Среда, 24 апреля
Меню

Джаз на новой сцене

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 944
Джаз на новой сцене

В Павлодаре прогремел второй международный джазовый фестиваль «Палитра Джаза-2018» с участием американских, российских и казахстанских оркестров и исполнителей. В отличие от прошлогоднего фестиваля, он прошёл при большом скоплении любителей музыки – в первый день в зале ГДК практически не было пустых мест, а на закрытие, состоявшееся на новой сцене центральной набережной, пришли тысячи павлодарцев.

Покорив американскую сцену, Шола отправилась в турне на завоевание сердец любителей музыки Европы и Азии. Специфика её вокала в том, что в нём гармонично сочетается всё богатство афрокультуры – здесь есть элементы джаза, R&B, фанка, регги, соул, госпел. Сегодня Шола — восходящая звезда нового джаза (New Urban Jazz) – сплава вышеперечисленных стилей, электронной музыки и импровизации.
Пианист Алексей Черемизов уже выступал в Павлодаре. В прошлом году он здесь аккомпанировал другой джазовой диве из США – Деборе Дэвис. Виртуозная игра Черемизова высоко котируется среди именитых джазовых исполнителей, поэтому в турне по России и Азии они стремятся пригласить именно его. Сразу после концерта в Павлодаре Фаррар и Черемизов отправились дальше – гастрольный график у них напряжённый.
«Палитра Джаза-2018» собрала на сцене ГДК уже известные павлодарцам российские джазовые коллективы: народный эстрадный оркестр Ордынского района Новосибирской области и ансамбль Алтайского краевого колледжа культуры и искусств города Барнаула. Павлодар был представлен коллективами областной филармонии им. И. Байзакова: камерным хором, вокальной группой «Samiyan» и воспитанниками легендарного джазмена Виктора Шейкина – ансамблем саксофонистов Павлодарского музыкального колледжа школы-интерната для одаренных детей и, конечно же, Джазовым оркестром.
Публика пришла на этот праздник джаза благодарная – зрители не только встречали аплодисментами известные им композиции и поддерживали исполнителей, но и сами рвались на сцену. Один павлодарский музыкант неожиданно для зрителей поднялся из зала на сцену и спел с оркестром, удивив всех своей вокальной импровизацией. После концерта он сказал журналистам, что это было незапланированное, спонтанное выступление.

На следующий день закрытие фестиваля прошло на новой сцене, построенной на набережной. Павлодарская набережная — самая длинная и благоустроенная речная набережная в Центральной Азии. Теперь всё это грандиозное архитектурно-ландшафтное сооружение вместе с новым амфитеатром именуется Иртыш-Променадом. Привыкайте к новому названию. Всё прошлое лето здесь кипела культурная и спортивная жизнь, набережная стала любимым местом отдыха горожан и визитной карточкой Павлодара.
Напомним, что изначально в конце 90-х проект новой набережной подразумевал летнюю сцену. Но она была маленькой, круглой, символичной. Над ней возвышалась дугообразная арка, увенчанная металлической чайкой (или ласточкой – Карлыгаш, как трактовали некоторые). Потом с уходом в места не столь отдалённые акима Галымжана Жакиянова, который начал благоустройство набережной, в ссылку сослали и его арку с птичкой.
Прошли годы, теперь у павлодарцев есть настоящий амфитеатр с профессиональной сценой – эта гигантская белая морская раковина красиво смотрится на фоне речного пейзажа, особенно в часы заката, который у нас чрезвычайно живописен. Презентация большой сцены на набережной прошла в День защиты детей, а первым большим мероприятием стало закрытие джазового фестиваля «Палитра Джаза-2018» с торжественным награждением его участников.
В прошлом году организаторы «Палитры Джаза» не позаботились о рекламе, и шикарный фестиваль прошёл при полупустых аудиториях, огорчив иногородних джазменов, приехавших издалека в гости к павлодарцам. В этот раз рекламы тоже было немного, но заинтересованная публика пришла и в ГДК, и на набережную. Джаз – это живая музыка, он без зрителей немыслим. Вечером на Иртыш-Променаде собралось много молодёжи, взрослых и детей.
Главным и, наверное, единственным пропагандистом джаза в Павлодаре уже несколько десятилетий является музыкант Виктор Шейкин – преподаватель музыкального колледжа, основатель и руководитель Джазового оркестра. Его супруга Кира Шейкина также влюблена в джаз и активно помогает распространению и популяризации этой музыки. Но можно сказать одно – без Виктора Шейкина в Павлодаре не было бы джазового оркестра, именитых джазовых музыкантов и международного фестиваля «Палитра Джаза».
Перед закрытием фестиваля я успел перекинуться с ним парой слов:
– Если сравнить с прошлым фестивалем, как изменился состав участников?
– На этот раз у нас молодежные коллективы из Барнаула, из ордынского ДК Новосибирской области, из нашего музыкального колледжа. В прошлом году у нас больше было коллективов взрослых – из Караганды, Кустаная, Петропавловска. Я думаю – это очень важно, что молодежные коллективы присутствуют. Павлодарский оркестр музыкального колледжа представлен традиционным составом, но он также очень молодой. У нас много учащихся, которые учатся в колледже и играют в нашем оркестре. Это, как сейчас модно говорить, дуальное образование. Учёбу и работу совмещают с большим успехом, и уже являются виртуозными солистами. Одного из них вы сегодня увидите, он на третьем курсе учится, играет на саксофоне-альте – это Сорокин Марк, он будет играть виртуознейшую пьесу Коллинза «Chips&salsa». Потом Саша Бунченко – первокурсник, саксофон-тенор, он уже играет в оркестре и очень хорошо справляется, импровизирует, у него очень прилично получается.
Я спросил у него, почему в Павлодаре есть джаз-оркестр, но нет трио или квартетов, как The Modern Jazz Quartet, Dave Brubeck Quartet или Bill Evans Trio?
– Это глупый вопрос! – восклицает джазмен. – Почему, объясняю: потому что самоучителя на Шостаковича или Чайковского не существует. Чтобы играть таким малым составом, нужно быть музыкантом высочайшего уровня. А такие не так просто вырастают.
– А, может, вырастают и уезжают?
– В этом смысле — да. Павлодар – это кузница кадров музыкантов и для Москвы, и для Астаны, и для Алматы, для всех. У меня только саксофонистов человека четыре в Москве работают. Частенько их вижу по телевизору.

