Среда, 24 апреля
Меню

Андрей Оразбаев: «Для художника погружение в тему – это духовная практика»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1351
Андрей Оразбаев: «Для художника погружение в тему – это духовная практика»

Юбилейная персональная выставка Андрея Оразбаева открылась в Павлодарском художественном музее. Оразбаев известен в Казахстане и за рубежом как символист, абстракционист и авангардист. В нынешней экспозиции, посвященной 55-летию художника, представлены 70 живописных и графических работы автора. Выставка стала ретроспективой, представляющей последние 10 лет творчества, которое, как говорится, «руками не потрогать, словами не назвать». Это нужно видеть.

В исполнении Андрея Оразбаева «Горная речка» – это не точка на местности, не географическая координата, а точка в пространстве и времени. Это поток, смывающий наносное, и обнажающий смыслы понятия, самые сакральные, на уровне понятных и знакомых образов. Это особое умение  – переносить видения из снов на поверхности с помощью цвета и красителей и закреплять их в конкретной форме. Это магия художника-шамана.
Андрей Оразбаев (творческий псевдоним – Аншумали) родился в Павлодаре в 1963 году. Учился у художников Величко и Мартыненко. С 1997 года член Союза художников РФ, с 2012 – в Союзе художников РК. Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, внесший вклад в преображение облика Павлодара, как автор монумента чернобыльцам-ликвидаторам в Ленпарке. Занимался дизайном интерьеров, прикладными видами творчества, керамикой. Сейчас в приоритете «чистое творчество», как говорит сам автор.
Искусствоведы поясняют, основными в работе художника являются произведения символического плана. Их отличают замысловатость сюжетов, композиционная плотность и законченность, изящество и точность линии. Произведения, наполнены внутренней экспрессией и предложены в оригинальной трактовке. Использование смешанной техники и введение разнообразных материалов позволяет художнику создавать разнофактурные коллажи. Картины Андрея Оразбаева представляют современный формат приобщения зрителя к творческому процессу.

— Это неординарность мысли, индивидуальное представление  о живописи, — говорит об Оразбаеве главный хранитель фондов художественного музея Елена Дубовая. – Это созвучно философским поискам больших людей – о мире, пространстве, времени. Он не человек цели, а человек пути – идет своим путем по дороге созидания, знакомясь, обучаясь, теряя и приобретая, и вновь идет дальше. Его графика – это интеллектуальный поиск. И акт созидания, для творца это мощный стимул жить дальше. А для зрителей – новые открытия.
Четвертая выставка в стенах художественного музея Павлодара – и вновь философский диалог с неожиданными выводами и трактовками знакомых всем понятий и авторскими интерпретациями. Например, картины «Любовь не картошка», «Откровение китайскому патриарху», или глубокомысленная «Притча о лягушке».
— Когда я придумал «Притчу о лягушке», то сначала были эскизы. Но вообще я предпочитаю работать и производить реализацию сюжета в процессе. Я никогда не знаю вначале, что получится в конце. И название, тема могут трансформироваться с работой, — поясняет Оразбаев.

Первая серия его абстрактных работ появилась в начале 90-х. В современной живописи он отмечает: есть много интересного, в том числе в Казахстане и СНГ. Из классиков предпочитает пост-импрессионизм, Гогена и художники Серебряного века, например, Врубеля.
— Самый строгий для художника ценитель – это он сам, — считает Андрей Оразбаев. — Никто лучше него не знает, что ему удалось. Выставка рестроспективная, за большой период времени, и работы по стилистике отличаются друг от друга. Лично для меня она означает, что есть куда стремиться. Для художника работа, откровенный подход к делу, погружение в тему – само по себе является духовной практикой. Источник вдохновения для меня – это многообразие окружающего мира, природы, людей. Все это проходит через призму моего восприятия. Иногда настолько глубоко, что реальные объекты трансформируются в не совсем узнаваемые. В этих образах они трансформируются через мое сознание. Я желаю всем вдохновения, перспектив и желания творить. Но это еще не все. Сейчас будем резать барашка, — вдруг заявил художник.

Фирменный подарок зрителю на выставке – традиционное представление от Оразбаева. Автор выставки – единственный перформансист, который не устает представлять павлодарской публике этот вид искусства. «Барашка» из компьютерного процессора торжественно принесли в жертву, распотрошили нутро металлического ящика, «сварили» железное угощение и подали гостям вернисажа. А голову «барашка» вручили аксакалу – старейшему художнику Павлодара Виктору Поликарпову. Загадочный перформанс «Информационный голод» вобрал в себя многое — иронию над всеядностью современного человека-поглотителя информации, переосмысления голода физиологического и информационного, и дал пищу для размышления над глубоким смыслом символического действа.

— Мы приглашаем всех соприкоснуться с этим притягательным, и по-настоящему цельным и значимым искусством, — говорит о выставке, которая продлится до 12 ноября, искусствовед Ольга Пашко. — Это живопись – буйство цвета. В своеобразном калейдоскопе автор собрал картины — с каждой персональной выставки понемногу. Получился цельный образ художника-авангардиста, абстракциониста, который использует символизм в картинах. Оразбаев – художник-философ, чувствующий и умеющий работать с цветом и формой. Он умудряется бесформенное, бестелесное абстрактное искусство воплотить в определенную оболочку, когда получается увидеть образ. И эта образность характерна для Андрея Оразбаева, он по-своему абсолютно действует, ни на кого не похож. А образы живут уже сами по себе.

В абстрактном искусстве легко потеряться, все время пробуя что-то новое, но Андрея Оразбаева отличает цельность. Он четко знает, что хочет сказать, и что нужно использовать для того, чтобы рассказа оказался понятным для зрителя. Удивительно, но в абстракции он достигает точности образов и особого транскультурного символизма. Как будто настраивает на определенную волну, которая обязательно есть в духовном диапазоне каждого, только разбуди ее . Как на картине «Цветные сны», которые видит хоть раз в жизни, наверное, всякий. Но запечатлеть удается только такому художнику.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №41, 18.10.18