтрационной станции, которые все это время ютились в двух небольших комнатах, переедут в отдельный просторный блок. В корпус сейчас завозят новую мебель и монтируют необходимую для работы аппаратуру.
— Наша лаборатория работает 24 часа в сутки, без праздников и выходных. Проверка качества воды проводится ежедневно, обязательно через каждый час берем пробы. Химический анализ проводим сразу по 22 показателям. Плюс у нас есть микробиолог, он проводит свои исследования. Наша главная задача – не допустить попадания в канал каких-то посторонних веществ, и обеспечить подачу качественной питьевой воды потребителям, — пояснила заведующая химико-бактериологической лабораторией поселковой насосно-фильтрационной станции Алла Куратова.

На предприятии удалось сохранить свое нерестово-вырастное хозяйство, где успешно разводят сарбоянского карпа. Причем рыбопитомник есть только на территории Павлодарского филиала. Никто больше воспроизводством рыбных запасов на всем протяжении огромной искусственной водной артерии не занимается. В этом году сотрудники филиала выпустили в воду 40 тонн молодняка или два миллиона сеголеток и 11 миллионов личинок. Сколько из них приживется, пока никто с точностью сказать не может, но по опыту прошлых лет, прогнозируют сотрудники нерестово-вырастного хозяйства, результат должен быть неплохой. Карп, белый амур, рипус, пелядь, толстолобик, — все эти растительноядные виды рыб нужны каналу для очистки русла. Они, как естественный природный мелиоратор, выедают все заросли. А если не будет этих видов рыб, все зарастет травой, что приведет к ухудшению качества воды в целом.

Между тем, пока сотрудники РГП стараются увеличить популяцию «плавниковых» обитателей канала, развивают маточное поголовье, расширяют «родильные цеха» и чистят пруды, над самими водохранилищами возникла реальная угроза того, что их могут отдать частникам. Такой идей загорелось министерство сельского хозяйства. В ведомстве решили, что эти водоемы надо сделать рыбохозяйственными и отдать сторонним природопользователям. На письма администрации канала в ведомстве ответили, что уже готовятся к проведению конкурса по распределению и передаче объектов частникам.
– Мы постоянно следим за порядком на наших водоемах, боремся с загрязнениями береговых линий, осуществляем контроль выполнения положения о режиме санитарной охраны канала, заботимся о воспроизводстве рыбных запасов. Никто другой не сможет обеспечить должный контроль и безопасность. Поэтому мы считаем, что недопустимо отдавать наши водохранилища в чужие руки, — выразила свою четкую позицию инженер эколог павлодарского районного филиала РГП «Канал им.К.Сатпаева» Лия Сарамсакова.
Активно поддерживает экологов и ветеран предприятия, один из самых знаменитых строителей канала Иртыш-Караганда Леонид Баталов (на фото). Для него этого дело чести. Начинал свою карьеру Леонид Иванович в 1962 году простым экскаваторщиком, а позже вырос до должности начальника управления. Несмотря на преклонный возраст, а ему уже 82 года, он и сегодня активно продолжает трудиться на благо родного предприятия, занимая должность советника председателя РГП. Кстати, мало кто знает, но именно Леонид Иванович уберег канал от пересыхания в 90-е годы прошлого столетия, и не дал никому распродать уникальное оборудование.

– Согласно Указа Президента, канал считается стратегическим объектом, и по постановлению правительства пребывание посторонних лиц за санитарным поясом №1 за 100 метров от его границ категорически запрещено. Много ограничений существует и касательно пояса №2, он чуть дальше. Там тоже чужим беспричинно делать нечего. Раньше посторонним, чтобы приблизиться к каналу, нужно было проходить медицинский осмотр, получать санитарную книжку, сейчас все это пущено на самотек. Если отдадут водоемы в частные руки, то нет никаких гарантий, что завтра не произойдет какая-нибудь экологическая катастрофа. Тогда что угодно может попасть в канал: и мазут, и химикаты, и, возможно, отравляющие какие-то вещества. Они же могут использовать и взрывчатку, чтобы глушить рыбу, и подогнать машины близко к воде, а там, если что-то неисправно в  автомобиле, польется горючее, они могут какие-то химикаты возить. В общем надо строго санитарную зону соблюдать, и мы обязаны отвечать за это дело, — переживает за судьбу уникального гидротехнического сооружения Леонид Иванович.

