Вторник, 16 апреля
Меню

Большие возможности робототехники

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 870
Большие возможности робототехники

В Павлодаре областной фестиваль робототехники, который проводит региональное управление образования совместно с филиалом РОО «Казахстанская федерация образовательной и спортивной робототехники «КазРоботикс», собрал в два раза больше участников, чем год назад.

370 школьников и студентов Павлодара, Экибастуза и Аксу, а также десяти районов области собрались в колледже транспорта и коммуникации. В прошлом году их было 160.
Выступавшие на фестивале ученики пятого класса СОШ №11 Павлодара предложили свой вариант быстрого приготовления горячего завтрака. Айпара Сыздыкова и Артем Малых уверены, что их робот сможет в будущем навсегда решить проблему с нехваткой времени для приготовления вкусного и полезного завтрака.
Как рассказал Артем Малых, своим проектом Pancakebot их команда улучшит качество питания и, соответственно, повысит качество жизни казахстанцев.
— Мы провели опрос в своей школе и выяснили, что 90 процентов детей не завтракают, в лучшем случае съедают холодный бутерброд, — делится Айпара Сыздыкова. — Поэтому возникла идея создать робот, который будет готовить вкусные и горячие панкейки. Блинницу нам одолжила учитель по физкультуре, к ней мы добавили пластиковый дозатор для теста, прикрепили к нему деталь от лего, позволяющую ее открывать и наливать тесто. Это наша четвертая версия робота, делающая панкейки.
На выпечку одного блинчика уходит две минуты. Пока ими Айпара Сыздыкова и Артем Малых кормят только своих одноклассников.
— Самая главная деталь в этом проекте — идея, — сообщил руководитель школьного кружка робототехники Руслан Садыков. — От нее мы уже перешли к модели, позволяющей людям экономить время на приготовлении завтраков. Такие роботы, думаю, в будущем появятся в каждом доме.
В кружке, руководимым Русланом Садыковым, занимаются 60 человек. Pancakebot — четвертый проект, с которым СОШ №11 вышла на соревнования по робототехнике. В их портфолио уже есть мостоукладчик, не требующий присутствия человека, и мобильная парковка будущего.

Третьеклассники Абдирахман и Абдирахим Куандык из СОШ №19 увлекаются робототехникой с пяти лет, платный кружок начали посещать с первого класса.
— Сейчас кружок по робототехнике открылся в нашей школе, мы занимаемся там бесплатно, уроки не пропускаем и уже создали несколько роботов — сортировщик мусора и передвижной грузовой лифт, — рассказывает старший из братьев. По словам учителя информатики СОШ №19 Алмаза Серикбаева, такой необычный лифт может управляться с пульта или с «люльки», прикрепленной в его кабинете. Его можно поставить на колеса, а для прочности «одеть» в корпус.
Одно из последних изобретений близнецов — устройство на четырех моторах, позволяющее аккуратно складывать футболки.
— Это для тех, кто ленится складывать их сам, — считает Абдирахим Куандык.
Как рассказал Алмаз Серикбаев, это лишь начальная база робота, если ее доработать, она сможет складывать пиджак, рубашку, брюки. — Кружок рассчитан для детей, начиная с пятого класса, — сказал педагог. – Братья учатся в третьем, и, учитывая их интерес к робототехнике, я занимаюсь с ними отдельно.
Робот в виде браслета, который может быть полезен людям, лишенным речи, создали ученики 10 класса областной специализированной военной школы-интерната Эмиль Нуркиев и Тамерлан Зейнулла.
— С помощью нашего браслета люди с ограниченными возможностями будут иметь возможность донести до других свою просьбу, — пояснил Эмиль Нуркиев. — На табло, которым снабжен браслет, при нажатии определенных кнопок на трех языках появится надпись – «Хочу есть», «Хочу пить» или «Помогите». Эти же фразы робот произнесет вслух. Ребята считают такие устройства нужными людям и планируют поэкспериментировать над своим изобретением, сделав его более компактным, легким и способным «произносить» большее количество предложений.
Сэкономить школьный бюджет берутся две пятиклассницы гимназии №3 для одаренных детей Павлодара Аружан Аскарова и Яна Солдатенко. Представленный ими канатоизготовитель может сплести не только рыболовную, но и баскетбольную, а также волейбольную сети.
— Мы думаем, что наш проект может сэкономить школьный бюджет, — говорит Яна Солдатенко. — Это начало пути, можно добавить механическую «руку» которая будет направлять и держать нить, сделать дистанционным управление, использовать резинки, гибкую проволоку. От размера модели зависит толщина и длина нити, так что можно и здесь вносить коррективы.

Тему «Умный дом» воплотили в своем проекте девятиклассники СОШ №37 Алишер Амергалиев и Касымхан Шайменов.
— Если к дому приближается человек ближе, чем на 20 метров, в нашем случае 20 сантиметров, автоматически срабатывает сигнализация, — объясняют ребята. – Далее, зайдя в дом, можно по хлопку включить свет. Кроме того, предусмотрена система, оповещающая хозяина, что его комнатные цветы требуют полива.
Как говорят школьники, «Умный дом» — тема XXI века, его можно совершенствовать бесконечно.
В общекомандном зачете победителем стала команда колледжа транспорта и коммуникации. Ообладателем диплома ІІ степени — школы-гимназии №9 Павлодара, обладателем диплома ІІІ степени — команда лицея-интерната «Бiлiм-инновация» для одаренных юношей.
Победители областного фестиваля робототехники награждены ценными подарками и примут участие в республиканском чемпионате по робототехнике в октябре 2018 года в Петропавловске.
Имена победителей по категориям: «Гонки по линии» СОШ № 28 Павлодара, «Слалом» — команда школы-гимназии №9 Павлодара, «Робосумо-младшая группа», «Конкурс проектов» младшая группа — СОШ №11 Павлодара, «FUN Перетягивание каната» — СОШ №1 Аксу, «FUN Управляемые скорпионы» «Шагающее сумо» — лицей «Бiлiм-инновация» для одаренных юношей. Категория «Робосумо-старшая группа» — областной многопрофильный полиязычный лицей-интернат, «Кегельринг-квадро» — школа-гимназия №9 Павлодара, «Мини-сумо» — областная казахская гимназия-интернат для одаренных детей имени И. Алтынсарина, «Кегельринг» — СОШ №43 Павлодара, «Эстафета», «Конкурс проектов» старшая группа, олимпиада по 3D-моделированию» — колледж транспорта и коммуникаций.
Ботагоз Ахметова, «Наша Жизнь» №21, 31.05.18