Из концертной программы закрытия фестиваля среди джазовых стандартов запомнилось выступление ансамбля Алтайского краевого колледжа культуры и искусств – очень необычно прозвучала песня Стиви Уандера «Sir Duke» в исполнении их вокалистки Владлены Карповой. Приятное впечатление произвёл павлодарский бой-бэнд «Samiyan», по-своему исполнивший хит Луи Армстронга – «Let My people go» (Go Down Moses). Парни победили на международном конкурсе «Таланты XXI» в Кокчетаве, у них большие перспективы.
Камерный хор Павлодарской филармонии спел две песни в стиле спиричуэл. Для тех, кто не в курсе – это духовные песнопения, характерные для афроамериканских церквей, где хор пританцовывает, паства пляшет, а пастор ведёт себя как рок-звезда. Жанр зажигательный и набирающий популярность. В прошлом году на «Палитре Джаза» выступил Казахский камерный хор Актюбинской филармонии – 10 степенных тётушек и парней исполнили всемирно известную песню-спиричуэл «Shut De Do», произведя фурор. Смысл этой христианской песенки незатейлив: «Закрой дверь! Не запускай дьявола! Зажги свечи! Дьявол съест тебя на десерт!» и т.п. В этот раз «Shut De Do» спел Камерный хор Павлодарской филармонии. Актюбинцев было с десяток, павлодарцев – порядка тридцати. Возле сцены хор слушался мощно, но вверху на лестнице уже едва слышно. Видимо, подзвучить такой большой хор микрофонами было проблематично, поэтому вокалисты полагались на силу своих лёгких и голосовых связок, а не на усилительную аппаратуру. В этом был небольшой минус – «проваливались» басовые партии, которые должны упруго расставлять ритмические акценты. Возможно, поэтому хору громче аплодировали зрители возле сцены, а не в амфитеатре.
Ярким зрелищем было выступление Джазового оркестра Виктора Шейкина, который предстал не только в роли дирижёра, но и шоумена. В джазе общение со зрителями – это часть игры, часть представления. Запомнилась пьеса Сэмми Нестико «The Joy of Cooking» (Радость кулинарии), в ходе которой Виктор Шейкин изображал повара, ритмичными жестами «готовя» обед для друзей. Концертную программу вела Кира Шейкина, под занавес она спела «Makin’ Whoopee» Эдди Кантора – песню, любимую многими известными вокалистами, от Эллы Фицжеральд и Луи Армстронга до Синди Лаупер и Элтона Джона.
На закрытии фестиваля «Палитра Джаза-2018» представителям музыкальных коллективов вручили памятные знаки и от имени акима Павлодарской области преподнесли корзину цветов. Будем надеяться, что в будущем павлодарский джазовый фестиваль будет привлекать не только массу новых зарубежных коллективов, но и туристов. Нужно брать опыт фестивалей Омска и Новосибирска, на которые съезжается публика со всей Сибири, России и дальнего зарубежья, пополняя местный бюджет. Нужны громкие имена, реклама, и любители джаза (R&B, фанка, регги и т.п.) поедут в Павлодар. Концертные площадки и гостиницы для них есть.
Джаз-фестиваль закрыт, а на Иртыш-Променаде продолжается культурная жизнь. Всё лето, каждый вечер пятницы, субботы и воскресенья здесь будут выступать отечественные и иностранные музыканты. Уже прошло выступление казахстанской группы «Муз-Арт» и Павлодарского симфонического оркестра. Павлодарцы ждут российскую певицу Сати Казанову, звезду из Молдавии Дан Балана, кумира казахстанских девчонок Кайрата Нуртаса, группу «Жигиттер» и многих других. Лето на Иртыш-Променаде обещает быть жарким!
Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора, «Наша Жизнь» №22, 07.06.18