Ветеран предприятия ведет постоянную переписку со столичными чиновниками, чтобы решить вопрос статуса водохранилищ, которые находятся вдоль всего канала. Обращался даже к премьер-министру и к генеральному прокурору, но должной реакции пока не последовало. Речь идет о девяти таких водохранилищах, шесть из которых находятся на территории Павлодарской области. По словам Леонида Баталова, в 2004 году уже был нехороший опыт, когда минсельхоз отдал их в управление частным природопользователям. Как говорит ветеран, бизнесмены не занимались воспроизводством рыбных запасов, а только браконьерски истребляли то, что было. В 2010 году после многочисленных обращений администраций канала природопользователей лишили этого права. И вот сейчас возникла новая угроза, и водохранилища вновь хотят выставить на конкурс.

— Есть два документа, первый документ — правительственный, под номером 1259, в котором говорится, что канал признан санитарной зоной для обеспечения качественной подачи воды. То есть, введены строгие ограничения. И тут же есть другой документ – это приказ министерства сельского хозяйства выставить водохранилища на конкурс. То есть два противоречащих друг другу документа – правительство говорит одно, минсельхоз хочет сделать по-своему. С этой неразберихой получается, что из канала сделали какой-то проходной двор. Сейчас любой может прийти, закинуть удочку, а хуже лесковые сети, порыбачить, наловить ту рыбу, которую мы с большим трудом выращиваем, и спокойно идти домой со всем уловом. При этом после себя каждый браконьер оставляет груду мусора. На протяжении пяти лет я ставлю вопрос о том, чтобы решили наконец-то вопрос, чтобы официально водохранилища оставались за каналом и не делали попыток передать их частникам. С 2014 года на все запросы приходит один и тот же ответ: будем закреплять водохранилища, но до сих пор этого не сделано, разные причины находят. У меня создается впечатление, что кто-то лоббирует этот вопрос в каких-то личных, корыстных коррупционных целях. Мне остается только написать президенту и искать защиту у него, — подводит итоги сложившейся ситуации Леонид Баталов.

Акимат Павлодарской области встал на сторону трудового коллектива предприятия и пытался вмешаться в ситуацию. Ранее распоряжением главы региона водохранилища документально закрепили за каналом, но центральные органы власти в лице минсельхоза через суд опротестовали этот документ. В столичном ведомстве считают, что коли РГП — это республиканское предприятие, значит, региональные власти не имеют права вмешиваться. Судя по официальной переписке, минсельхоз продолжает настаивать на своем и обещает поступить по-своему. Очередной датой проведения конкурса по передаче водоемов частникам в Астане называли 17 октября 2018 года, Но то ли документы в ведомстве не успели подготовить, то ли денег на организацию мероприятия не нашли, — в общем в этот день тоги не состоялись.
– Водоем может потерять свое первоначальное значение, то есть он является источником питьевого водоснабжения, а раз он будет зарастать травой из-за того, что частники не будут следить за ним, соответственно возникает вопрос национальной безопасности. Ведь качество воды будет только ухудшиться. Мы считаем, что это в корне неправильно — закреплять водохранилища за сторонними пользователями, это антинародное решение, — считает независимый эксперт Равиль Калиев, который на протяжении нескольких лет занимается проблемами зарыбления канала им.К.Сатпаева.

В администрации области пытаются всячески поддержать коллектив канала, и также периодически направляют свои письма в Астану.
– Наша позиция в том, чтобы оставили руководство за каналом, и закрепили водоемы за каналом. Это единственно правильное решение. А если здесь будет несколько закрепленных лиц, то есть разные природопользователи, то контроля на должном уровне уже точно не будет, — резюмировал руководитель отдела животного мира областного управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Ернар Шекеев.
Канал имени Сатпаева – это крупнейшая в СНГ искусственная водная артерия с огромной сетью гидроузлов, трубопроводов, дюкеров, фильтрационных станций, экопостов и лабораторий. Экибастуз, Аксу, Майкаин, п.Щидерты, Астана, Караганда, Темиртау — он питает чистой питьевой водой населенные пункты с общей численностью жителей в два миллиона человек. Расположенные вдоль канала 22 насосные станции обеспечивают подъем уровня воды до 418 метров. Отметим, что вот уже больше 40 лет «Канал им.К.Сатпаева» остается главной водной артерией, питающей Центральный Казахстан. Альтернативы ему нет. А с 2001 года вода из канала бесперебойно подается по водоводу в р. Ишим, далее в Вячеславское водохранилище для водоснабжения столицы республики — Астаны. Ежегодно канал перекачивает до 400-450 миллионов кубометров воды. При этом 272 километров канала проходят по территории Павлодарской и 186 километров — по Карагандинской области.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №41, 18.10.18