Суббота, 20 апреля
Меню

Тепло Италии звучит для Павлодара

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 921
Тепло Италии звучит для Павлодара

Павлодарский симфонический оркестр областной филармонии имени Исы Байзакова завершил очередной сезон. Музыканты уходят на каникулы, будут готовить новые программы и концерты. А в программе этого завершающего сезон выступления прозвучали произведения, многие из которых наши оркестранты впервые исполнили на гастролях в Италии. Что и говорить, немного солнца в холодных весенних буднях Павлодару были очень кстати. Вместе с павлодарскими музыкантами мелодии пробуждения природы представил и наш гость из США – скрипач Владимир Дё.

«С каждым разом оркестр удивляет нас все больше. Мне приятно приходить на каждое мероприятие. Музыканты говорят, что приготовили нам сюрпризы – будем смотреть и слушать», — поделилась перед концертом ожиданиями павлодарка Татьяна Бартель. Что и говорить, симфонический оркестр, действительно, стремится удивлять и восхищаться своего зрителя, будто то местная любящая публика или взыскательный искушенный итальянский ценитель. Объяснением в любви к Италии прозвучала и первая часть «итальянской» симфонии номер 4 Феликса Мендельсона Бартольди. И другие мелодии, рассказывающие о стране с богатыми музыкальными традициями.
— Этот концерт можно считать продолжением предыдущего и назвать «Из Италии  с любовью», — говорит музыковед Павлодарского симфонического оркестра Наталья Землякова. — В Павлодаре прозвучат премьеры, сыгранные впервые музыкантами в Италии. Солнечная итальянская музыка, судя по погоде, нам не помешает. Открывает концерт блистательный Россини – увертюра к опере «Итальянка в Алжире». В этой музыке много легких сменяющихся тем, песенных мелодий, она очень динамична и радостна.
В программе – совершенно разные, но виртуозно исполненные мелодии. Это и саундтрек из кинофильма «Список Шиндлера», и концерт для скрипки с оркестра ми-минор Феликса Мендельсона Бартольди. Последнее произведение лидирует в пятерке самых исполняемых скрипичных концертов. Но в этот раз музыковед оркестра рассказала не о том, что символизирует концерт, а о жизни композитора, когда он его писал.
— Времена идут, открываются новые архивы, и сегодня мы знаем историю, связанную с этим шедевром, — поясняет Наталья Землякова. – В середине 19 века Феликс Мендельсон Бартольди пожил короткую, но успешную жизнь. Он был состоятельным человеком, авторитетным композитором своего времени. Он открыл Лейпцигскую консерваторию и заложил основы профессионального европейского музыкального образования. Он был счастлив в браке, женат на любимой женщине Сесилия Жан-Рено, которая родила ему пятерых детей. Все было прекрасно, пока он не познакомился со шведской певицей Йенни Линд, покорившей всю Европу своим уникальным голосом, и оставившую карьер оперной певицы в 20 лет, став певицей камерной. Она открыла свой фонд и помогала молодым дарованиям. В нее был влюблен Ганс Христиан Андерсен. После отказа стать его женой, писатель так никогда и не женился. И Мендельсон влюбился в Йенни Линд, он предложил ей в сохранившемся письме уехать в Америку и начать жизнь сначала — вместе. Но он отказала. В детстве из ее семьи ушел отец, и она сама потом не захотела разрушать чужой брак. Здесь начинается трагический период в жизни Мендельсона – у него умирает обожаемая сестра Фанни. У него случается первый инсульт, затем спустя несколько дней — второй. На следующий день он умер — в возрасте 38 лет. За два года до смерти, на крыльях этой любви и страсти он и пишет свой скрипичный концерт.

Другое популярное произведение, одночастная симфония «Влтава» Бедржиха Сметаны – гимн любви к самой главной реки Чехии. Интересно, что на чешских свадьбах первый танец молодоженов исполняется именно под мелодию из этого произведения. Сметана – создатель национальной чешской классической музыки, оперы. Общаясь с Ференцем Листом, он познакомился с новым жанром – симфонической поэмой. Это произведение рассказывает о чем-то, оно программное. Шесть симфонических поэм Сметана объединил общим названием «Моя родина». Зрителям было внове узнать, что «Влтаву» из этого цикла композитор написал, будучи уже совершенно глухим!
«Интродукция и Рондо-каприччиозо» — написанное специально Сен-Сансем для знаменитого скрипача 19 века Пабло Сарасате, обладавшего, в том числе, уникальной техникой стаккато. Исполнил его для павлодарцев в своей манере Владимир Дё. Он прибыл к нам из Филадельфии (США), где он живет и работает. Сам он из Алматы, окончил школу для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой, затем Алматинскую консерваторию. Потом учился в Академии музыки в классе Раисы и Айман Мусаходжаевых. Затем учеба и стажировка продолжилась в Америке — у профессора Эдуарда Шмидера. Получил степень магистра музыки, затем стал доктором музыкальных искусств.
— Владимир Дё объездил с концертами весь свет, солировал на самых значительных сценах, — рассказывает Землякова. — Становился лауреатом международных конкурсов. Но самое главное – он преподает, выступая с мастер-классами по всему миру. Со своим профессором они разработали удивительную методику на скрипке. Желая создать «скрипичное бельканто», они сделали много открытий. В том числе, оказывается, огромную роль играет наш мышечный корсет. Чтобы скрипач заиграл, нужно точно знать строение человеческого тела и работать с ним. Результат заметный – создана своя школа, и ученики Владимира Дё получают призы на международных конкурсах.
Зрители, как и предсказывали музыковеды, попали под обаяние этого музыканта и звучания его волшебной скрипки. К слову,10 лет назад, в мае 2008 года, когда оркестр только начинал свое становление, Владимир Дё выступал вместе с нашими музыкантами в Павлодаре. Говоря о существующих в мире классической музыки пяти скрипичных концертов, упоминают, что Владимир Дё исполнил с нашим оркестром два. Остается надеяться, что будут и другие выступления в этом сотрудничестве.
Болат Рахимжанов, художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель РК перед уходом на каникулы поблагодарил со сцены публику. «Приходите на наши концерты, вы даже не представляете, как для нас это важно!», — сказал он. Зрители ответили  на это признание продолжительными овациями, поддерживая музыкантов. А после финальных звуков «Венгерского танца» Брамса на последнем в этом сезоне концерте  павлодарцы приветствовали оркестр стоя. Это уже стало павлодарской традицией.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №21, 31.05.18